В советский период Россия была в известной степени изолирована от зарубежных технологий и материалов, а стройиндустрия опиралась в своем развитии на развернутую по всему Союзу систему
научно-исследовательских институтов и опытно-конструкторских бюро. Открытие границ и распад некогда единого стройкомплекса привели к деградации потенциала стройиндустрии и массовому трансферу технологий преимущественно из стран Евросоюза и Китая.
К сожалению, наука и практика стройиндустрии до сих пор пересекаются реже, чем всем хотелось бы, а запрос на технологическую политику модернизации отрасли в России еще не встретил внятного ответа на государственном уровне. Проблемы внедрения и адаптации зарубежных инноваций сегодня решаются, в том числе путем сближения отечественной нормативной базы с европейской (еврокодами) и параллельно гармонизацией ее на территории стран постсоветского пространства. Приоритетными направлениями инновационного развития в условиях ВТО станет адаптация зарубежного опыта и кооперация науки, образования и бизнеса.
Три пути трансфера технологий
Трансфер технологий как понятие появился в России недавно, но как явление существовал давно, в СССР он назывался внедрением научных разработок в практику. Сегодня активный интерес к трансферу технологий связан с формированием рыночных отношений в экономике и вступлением страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). В отчете Всемирного банка о последствиях вступления РФ в ВТО прогнозируется, что российская стройиндустрия понесет потери в ближайшей перспективе, сократится количество предприятий и занятых специалистов на производстве. Чтобы смягчить зависимость от импорта технологий и стройматериалов, необходимо развивать производство своей конкурентоспособной продукции.
Эксперты из НОСТРОЙ отмечают, что в России оборудование для новых технологий в сфере основных видов стройматериалов отстает от ведущих зарубежных аналогов более чем на 25-30 лет. Дальнейшее развитие отрасли невозможно без масштабной модернизации и обновления мощностей. Виктор Новоселов, вице-президент Национального объединения проектных СРО (НОП), считает, что в процессе модернизации важно сделать грамотный выбор технологий и оборудования. «Иностранные производители также могут внести свой вклад в развитие стройиндустрии страны, необходимо помогать тем, кто хочет перенести свое производство на территорию Российской Федерации», — считает эксперт.
В последние годы процесс переноса западных производств на территорию РФ активизировался. Зарубежные производители направляют прямые инвестиции в строительство мощностей в быстрорастущих сегментах (теплоизоляционные, кровельные материалы, цемент и сухие смеси, стекло и т.д.). Свои предприятия на отечественной территории организовали такие гиганты мировой стройиндустрии, как Gardian, Lafarge, Heidelberg, Caparol, Knauf, Rockwool, Saint-Gobain и т.д. Еще один путь трансфера технологий — приобретение в ходе модернизации отечественными предприятиями зарубежных технологических линий вместе с технологиями. Это объясняется сравнительно низкими рисками и, соответственно, гораздо меньшими затратами, чем финансирование обкатки и внедрения в серийное производство пусть даже очень перспективной, но пока еще «голой» разработки отечественных ученых. К тому же продукция, произведенная с помощью импортных технологий, уже известна потребителю и оказывается конкурентоспособной не только на внутреннем, но и на внешнем (например, ближнее зарубежье) рынке.
Олег Мамаев, исполнительный директор компании PNK Group, называет еще одну причину трансфера технологий из-за рубежа: «В России почти не производится современных стройматериалов европейского качества для индустриальных зданий. Нам пришлось запустить три собственных завода по производству таких стройматериалов. Для производства железобетонных изделий мы приобрели технологию и производственную линию у английской компании по производству ЖБИ, в Голландии купили линию по производству металлоконструкций, в Италии — линию по производству композитных кровельных и стеновых панелей на основе негорючего и влагостойкого материала PIR. Все материалы, которые производятся на наших линиях, соответствуют международным стандартам FM Global. Мы закупаем наиболее передовые технологии, наиболее современные производственные линии, аналогов которым в России не существует». Понятно, что и банки гораздо охотнее кредитуют модернизацию, связанную с минимальными рисками. Например, банк «Кубань Кредит» активно инвестирует в заводы по выпуску стройматериалов — модернизацию существующих заводов и запуск новых производств.
