Герт Вальтер: «Главными регионами для нас являются Москва, Санкт-Петербург и Ростов»

Герт Вальтер: «Главными регионами для нас являются Москва, Санкт-Петербург и Ростов»

За годы работы в России концерн DAW (торговая марка Caparol) — европейский лидер по производству лакокрасочных материалов — инвестировал в проекты на ее территории несколько десятков миллионов евро

За годы работы в России концерн DAW (торговая марка Caparol) — европейский лидер по производству лакокрасочных материалов — инвестировал в свои проекты на ее территории несколько десятков миллионов евро. В настоящее время компания имеет два завода в Подмосковье, однако не исключено, что со временем будет построен еще один завод на Юге РФ, где в 2014 году пройдут Олимпийские игры. Ключевыми для себя региональными российскими рынками Caparol считает Москву, Санкт-Петербург и Ростов, рассказал в эксклюзивном интервью ИД «МедиаЮг» Герт Вальтер — представитель компании LACUFA GmbH Lacke und Farben, входящей в концерн DAW.

— «Для тех, кто хочет сохранить свои позиции, важно быть не только лидерами, но и постоянно совершенствовать работу предприятия в соответствии с тенденциями рынка», — сказано на сайте компании Caparol. Как вы оцениваете сегодняшние тенденции на рынке профессиональных красок? Какие новые продукты позволяют вам сохранять лидирующие позиции на нем?

— Мы начали работать на российском рынке более 15 лет назад. Тогда мы сосредоточились на реконструкции памятников истории и культуры вашей страны, посчитав, что это долгосрочные инвестиции в имидж компании. Мы пришли в Россию с нашими лучшими, с технической точки зрения, продуктами, проверенными в Германии. И эта тенденция продолжается по сей день. Например, пару лет назад концерн DAW начал поставлять в Россию продукты без содержания растворителей, без эмиссии вредных веществ, — прежде они не были известны на вашем рынке. Это новые продукты, относящиеся к «зеленым технологиям». Российскими строителями все более и более востребованы материалы с уникальными свойствами, которые обеспечивают высокое качество и сокращают трудозатраты. Сегодня все говорят о нанотехнологиях в красках, а еще пять лет назад на выставке в Москве мы представили российским потребителям материалы на основе нанотехнологий, познакомили с новыми программами для реставрации памятников, с новейшими продуктами для теплоизоляционных систем… Все это — ведущие технические решения, разработанные в Западной Европе и сразу же перенесенные в Россию.

— Сколько времени проходит с момента презентации новых продуктов в Европе до начала их поставок в Россию?

— С разными продуктами — по-разному. В случае с фасадными наноматериалами, например, на это ушло один-два года, пока в Германии не был накоплен опыт применения материалов. Если привести пример вывода на рынок уникальной эластичной паропроницаемой краски PermaSilan, то ее продажи в России стартовали одновременно с Германией, и, насколько я могу судить, это один из самых популярных наших продуктов в вашей стране.

— То есть Европа сразу получает отточенную технологию, что позволяет избегать ошибок при ее внедрении в других странах?

— Да, и это часть нашей философии: только после того как продукт «отточен», мы переносим его на другой рынок. При этом на рынках развивающихся стран наша философия упирается в одну проблему. Продукты Caparol имеют соответствующее качество, а значит, и цену. Из-за недостаточного финансирования при покраске фасада многоквартирного жилого дома, к примеру, в Ростове-на-Дону далеко не всегда могут быть использованы самые современные наши материалы. Выбор, скорее всего, будет сделан в пользу наших бюджетных объектных материалов. Это тоже хорошие материалы, которые по ценовым параметрам и простоте применения больше подходят для данного конкретного случая.

— Кто он, российский потребитель лакокрасочных материалов?

— Не только в России, но и в США, Китае, других странах клиент хочет одного: чтобы продукт был лучше по качеству и дешевле по цене. В вашей стране я часто сталкиваюсь с тем, что покупатель хочет иметь очень высокое качество, но реальные финансовые возможности мешают этому. Я очень хорошо понимаю русских инвесторов, принимающих решение в пользу продуктов Caparol. Мы (и, наверное, никто) не сможем предложить инвестору высокое качество по низкой цене. Не сможем и не хотим. Мы хотим ввести в рынок качество. Это, конечно, потребует определенного времени, но мы готовы планомерно работать в данном направлении, потому что уверены, что идем правильным путем, и не намерены сворачивать с него.

— Что в вашем понимании значит «вводить качество»? Вы участвовали в тендере на право реставрации объектов московского Кремля. Чем российские специалисты руководствовались в первую очередь — качеством или ценой?

