Друг с другом сверяя шаг

Друг с другом сверяя шаг

Минрегион РФ и НОСТРОЙ нашли общие сферы для взаимодействия — в снятии административных барьеров, совершенствовании техрегулирования и подготовке кадров

В конце апреля в Екатеринбурге состоялся IV очередной Всероссийский съезд Национального объединения строителей (НОСТРОЙ). Делегаты съезда дали оценку созданной системе саморегулирования в строительстве, которая существует уже полтора года. Учитывая повышенное внимание со стороны Правительства РФ к процессам, происходящим в отрасли, можно предположить, что государство, без скидок на болезни роста, ждет от института саморегулирования более активных действий буквально по всем направлениям фронта работ и предлагает свою помощь в решении проблемных вопросов.

Накануне съезда НОСТРОЙ провел окружные конференции СРО, основная задача которых состояла в формировании общей позиции по главным направлениям работы Национального объединения строителей. Окружная конференция СРО ЮФО прошла в Краснодаре. Информационной площадкой для освещения делового разговора был избран отраслевой журнал «Вестник» ИД «МедиаЮг», который с самого начала становления отечественного саморегулирования активно сотрудничает с СРО региона. Конференция проходила под председательством координатора НОСТРОЙ по ЮФО Батырбия Тутаришева. В ней приняли участие представители всех 11 строительных СРО, зарегистрированных на территории округа, а также директор Департамента нормативного обеспечения НОСТРОЙ Леонид Бандорин и замруководителя аппарата НОСТРОЙ Лариса Баринова.

Участники конференции активно дискутировали вопрос реализации программы «Жилище» и использования в жилищном строительстве компенсационного фонда СРО, была поднята проблема недостаточного участия властей всех уровней в подготовке площадок инженерной инфраструктуры под строительство, говорилось о том, что взятый государством курс на малоэтажные застройки жилищную проблему не решит.

Общее мнение коллег выразил исполнительный директор НП «Объединение строителей Астраханской области» Равиль Умеров. «Мы поддерживаем стремление государства строить как можно больше недорогого жилья, — сказал он, — но не стоит замалчивать перед государством свои проблемы, которых у нас накопилось множество. Роль государства в программе «Жилище» нигде не прописана. Без снятия инфраструктурных и административных ограничений бизнес директивно не заставишь сдавать по 1 кв. метру на человека: если ему скажут: «Строй 10 домов», он ответит, что у населения доходы низкие, кредитов никто не дает, в лучшем случае построю два дома. Должно быть движение навстречу со стороны государства, обоюдное стремление реализовать все заявленные планы». Предложение лидеров СРО Юга России отложить рассмотрение вопроса «жилищной политики» до лучших времен было учтено организаторами съезда. Центральный обсуждаемый вопрос повестки дня был посвящен «роли саморегулируемых организаций в развитии строительного комплекса в целом».

События перед съездом показали, что от формулировки вопроса суть дела не меняется: процесс саморегулирования в строительстве взят государством под контроль. В марте Минрегион РФ выступил с предложением забрать у Ростехнадзора контролирующие функции над отечественным институтом саморегулирования в строительстве. То, о чем строители говорили с начала внедрения саморегулирования, похоже, скоро случится. Так хорошо это или плохо — саморегулироваться под контролем государства? И что принесет передача полномочий контроля за деятельностью саморегулируемых организаций от Ростехнадзора Минрегионразвитию (причиной послужило бездействие Ростехнад-зора по отношению к коммерческим СРО)? Ефим Басин в своем докладе отметил: «Национальное объединение строителей за прошедший год сделало все возможное для налаживания конструктивного сотрудничества с Ростехнадзором. Однако наши многочисленные обращения пока не привели к положительному результату».

