В рамках федеральной целевой программы «Жилище»
на 2011-2015 гг. Министерство регионального развития совместно с субъектами РФ, АИЖТ, Фондом РЖС и Фондом ЖТХ разработали показатели строительства по каждому региону на ближайшую пятилетку. По словам премьер-министра Владимира Путина, кроме этого, каждый регион должен разработать комплексный план развития стройиндустрии, чтобы обеспечить растущие потребности строителей в стройматериалах. Для регионов, активно занимающихся строительством, предусмотрена федеральная поддержка: 3,5 из 2i,6 млрд рублей будет направлено на субсидирование процентных ставок по кредитам на техническое перевооружение заводов стройиндустрии уже в этом году.
На прошедшем в феврале совещании по развитию жилищного строительства премьер-министр Владимир Путин поставил задачу к 2016 году увеличить объемы ввода до 100 млн кв. м, а к 2020 году — до 142 млн кв. м. В ближайшие пять лет надо постараться добиться роста в полтора раза — с 58 млн кв. м в 2010 году до 90 млн кв. м в 2015 году. Эти цифры отражены в документе Минрегионразвития РФ — «Контрольные показатели ввода жилья по субъектам РФ на период 2011-2015 годов и индикативные показатели на 2016-2020 годы». От южнороссийских регионов в Минрегионе ожидают рекордов. К 2015 г. в Астраханской области объемы строительства должны вырасти до 800 тыс. кв. м, в Волгоградской области — до 1,43 млн. кв. м, в Ростовской области — до 3,16 млн кв. м, на Ставрополье — до 1,95 млн кв. м.
На майском совещании в Геленджике замруководителя Департамента строительства Краснодарского края Александр Мохна озвучил планы по строительству на Кубани — 3,7 млн кв. м жилья на 2011 год, что значительно превышает контрольные показатели ввода (См. таблицу «Контрольные показатели»). Те регионы, которые ежегодно не будут наращивать объемы ввода жилья, лишатся финансовой поддержки федерального бюджета в рамках ФЦП «Жилище». По словам главы Минрегиона Виктора Басаргина, для увеличения развития объемов жилищного строительства необходимо обеспечить должное развитие промышленности стройматериалов в субъектах РФ. Дело в том, что по сути два десятилетия она развивалась бессистемно, без координации и учета межрегиональной кооперации. Только в 2010 году Минрегионразвития РФ подготовил Стратегию развития промышленности строительных материалов на период до 2020 г. За год обсуждения документа в него были внесены ряд изменений. В частности, если ранее предполагалось, что модернизация будет проведена исключительно за счет внебюджетных источников, то на апрельском совещании премьер-министр РФ Владимир Путин пообещал выделить финансовые ресурсы тем регионам, где активно ведется строительство. Порядка 40 регионов смогут субсидировать процентные ставки по кредитам на техническое перевооружение заводов строй-индустрии — 3,5 млрд рублей из 21,6 млрд рублей будет направлено уже в этом году. В рамках масштабной программы будет действовать единый принцип: планируется минимизировать или обнулять ставки ввозных таможенных пошлин на то оборудование, которое является уникальным или на территории страны не производится. На правительственном уровне будут созданы условия, которые экономически стимулируют перенос производства на российскую территорию с постепенным увеличением локализации производства.