— В Кремле о цене не говорили (смеется)… В отрасли охраны памятников истории и культуры, например в Питере, наша доля рынка составляет 50%. Здесь, конечно, тоже спорят о цене, но понимают, что требуется определенное качество, требуют качество и готовы за него платить. Десять-двенадцать лет назад мы участвовали в тендере на реконструкцию собора Василия Блаженного. Помимо нас участвовало еще много фирм. Некоторые из них предлагали сделать все бесплатно. Мы на это ответили: «Нет, бесплатно мы не делаем». В конце концов именно Caparol выиграл тендер. Качество Caparol стало нашим преимуществом над другими претендентами. Каждый раз бывая в Москве, я приезжаю к собору, чтобы еще раз взглянуть на эталонные поверхности, которые выполняли наши техники. Качество — это наша философия. В России, проповедуя ее, мы учитываем специфические требования местного рынка.

— Насколько известно, желание не снижать планку качества подсказало Caparol идею создания в ряде стран специальных центров профтехобразования. Надежды, возлагаемые на такие центры, оправдываются?

— Да. В принципе, это не совсем наша задача. Но мы ею занимаемся, потому что хотим обеспечить качество применения наших продуктов. Нам нужны хорошие строители, в том числе и в России, которые будут обладать знаниями и опытом применения наших новейших материалов. Сейчас мы работаем над созданием центра, целью которого будет постоянная переподготовка специалистов строительной отрасли, повышение квалификации, предоставление информации по нашим новейшим технологиям и материалам.

— Общий оборот Caparol превышает 1,2 млрд евро в год. Какую долю в этом объеме занимает Россия?

— В 2011 году оборот Caparol в России превысит 1,5 млрд рублей. Одна из основных задач нашей группы — дальнейшее освоение российского рынка.

— По сравнению с другими европейскими странами 1,5 млрд рублей — это много или мало?

— Caparol является лидером рынка лакокрасочных материалов в Германии и Австрии, очень хорошие позиции у компании и в Швейцарии. Уже более десяти лет компания активно работает во всех европейских странах. С тех пор мы вложили значительные инвестиции в различные сбытовые и производственные подразделения на территории Европы. В масштабах компании 1,5 млрд рублей — это немного. Но учитывая опыт работы, темпы роста продаж наших материалов в вашей стране и их востребованность, руководство концерна Caparol видит в России большие перспективы.

— Какова динамика этих продаж?

— Последние десять лет Caparol стабильно развивается в России. Скажу больше: скорость нашего развития в вашей стране — гораздо выше скорости развития самого рынка. Насколько я знаком с цифрами, в прошлом году российский рынок красок вырос на 7-9%; наша фирма в прошлом году выросла более чем на 30%. Я затрудняюсь предсказать, каким будет рост лакокрасочного рынка России в этом году, если будет 10% — неплохо. Наша цель роста на этот год — 25%.

— В каких российских регионах ваша продукция наиболее популярна?

— Первым регионом, в который пришел Caparol, была Москва, вторым — Питер, третьим — Ростов. Эти три региона являются для компании главными. Мы очень довольны нашим присутствием в южной России — в последние годы мы наблюдаем здесь самый большой рост продаж своей продукции. В Ростове у нас хорошая команда, хорошие клиенты, хорошие партнеры. Если философия фирмы и философия партнеров сходятся, тогда можно хорошо развиваться. В южной России эти две философии сошлись — отсюда и результат.

— На сегодня у Caparol открыты две производственные площадки. Обе располагаются в Подмосковье — в Твери и Малино. Каковы их объемы, география сбыта?

— С производства в Твери мы начинали, открыв его в 2000 году. Сейчас там выпускаются дисперсионные краски, штукатурки и шпатлевки. Мощность завода — 15 тыс. тонн в год. В этом году мы собираемся по максимуму его загрузить, перенося новые продукты Caparol из Германии. По мере того как будут расти потребности российского рынка, будут расширяться и мощности производства в Твери. Этот завод мы рассматриваем как базу для дальнейшего развития компании в России. Первая задача производства Caparol в Малино — улучшить нашу логистику в вашей стране. Вторая — производство компонентов для теплоизоляционных систем. Для решения первой задачи был построен современный центральный склад, для решения второй — созданы и запущены соответствующие мощности.

—А рассматривает ли Caparol перспективы создания собственного производства на Юге России? Если да — когда это может произойти?

— Уже сегодня дискутируется вопрос, в каком регионе будет сделан следующий шаг. Это очень серьезный вопрос. Он связан в том числе и с расходами на логистику в вашей стране, которые постоянно растут. Кроме того, для принятия решения об открытии производства его надо сначала загрузить, потом — окупить. Именно так ставит этот вопрос владелец нашей компании.

— Учитывая, что продажи Caparol ежегодно растут на 30%, как скоро можно ожидать загрузки имеющихся мощностей компании, чтобы приступить к созданию новых?

— В России все более важную роль играет эффективное использование энергии. Могу предположить, что в этом году наши мощности в Малино удастся загрузить примерно на 70%, а через два-три года — на все 100%. Если вспомнить, что производство компонентов для теплоизоляционных систем мы запустили только в октябре 2009 года, то можно сказать, что это очень амбициозная программа.