Так, осенью 2010 года на базе Комбината стеновых материалов Кубани — ООО «КСМК» в ст. Васюринской введен в эксплуатацию завод по производству газобетона, на котором установлено оборудование немецкой WKB Systems. Намечено строительство второго завода такой же мощности, как КСМК, в Гулькевичах на базе ОАО «Силикат». О заинтересованности западных компаний в экспорте технологий в Россию говорит тот факт, что они стараются адаптировать их под российские условия. Юрий Гутенев, генеральный директор ООО «Комбинат стеновых материалов Кубани» (КСМК) отмечает: «Специфика деятельности WKB Systems GmbH — в постоянном контакте с заводами, где установлено оборудование и используются технологии WKB. Немецкие специалисты участвуют в процессе установки оборудования и запуска заводов, проводят обучение российских специалистов, а во время деятельности нового завода постоянно консультируют российских коллег и на основе обмена опытом, опыта уже действующих предприятий при производстве новых линий учитывают недочеты, вносят коррективы».
В процессе технического перевооружения ГК «ТЕХАРМ» (производитель сантехнической продукции) обратилась к швейцарским технологиям. «Мы выбрали AgieCharmilles, поскольку это мировой лидер по производству полного спектра промышленного оборудования, — отмечает руководитель ГК «ТЕХАРМ» Александр Батурин. — Это не последний шаг в переоснащении и модернизации производства. По нашим подсчетам, швейцарские станки окупятся за три года. Новые инвестиции последуют незамедлительно». Теоретически существует еще один путь трансфера технологий — использование результатов НИОКР российской науки и доведение их до промышленного и рыночного применения. Однако разработчики и собственники новых технологий — научные организации, малые инновационные фирмы, организации инновационной инфраструктуры — с трудом находят покупателей своих разработок или партнеров для создания производств. Трансфер «голых» технологий возможен только в случае, когда покупатель — высокоразвитая технологическая компания, которая имеет в своем штате высококвалифицированные кадры и налаженное производство. Либо если крупная корпорация занимается научными разработками в собственном исследовательском центре.
Применять свои, адаптировать чужие или комбинировать?
Используя в период становления зарубежные технологии, российский производитель кровельных, гидро-, звуко- и теплоизоляционных материалов «ТехноНИКОЛЬ» вырос за несколько лет из небольшой фирмы в корпорацию, ведущую бизнес в России и за рубежом. И сегодня компания внедряет отечественные технологии, разработанные в собственном научном центре. Евгений Войлов, технический директор корпорации «ТехноНИКОЛЬ», отмечает: «Внутреннее взаимодействие с научным центром носит двусторонний характер. С одной стороны, научный центр сам в постоянном режиме занимается исследованиями, в том числе исследованием зарубежных аналогов, свойств и комбинаций, с другой — мы плотно работаем с рынком и получаем обратную информацию о применении материалов, о проектных решениях, на основании чего и выдается задание на детальную проработку или разработку нового материала с заданными потребителем свойствами. На этапе запуска продукта НЦ важен для доработки качества продукта, подбора рецептур, изучения долговечности и т.п., но наибольшее значение он приобретает, когда компания уже прошла стадию копирования и перешла к разработке собственных инноваций. На этом этапе от его результативности полностью зависит качество новой продукции и, как следствие, развитие корпорации».
Северо-Кавказский НИИ строительных материалов и технологий создан как частное предприятие в 1991 году на основе института по проектированию и наладке предприятий по производству строительных материалов. «В противовес импортным заводам по производству строительных материалов мы предлагаем проекты, в которых в качестве основного формующего механизма применяется импортное оборудование, а технологическое оборудование, сушила, печи — отечественные, — рассказывает генеральный директор института Григорий Иванюта. — Подобные решения при строительстве кирпичного завода керамического и гиперпрессованного кирпича позволяют в 5-6 раз сократить затраты на строительство». НИИ располагает не только собственным исследовательским потенциалом, но и производством для изготовления оборудования и может поставлять его «под ключ». Технологии предприятия пользуются спросом: так, например, в 2011 г. в Республике Калмыкия начато строительство завода мощностью 30 млн штук кирпича в год.
Существуют примеры, когда ставка изначально делается на развитие отечественных технологий. «Результатом сотрудничества ОАО «345 механический завод» и НПЦ «Стройтех» стало значительное расширение номенклатуры производимой предприятием продукции, — рассказывает Владимир Уткин, директор Департамента стройиндустрии Ассоциации строителей России, президент Научно-производственного центра «Стройтех». — Завод поставляет технологические линии для безопалубочного виброформования железобетонных изделий на длинных стендах, разработанные отечественными учеными». Предприятие успешно находит покупателей технологических линий «под ключ». Однако в данном случае снова имело место «счастливое стечение обстоятельств» — НПЦ «Стройтех» было образовано на базе 345-го механического завода, то есть в наличии имелись научный и кадровый потенциал, производственная база и возможность финансирования внедрения инноваций в серийное производство.