— Также нужна координация региональных программ жилищного строительства с планами развития инженерных сетей, включая газ, электричество, теплоснабжение, — отметил глава Правительства РФ. — К середине 2012 года прошу полностью завершить работу по обновлению национальных стандартов в сфере строительства и производства стройматериалов. На первом этапе реализации Стратегии (2010-2015 годы) планируется инвестировать средства в модернизацию уже действующих мощностей, выделение участков для строительства новых предприятий, выделение лицензий на разработку месторождений для получения сырья, строительство необходимой инфраструктуры. На второй этап реализации Стратегии (2015-2020 годы) приходятся наиболее затратные мероприятия — ввод новых мощностей. Запланированные к 2020 году инвестиции позволят запустить новые мощности, которые ежегодно смогут выпускать дополнительно до 36,1 млн тонн цемента, сборных железобетонных конструкций до 2,5 млн кубометров, нерудных материалов (щебня и песка) до 625,3 млн кубометров, стекла до 324,6 млн кв. м. В рамках реализации Стратегии планируется создать к 2014 году в Северо-Кавказском федеральном округе инновационные кластеры, объединяющие предприятия, лаборатории и испытательные базы материалов, изделий и конструкций. Кроме того, в эти же сроки намечены к реализации в Южном федеральном округе пилотные проекты по развитию производств энергоэффективных стройматериалов и экспериментальному строительству жилых домов с использованием автономных инженерных установок и систем. Пока же, по данным Минрегиона, в 2010 году в стране было построено около 300 новых производств: наибольшее количество производственных мощностей на Юге введено в Краснодарском крае (восемь), Астраханской области (восемь), Ставропольском крае (пять). Исторически сложилось так, что более 80% производства стройматериалов в ЮФО приходится на Краснодарский край (более 33%), Волгоградскую и Ростовскую области (около 25 и 21%). Это неудивительно, ведь объемы строительства распределяются по территории округа неравномерно: на Дону и Кубани вводится более половины от общего объема жилья на Юге России. Дефицит и зависимость регионов от импорта некоторых видов материалов, таких как стекло, теплоизоляционные материалы, полимерные трубы и т. д., производства которых единичны на Юге России, подстегивает крупных федеральных и транснациональных игроков создавать свои производства в регионе. Для их размещения, по крайней мере до кризиса, они предпочитали преимущественно Краснодарский край и Ростовскую область.
Контрольные показатели ввода жилья южнороссийскими регионами на период 2011-2015 годов и индикативные показатели на 2016-2020 гг. млн кв. м
Регион | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2020 |
Астраханская область | 0,52 | 0,55 | 0,59* | 0,68* | 0,8* | 1,33* |
Волгоградская область | 0,8 | 0,91 | 1,03 | 1,2 | 1,43 | 2,59 |
Краснодарский край | 3,2** | 3,33** | 3,47** | 3,65** | 3,95** | 5,31 |
Ростовская область | 1,87 | 1,96 | 2,12 | 2,85 | 3,16* | 5,18* |
Ставропольский край | 1,27* | 1,33 | 1,41 | 1,62 | 1,95 | 3,2* |
Источник: Минрегионразвития РФ
* — некоторые данные в таблице округлены
* * — данные будут изменены
Однако доля таких предприятий невелика: стройкомплекс живет в основном за счет продукции построенных еще в советские годы предприятий, которые не в состоянии резко увеличить ее выпуск. Общая их беда — в устаревшем морально и физически оборудовании. Среди регионов Юга России наибольший износ (более 75%) на предприятиях Астраханской области, наименьший — в Ставропольском крае — около 30%.
До кризиса мощности предприятий стройиндустрии были загружены в среднем на 60-80%. Наибольшая загрузка мощностей после кризиса наблюдается в Краснодарском крае: коэффициент использования мощностей в цементной отрасли 97,4% (в России такой показатель равен 66,3%), а среднегодовой выпуск цемента на душу населения достиг 882 кг и превысил российский показатель в 2,5 раза. В отношении некоторых регионов Юга сегодня можно говорить и о дефиците сырья. В Астраханскую область цемент, песок, щебень, арматуру и другие материалы приходится ввозить из других регионов. Дефицита стройматериалов в полном смысле этого слова в регионе нет: в условиях рынка то, что не можешь произвести, можно купить — вопрос в цене материала. Директор оценочно-консалтинговой компании «ИКР-Консультант» Валерий Аллавердян отмечает, что участники рынка жалуются на высокие железнодорожные тарифы и отсутствие инфраструктуры: станций с высокой пропускной способностью отгрузки железнодорожным транспортом, специализированных причалов для отгрузки водой, площадок для складирования сыпучих грузов. «Данные факты, безусловно, не стимулируют появление новых производств и увеличивают риски инвестиций в данную отрасль», — отмечает эксперт. Инвестиционная привлекательность различных отраслей стройиндустрии и обеспеченность ресурсной базы (месторождения и т.д.) различны, поэтому диктуемые чиновниками планы могут расходиться с реалиями. Директивно нельзя приказать стройкомплексу строить и производить больше, чем это востребовано рынком. В этом контексте Стратегия развития стройиндустрии лишь призвана дать ориентиры развития и строителям, и производителям.
Автор:
Евгений Милославский