С 1 января 2012 года Россия, Казахстан и Белоруссия вступили в Единое экономическое пространство с целью усилить интеграцию на постсоветской территории. На основе Единого экономического пространства и Таможенного союза, заработавшего годом ранее, планируется к 2015 году создать Евразийский экономический союз — аналог Европейского союза. «Сотрудничество постсоветских стран в строительной отрасли является одним из основополагающих факторов экономической интеграции. Именно эта отрасль имеет общие проблемы», — считает руководитель Федерального агентства по делам строительства и ЖКХ Республики Казахстан Серик Нокин.
— Серик Кенесович, привлечение частных инвестиций в сферу ЖКХ является одним из приоритетов государственной политики Республики Казахстан. Какие секторы ЖКХ вы считаете наиболее привлекательными для частных вложений? Какие реализованные или реализуемые проекты в сфере ЖКХ с участием частных инвесторов вы бы отметили?
— Да, мы ведем работы по формированию правового поля для улучшения
В настоящее время ЕБРР разрабатывает
— В соответствии с Посланием главы государства народу Казахстана «Построим будущее вместе!» необходимо совершенствовать политику развития жилищного строительства. Какие задачи стоят перед Агентством РК по делам строительства на 2012 год и на ближайшую перспективу?
— Глава государства в своем Послании поставил задачу продолжить ввод в Казахстане не менее 6 млн кв. метров нового жилья. И в первую очередь президент поставил задачу обеспечить собственным жильем более полумиллиона молодых семей. Для решения «квартирного вопроса» необходимо довести ввод арендных жилых площадей до 1 млн кв. метров. При этом у людей должен быть выбор как покупки арендного жилья, рассчитанного на людей среднего достатка, так и долгосрочной аренды для тех, у кого нет возможностей. Безусловно, мы намерены выполнить все поручения президента, действуя совместно с местными исполнительными органами и Фондом национального благосостояния
— Какие антикризисные меры предприняло Агентство РК по делам строительства и ЖКХ для обеспечения доступности жилья? Как используется потенциал системы жилстройсбережений?
— Разразившийся финансовый кризис, наступивший в конце 2007 года, тяжело отразился на жилищном строительстве Казахстана. В первую очередь это затронуло участников долевого строительства. Для обеспечения стабильности на ипотечном рынке страны, защиты прав дольщиков и завершения объектов строительства государством были приняты своевременные меры господдержки.
Приведу конкретные цифры. Если в конце 2007 года в республике насчитывалось 450 проблемных жилых комплексов, в строительство которых вложились 62889 дольщиков, то на начало этого года уже решены проблемы около 62,7 тыс. дольщиков на 428 объектах. Таким образом, по состоянию на 1 января 2012 года в республике осталось достроить 26 объектов с участием 4986 дольщиков. Государственное финансирование долевого строительства в целом по республике начиная с 2007 года составило 461,333 млрд тенге (около 76,8 млрд рублей. — Прим. ред.).
Следует отметить, что вливание бюджетных средств в долевое строительство — это разовая акция, обусловленная необходимостью предотвращения социальной напряженности в обществе. В качестве системной меры, исключающей в дальнейшем необходимость бюджетных затрат на урегулирование взаимоотношений в долевом строительстве, мы ужесточили в 2009 году действующее законодательство, регламентирующее долевое строительство.
Подчеркну, что выполнение антикризисных мер нашего правительства позволило не допустить снижения объемов ввода жилья в стране и сохранить его на достигнутом докризисном уровне — порядка 6 млн. кв. метров.
— В Европе давно активно используется система жилстройсбережений как дополнительный источник финансирования покупки жилья. Как в Республике Казахстан развивается система жилстройсбережений?
— Учитывая важность государственной жилищной политики, по поручению правительства нашим агентством в прошлом году была разработана программа жилищного строительства в РК
Участвовать в системе жилстройсбережений может каждый казахстанец. Вкладчики должны выполнять нормы законодательства по вопросам системы жилищных строительных сбережений и условия по договору для получения займа. В частности, необходимо иметь минимальное значение оценочного показателя, накопить минимально необходимую сумму, предоставить залоговое обеспечение и так далее. Также требуется подтвердить платежеспособность для обслуживания жилищного займа. Банк с учетом покупательской способности населения формирует пул потенциальных покупателей жилья из вкладчиков. Акиматы городов Алматы и Астана, областей страны по согласованию с ЖССБ должны выбирать земельный участок и строить дома на оговоренных условиях. Участники сформированного пула за счет накопленных в ЖССБ сбережений и его займов приобретают построенное жилье лишь после ввода в эксплуатацию. По каждому объекту строительства между акиматами и ЖССБ заключаются соответствующие договоры о сотрудничестве, в которых определяются основные технические характеристики жилья (месторасположение, классность, этажность, количество квартир и т.д.). При этом в договоре фиксируется и стоимость реализации 1 кв. метра в чистовой отделке, обязательство акимата по обеспечению качества строительства, соблюдению сроков, а также обязательство ЖССБ по формированию пула покупателей и их кредитованию. Описанная схема, что примечательно, сводит почти к нулю риски вкладчиков банка.