— Во время недавней специализированной выставки в Ростове демонстрировался проект комплексной энергетической санации жилого дома, разработанный Caparol. Технология в самом деле очень интересная и перспективная, но малоизвестная. Как вы собираетесь продвигать ее в российских регионах?

— Мы обладаем более чем 30-летним опытом работы в данном направлении в Германии. Более 10 лет активно развиваем это направление в России. У нас есть опыт энергетической санации, проведенной в Москве совместно с «Газпромом», мы работаем над крупными проектами в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре, Сочи. Имеются полные расчеты, сколько при этом экономится энергии и какой достигается экономический эффект. Если руководителям российских регионов действительно интересен данный проект, мы готовы предоставить им все материалы, познакомить с высококлассными специалистами, работающими в этой области.

— Познакомившись с пилотным проектом санации, донской губернатор Василий Голубев дал ему высокую оценку, но задал вопрос о сроках окупаемости предлагаемой технологии. Что еще, по вашему мнению, мешает более широкому распространению опыта энергетической санации в России?

— Этот проект для Ростова действительно пилотный, и значит вы в самом начале пути. Опыт последних десятилетий показывает высокую эффективность данных мероприятий. Необходимо только учесть все факторы.

Россияне еще не до конца осознают, сколько на самом деле стоит сегодня энергия. Но я уверен, что очень скоро они научатся считать, осознают, как важно эффективное использование энергии для дальнейшего развития страны, ее экономики. Подорожание энергоресурсов — общая мировая тенденция. Проблема не решается открытием-закрытием окон. Во многих странах из этого уже делают выводы и все активнее внедряют энергетическую санацию.

—А именно — какие страны?

— Европейские страны, которые уже давно и планомерно работают в этом направлении, страны Балтии, где энергетическая санация финансируется Евросоюзом, Беларусь, сильно зависящая от российских поставок нефти и открывшая в Бресте завод по производству теплоизоляционных материалов, Украина…

— Если не секрет, сколько всего средств инвестировал Caparol за эти годы в Россию?

— Точную цифру назвать нельзя. Но это получится существенная двухзначная цифра в миллионах евро. Например, в Малино мы инвестировали около 15 млн евро. Процесс инвестиций в российский рынок — практически ежедневный. Только в этом году принимаем на работу более 50 новых сотрудников, значительно увеличиваем расходы на их обучение…

— Ваш прогноз относительно развития рынка лакокрасочных материалов в России? При каких условиях возможно приблизить объемы потребления лакокрасочных материалов нашими соотечественниками к немецким?

— Главное — сами жители России должны прийти к мысли об улучшении условий жизни, работы, отдыха, и это неизбежно приведет к сокращению существующего разрыва в объемах потребления. В Германии ежегодно приходится 20 литров лакокрасочных материалов на душу населения, и это считается очень большим объемом. В дальнейшем он не будет сильно расти, колеблясь в пределах плюс-минус 2%. В России же на одного человека приходится всего 5 литров. Эта цифра будет расти каждый год. Однако чтобы достигнуть немецкой отметки, вам потребуется много времени.

— Хотите сказать, что как минимум на ближайшее десятилетие российский рынок для Caparol будет оставаться привлекательным?

— Смею высказать прогноз, что в ближайшие десять лет наша российская дочерняя компания станет самой крупной дочерней компанией группы фирм DAW.

Справка

Концерн DAW (торговая марка Caparol) был основан в 1895 году. Это единственная семейная фирма среди трех крупнейших компаний Европы, производящих строительные краски. На протяжении 111 лет ею владеют и управляют потомки немецкого купца Роберта Мурьяна.

Торговая марка Caparol — полосатый слон — ассоциируется с высококачественной лакокрасочной продукцией. Главными в программе производимых продуктов традиционно считаются водные дисперсионные краски для внутренних и наружных работ. В этой области Caparol является самым крупным производителем в Европе. Уже более 10 лет Caparol работает над покрытиями, обеспечивающими чистый фасад. Компания выпускает фасадные краски, с помощью которых фасады могут быть защищены от воздействия дождя, ветра и солнца на гораздо больший срок, чем прежде.

В России представительство Caparol было открыто в 1990 году. В августе 2000 года зарегистрировано дочернее предприятие ООО «Капарол». В 2002 году открыт завод по производству высококачественных водно-дисперсионных лакокрасочных материалов под маркой ALPINA в Твери. В 2007 году в Малино (Московская область) начато строительство нового завода по производству сухих строительных смесей и современного логистического комплекса, которые были введены в эксплуатацию в 2009 году.

Сегодня Caparol представляет собой группу фирм, известных в мире как Deutshe Amphibolin-Werke von Robert Murjahn & Co-KG (DAW) и входящих в число крупнейших производителей лакокрасочных материалов в мире. Годовой оборот DAW превышает 1,2 млрд евро.

Логотип Вестник Строительство