За годы работы в России концерн DAW (торговая марка Caparol) — европейский лидер по производству лакокрасочных материалов — инвестировал в свои проекты на ее территории несколько десятков миллионов евро. В настоящее время компания имеет два завода в Подмосковье, однако не исключено, что со временем будет построен еще один завод на Юге РФ, где в 2014 году пройдут Олимпийские игры. Ключевыми для себя региональными российскими рынками Caparol считает Москву,
— «Для тех, кто хочет сохранить свои позиции, важно быть не только лидерами, но и постоянно совершенствовать работу предприятия в соответствии с тенденциями рынка», — сказано на сайте компании Caparol. Как вы оцениваете сегодняшние тенденции на рынке профессиональных красок? Какие новые продукты позволяют вам сохранять лидирующие позиции на нем?
— Мы начали работать на российском рынке более 15 лет назад. Тогда мы сосредоточились на реконструкции памятников истории и культуры вашей страны, посчитав, что это долгосрочные инвестиции в имидж компании. Мы пришли в Россию с нашими лучшими, с технической точки зрения, продуктами, проверенными в Германии. И эта тенденция продолжается по сей день. Например, пару лет назад концерн DAW начал поставлять в Россию продукты без содержания растворителей, без эмиссии вредных веществ, — прежде они не были известны на вашем рынке. Это новые продукты, относящиеся к «зеленым технологиям». Российскими строителями все более и более востребованы материалы с уникальными свойствами, которые обеспечивают высокое качество и сокращают трудозатраты. Сегодня все говорят о нанотехнологиях в красках, а еще пять лет назад на выставке в Москве мы представили российским потребителям материалы на основе нанотехнологий, познакомили с новыми программами для реставрации памятников, с новейшими продуктами для теплоизоляционных систем… Все это — ведущие технические решения, разработанные в Западной Европе и сразу же перенесенные в Россию.
— Сколько времени проходит с момента презентации новых продуктов в Европе до начала их поставок в Россию?
— С разными продуктами —
— То есть Европа сразу получает отточенную технологию, что позволяет избегать ошибок при ее внедрении в других странах?
— Да, и это часть нашей философии: только после того как продукт «отточен», мы переносим его на другой рынок. При этом на рынках развивающихся стран наша философия упирается в одну проблему. Продукты Caparol имеют соответствующее качество, а значит, и цену.
— Кто он, российский потребитель лакокрасочных материалов?
— Не только в России, но и в США, Китае, других странах клиент хочет одного: чтобы продукт был лучше по качеству и дешевле по цене. В вашей стране я часто сталкиваюсь с тем, что покупатель хочет иметь очень высокое качество, но реальные финансовые возможности мешают этому. Я очень хорошо понимаю русских инвесторов, принимающих решение в пользу продуктов Caparol. Мы (и, наверное, никто) не сможем предложить инвестору высокое качество по низкой цене. Не сможем и не хотим. Мы хотим ввести в рынок качество. Это, конечно, потребует определенного времени, но мы готовы планомерно работать в данном направлении, потому что уверены, что идем правильным путем, и не намерены сворачивать с него.
— Что в вашем понимании значит «вводить качество»? Вы участвовали в тендере на право реставрации объектов московского Кремля. Чем российские специалисты руководствовались в первую очередь — качеством или ценой?
— В Кремле о цене не говорили (смеется)… В отрасли охраны памятников истории и культуры, например в Питере, наша доля рынка составляет 50%. Здесь, конечно, тоже спорят о цене, но понимают, что требуется определенное качество, требуют качество и готовы за него платить.
— Насколько известно, желание не снижать планку качества подсказало Caparol идею создания в ряде стран специальных центров профтехобразования. Надежды, возлагаемые на такие центры, оправдываются?
— Да. В принципе, это не совсем наша задача. Но мы ею занимаемся, потому что хотим обеспечить качество применения наших продуктов. Нам нужны хорошие строители, в том числе и в России, которые будут обладать знаниями и опытом применения наших новейших материалов. Сейчас мы работаем над созданием центра, целью которого будет постоянная переподготовка специалистов строительной отрасли, повышение квалификации, предоставление информации по нашим новейшим технологиям и материалам.
— Общий оборот Caparol превышает 1,2 млрд евро в год. Какую долю в этом объеме занимает Россия?
— В 2011 году оборот Caparol в России превысит 1,5 млрд рублей. Одна из основных задач нашей группы — дальнейшее освоение российского рынка.
— По сравнению с другими европейскими странами 1,5 млрд рублей — это много или мало?
— Caparol является лидером рынка лакокрасочных материалов в Германии и Австрии, очень хорошие позиции у компании и в Швейцарии. Уже более десяти лет компания активно работает во всех европейских странах. С тех пор мы вложили значительные инвестиции в различные сбытовые и производственные подразделения на территории Европы. В масштабах компании 1,5 млрд рублей — это немного. Но учитывая опыт работы, темпы роста продаж наших материалов в вашей стране и их востребованность, руководство концерна Caparol видит в России большие перспективы.
— Какова динамика этих продаж?
— Последние десять лет Caparol стабильно развивается в России. Скажу больше: скорость нашего развития в вашей стране — гораздо выше скорости развития самого рынка. Насколько я знаком с цифрами, в прошлом году российский рынок красок вырос
— В каких российских регионах ваша продукция наиболее популярна?