Запрос на технологическую политику
Сегодня Минрегион РФ утвердил Стратегию развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года, которая вызвала не очень позитивные оценки в строительном сообществе. Бюджетное финансирование в рамках стратегии не планируется даже для венчурных направлений, таких как научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. На эти цели бизнес, по мнению государства, должен за десятилетие потратить в целом около 2,2 млрд рублей, или порядка 220 млн рублей ежегодно. «Это позволит выполнить научно-исследовательские работы, которые будут в основном направлены на создание нанопродуктов и внедрение в ПСМ научных разработок», — говорится в Стратегии. Формулировать внятную технологическую политику модернизации и трансфера технологий в стройиндустрии, видимо, придется общественным организациям (например, НОСТРОЙ и сформированному им комитету по стройиндустрии) или отраслевым союзам производителей определенных стройматериалов, в частности отраслей с наиболее высоким уровнем конкуренции (производство цемента и сухих строительных смесей, фасадных конструкций, кровельных материалов, строительной химии и т.д.). И в этих сферах путь трансфера отечественных технологий как внутри страны, так и на экспорт — работать с опережением, создавать то, чего в мире еще не придумали и придумают нескоро.
Курс на еврокоды, провозглашенный принятой в прошлом году Программой гармонизации российской и европейской систем нормативных документов в строительстве (см. «Комплексный подход к техническим регламентам ЕС и ЕврАзЭС»), демонстрирует интерес государства к научно-техническому прогрессу строительного комплекса и требует увеличения инвестиций в науку, роль которой в ближайшее время будет возрастать. Для содействия продвижению отечественных разработок в производство государство ранее создало ряд структур, таких как Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ), Российская сеть трансфера технологий (RTTN). Однако с их помощью «путь в жизнь» обретают те инновационные продукты, транзакционные издержки для которых минимальны (в основном IT-технологии). Стройиндустрия в этот список не входит. Основная масса инновационных площадок (вузов, технопарков), созданных для конструктивных коммуникаций науки и практики, тоже наиболее эффективна именно в IT-области. Содержательно новым и комплексным проектом в области инноваций в стройиндустрии может стать технопарк РГСУ, который уже получил государственную поддержку. Смычка науки, образования и производственных площадок лидеров стройиндустрии, возможно, и есть та самая модель государственно-частного партнерства, которую в случае удачного воплощения можно будет тиражировать по другим территориям России.
Проектом ростовского технопарка заинтересовались уже не только отечественные, но и зарубежные компании-инвесторы. Одной из проблем отечественной науки является отсутствие сформированного спроса, что осложняет диалог с инвесторами, считает генеральный директор «НТЦ прикладных нанотехнологий» (коммерческой структуры при вузе), профессор СпбГПУ Андрей Пономарев. Другая проблема, которую нацелен решить технопарк, — подготовка кадров. «Человек, пришедший в специализированный вуз, приобретает знания, которые давно устарели. Диплом не гарантирует квалификации. Одно из следствий проблемы — многие заводы промышленности строительных материалов не развиваются из-за слабого менеджмента, и поэтому вступление России в ВТО представляет серьезную опасность для отечественной строительной отрасли», — считает Владимир Уткин. Опрошенные «Вестником» партнеры технопарка РГСУ связывают с этим проектом осторожно-оптимистические ожидания.
Комплексный подход к техническим регламентам ЕС и ЕврАзЭС
Потребность в укреплении и развитии экономического сотрудничества стран-участниц СНГ в сфере строительства проявляется в их стремлении к более тесному сближению систем технического регулирования и параллельному развитию экономических отношений с Европейским союзом. Так, сегодня обсуждается проект технического регламента ЕврАзЭС (Евразийского экономического сообщества) «О безопасности зданий, сооружений, строительных материалов и изделий». Требования регламента должны соблюдаться благодаря применению нормативных документов, составляющих единую для стран ЕврАзЭС Межгосударственную систему нормативных документов в строительстве. В основе системы — обязательные к применению Межгосударственные строительные нормы (МСН) и добровольные Межгосударственные своды правил (МСП). Изучение и освоение европейских стандартов, в том числе для создания единой нормативной базы ЕврАзЭС, а также Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, должно быть оформлено в виде межгосударственной программы. Основные пункты этой программы, по мнению экспертов ОАО НИЦ «Строительство», следующие:
— создание системы межгосударственных нормативных документов в строительстве;
— сопоставительный анализ областей применения и содержания межгосударственных (российских) и европейских стандартов по отраслям строительства;
— подготовка комментариев по отдельным разделам и сопоставительный анализ требований российских, белорусских, казахстанских и европейских стандартов;
— организация учебных курсов для проектных производственных организаций по изучению межгосударственных и европейских стандартов.
Источник: журнал «СНИП»