Уже сегодня НОСТРОЙ и Минрегион РФ взаимодействуют в решении важных задач, стоящих перед СРО: в совершенствовании Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капстроительства, предложений по совершенствованию минимальных требований к выдаче свидетельств о допусках в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов и еще по целому ряду направлений. Судя по программным речам (см. Апрельские тезисы), как минимум четыре приоритетных направления работы Минрегиона РФ и НОСТРОЙ — снятие административных барьеров, совершенствование технического регулирования, подготовка кадров и информирование отраслевого сообщества — имеют точки соприкосновения. Деятельность НОСТРОЙ направлена и на упорядочение «внутриотраслевой» работы по разработке внутренней нормативной базы саморегулирования (унификации документов и т. д.) и искоренению «торговли» допусками. Правда, в решении последней проблемы, по словам Ефима Басина, еще несильно продвинулись. Полномочия же Минрегиона в строительной сфере простираются гораздо шире.

При этом выступающий на съезде Виктор Басаргин заявил о готовности государства предоставить строительному сообществу максимальную свободу действий и инициатив в том объеме, в котором оно готово взять на себя ответственность за их результаты. «Можно часто слышать, что раньше строительному комплексу государство уделяло больше внимания — отраслью руководило профильное министерство, — отметил министр. — Скажу на это: сейчас пути развития строительства определяют не два департамента Минрегиона России, а союз министерства и профессионального сообщества в лице трех национальных объединений. Сегодня без вашего участия не принимается ни одного важного решения». Как считает директор НП СРО «Межрегиональный альянс строителей» Игорь Ребрищев, министр регионального развития дал понять сообществу, что НОСТРОЙ является непризнанным министерством строительства, и на него правительством возлагаются большие задачи, которые надо решать. На съезде отмечалась, что в ближайшее время приоритетной должна стать работа по модернизации законодательства о размещении госзаказа. Минэкономразвития уже разработало новую концепцию закона о госзакупках, которая по предложениям НОСТРОЙ учитывает специфику строительства, требующую пред-квалификацию участников торгов, ограничение применения электронных торгов, антидемпинговые меры. «Существующий закон о госзакупках показал свою несостоятельность в строительстве, — говорит директор СРО НП «Строительное региональное объединение» Александр Ладатко. — Но не менее актуально стоит вопрос взаимодействия подрядных организаций с заказчиком, функции которого на региональном уровне весьма расплывчаты. Эту проблему надо анализировать, и ею надо заниматься».

В целом респонденты «Вестника» положительно оценивают новый уровень сотрудничества двух структур и считают, что со специалистами Минрегиона РФ легче вести профессиональный диалог и находить оптимальные решения по многим вопросам. «Строительное сообщество не может существовать отдельно от государства, — говорит Андрей Верещака, директор СРО НП «Строители Ростовской области». — Мы надеемся на прогрессивное взаимодействие этих двух структур, и прежде всего в вопросах устранения административных барьеров и коммерческих СРО». Из материалов съезда и ответов респондентов нетрудно заметить, что пока перед саморегулированием стоит больше вопросов и нерешенных задач, чем ответов и готовых решений. Ситуация довольно непростая. Тем более что премьер Владимир Путин открыто заявляет, что многие строительные компании, сталкиваясь с проблемами в ходе своего членства в СРО, просят вернуть обратно государственное лицензирование. Это означало бы полный провал в становлении российского института саморегулирования, чего государство, конечно же, допустить не может. А вот станет ли Минрегионразвития движущей силой саморегулирования, мы узнаем очень скоро.

Апрельские тезисы министра регионального развития РФ Валерия Басаргина и президента Национального объединения строителей Ефима Басина

Валерий Басаргин о направлениях, по которым государство должно работать с профессиональным сообществом: Ефим Басин о приоритетных направлениях работы НОСТРОЙ на 2010-2011 гг.:
Упрощение административных процедур Содействие устранению необоснованных административных барьеров в строительстве
Совершенствование отраслевого и технического регулирования Участие саморегулируемых организаций в техническом регулировании в строительстве
Стимулирование эффективных форм жилищного строительства Искоренение коммерциализации деятельности саморегулируемых организаций
Развитие профессионального образования и науки Совершенствование системы повышения квалификации кадров
Координация и структурирование рынков, обеспечение открытого доступа к информации Информационное обеспечение саморегулирования
Стимулирование технического и технологического перевооружения отрасли Разработка внутренней нормативной базы саморегулирования
Переход от конкуренции за административный ресурс к конкуренции лучших практик и технологий
Логотип Вестник Строительство