— Первым регионом, в который пришел Caparol, была Москва, вторым — Питер, третьим — Ростов. Эти три региона являются для компании главными. Мы очень довольны нашим присутствием в южной России — в последние годы мы наблюдаем здесь самый большой рост продаж своей продукции. В Ростове у нас хорошая команда, хорошие клиенты, хорошие партнеры. Если философия фирмы и философия партнеров сходятся, тогда можно хорошо развиваться. В южной России эти две философии сошлись — отсюда и результат.
— На сегодня у Caparol открыты две производственные площадки. Обе располагаются в Подмосковье — в Твери и Малино. Каковы их объемы, география сбыта?
— С производства в Твери мы начинали, открыв его в 2000 году. Сейчас там выпускаются дисперсионные краски, штукатурки и шпатлевки. Мощность завода — 15 тыс. тонн в год. В этом году мы собираемся по максимуму его загрузить, перенося новые продукты Caparol из Германии. По мере того как будут расти потребности российского рынка, будут расширяться и мощности производства в Твери. Этот завод мы рассматриваем как базу для дальнейшего развития компании в России. Первая задача производства Caparol в Малино — улучшить нашу логистику в вашей стране. Вторая — производство компонентов для теплоизоляционных систем. Для решения первой задачи был построен современный центральный склад, для решения второй — созданы и запущены соответствующие мощности.
—А рассматривает ли Caparol перспективы создания собственного производства на Юге России? Если да — когда это может произойти?
— Уже сегодня дискутируется вопрос, в каком регионе будет сделан следующий шаг. Это очень серьезный вопрос. Он связан в том числе и с расходами на логистику в вашей стране, которые постоянно растут. Кроме того, для принятия решения об открытии производства его надо сначала загрузить, потом — окупить. Именно так ставит этот вопрос владелец нашей компании.
— Учитывая, что продажи Caparol ежегодно растут на 30%, как скоро можно ожидать загрузки имеющихся мощностей компании, чтобы приступить к созданию новых?
— В России все более важную роль играет эффективное использование энергии. Могу предположить, что в этом году наши мощности в Малино удастся загрузить примерно на 70%, а через
— Во время недавней специализированной выставки в Ростове демонстрировался проект комплексной энергетической санации жилого дома, разработанный Caparol. Технология в самом деле очень интересная и перспективная, но малоизвестная. Как вы собираетесь продвигать ее в российских регионах?
— Мы обладаем более
— Познакомившись с пилотным проектом санации, донской губернатор Василий Голубев дал ему высокую оценку, но задал вопрос о сроках окупаемости предлагаемой технологии. Что еще, по вашему мнению, мешает более широкому распространению опыта энергетической санации в России?
— Этот проект для Ростова действительно пилотный, и значит вы в самом начале пути. Опыт последних десятилетий показывает высокую эффективность данных мероприятий. Необходимо только учесть все факторы.
Россияне еще не до конца осознают, сколько на самом деле стоит сегодня энергия. Но я уверен, что очень скоро они научатся считать, осознают, как важно эффективное использование энергии для дальнейшего развития страны, ее экономики. Подорожание энергоресурсов — общая мировая тенденция. Проблема не решается
—А именно — какие страны?
— Европейские страны, которые уже давно и планомерно работают в этом направлении, страны Балтии, где энергетическая санация финансируется Евросоюзом, Беларусь, сильно зависящая от российских поставок нефти и открывшая в Бресте завод по производству теплоизоляционных материалов, Украина…
— Если не секрет, сколько всего средств инвестировал Caparol за эти годы в Россию?
— Точную цифру назвать нельзя. Но это получится существенная двухзначная цифра в миллионах евро. Например, в Малино мы инвестировали около 15 млн евро. Процесс инвестиций в российский рынок — практически ежедневный. Только в этом году принимаем на работу более 50 новых сотрудников, значительно увеличиваем расходы на их обучение…
— Ваш прогноз относительно развития рынка лакокрасочных материалов в России? При каких условиях возможно приблизить объемы потребления лакокрасочных материалов нашими соотечественниками к немецким?
— Главное — сами жители России должны прийти к мысли об улучшении условий жизни, работы, отдыха, и это неизбежно приведет к сокращению существующего разрыва в объемах потребления. В Германии ежегодно приходится 20 литров лакокрасочных материалов на душу населения, и это считается очень большим объемом. В дальнейшем он не будет сильно расти, колеблясь в пределах
— Хотите сказать, что как минимум на ближайшее десятилетие российский рынок для Caparol будет оставаться привлекательным?
— Смею высказать прогноз, что в ближайшие десять лет наша российская дочерняя компания станет самой крупной дочерней компанией группы фирм DAW.
Справка
Концерн DAW (торговая марка Caparol) был основан в 1895 году. Это единственная семейная фирма среди трех крупнейших компаний Европы, производящих строительные краски. На протяжении 111 лет ею владеют и управляют потомки немецкого купца Роберта Мурьяна.
Торговая марка Caparol — полосатый слон — ассоциируется с высококачественной лакокрасочной продукцией. Главными в программе производимых продуктов традиционно считаются водные дисперсионные краски для внутренних и наружных работ. В этой области Caparol является самым крупным производителем в Европе. Уже более 10 лет Caparol работает над покрытиями, обеспечивающими чистый фасад. Компания выпускает фасадные краски, с помощью которых фасады могут быть защищены от воздействия дождя, ветра и солнца на гораздо больший срок, чем прежде.
В России представительство Caparol было открыто в 1990 году. В августе 2000 года зарегистрировано дочернее предприятие ООО «Капарол». В 2002 году открыт завод по производству высококачественных
Сегодня Caparol представляет собой группу фирм, известных в мире как Deutshe