Рынок ЖБИ: перестроиться, чтобы выжить

Рынок ЖБИ: перестроиться, чтобы выжить

Производители и продавцы железобетонных конструкций чутко реагируют на любые изменения спроса

Рынок ЖБИ, даже несмотря на постепенный выход строительной отрасли из кризиса, восстанавливаться не спешит: панельное домостроение уходит в прошлое, уступая место более совершенным и экономичным технологиям. Тем не менее зарабатывать на этом рынке все еще можно, в основном за счет индивидуального заказа и нетиповых изделий.

Железобетон — современный строительный материал, в состав которого входит стальная арматура и бетон. Железобетонные изделия (ЖБИ) обладают хорошими техническими характеристиками. Они пожаробезопасны, имеют продолжительный срок службы, дешевы, просты в обслуживании. Каждый вид железобетонных изделий изготавливается по индивидуальной технологии с индивидуальной системой армирования. В производстве ЖБИ регулярно используются новые пластификаторы и добавки с целью получения продукции высокого качества. Из напряженного железобетона, работающего на изгиб, производят такие ЖБИ, как плиты перекрытия, сваи, перемычки, канальные плиты, прогоны, элементы заборов, фундаменты ленточные, дорожные плиты и т. д. Плиты перекрытия предназначены для межэтажных перекрытий в общественных и жилых зданиях. Плиты перекрытия используют также при прокладке теплотрасс. Железобетонные плиты перекрытия подразделяются на монолитные, изготавливаемые на месте, и сборные, собираемые из унифицированных элементов заводского производства. Сваи, перемычки, канальные плиты, прогоны имеют широкое применение. Они могут использоваться как в строительстве промышленных объектов, так и объектов дорожной инфраструктуры — эстакад, мостов, тоннелей и т. д.

По данным областного УФАС, по состоянию на конец года в Ростовской области производством железобетонных изделий занималось порядка 30 предприятий. Среди крупнейших производителей эксперты «Вестника» выделяют такие, как «Ростовский завод Стройдеталь», ЗАО «Комбинат крупнопанельного домостроения», КСМ-1, ОАО «Завод КПД», ЗАО «Ростовский завод железобетонных конструкций». Еще около 50 компаний занимаются продажей ЖБИ, в основном это небольшие фирмы и ИП, работающие с производителями Краснодарского и Ставропольского краев, Волгоградской области и Украины, сюда же можно отнести и торговые дома самих производителей. Эксперты УФАС РО, ведущие многолетнее наблюдение за рынком, указывают, что падение производства и продаж ЖБИ началось примерно с 2004 года — одновременно с получением широкого распространения современных технологий строительства, в первую очередь монолитно-каркасной. За семь лет примерное сокращение объемов проданных ЖБИ составило 30%, с рынка ушли такие крупные производители, как ООО «Шахтинский комбинат строительных материалов» и 352-й завод железобетонных изделий. Всего, по подсчетам специалистов, ЖБИ в Ростовской области за 2010 год было продано примерно на 50 млн долларов. «Эти оценки — приблизительные, — указывает коммерческий директор ростовского КСМ-1 Александр Джанлатян. — Если производство в регионе еще можно оценить достаточно точно, то ввоз ЖБИ никто не считает, к тому же нужно учесть и большое количество маленьких цехов, которые работают в основном для частного домостроения».

Продажи ЖБИ, как и других строительных материалов, имеют ярко выраженную сезонность. «Основную часть продаж мы делаем летом и осенью, — рассказывает директор ООО «Легион» Андрей Клейменов. — В 2010 году этот фактор усилил кризис — как раз во втором полугодии строительный сектор стал потихоньку «раскачиваться», поэтому разрыв между первой половиной и второй был особенно сильным». Высокая конкурентность данного рынка, а также сужение использования продукции определяет достаточно низкую маржинальность производства и торговли ЖБИ. «На мой взгляд, уместнее говорить не о прибыльности этого бизнеса вообще, а о проценте с каждой сделки, — говорит директор компании «Бетон Аренда Сервис» Андрей Кочнев. В среднем он равен 3-5% с каждой проданной партии». По мнению Кочнева, на рынке сейчас хорошо осведомленный клиент, который прекрасно знает, что ему нужно и сколько это стоит. В интервью газете «Город N» директор ГК «Жилстрой» (в группу входит завод «Стройдеталь») Андрей Смехунов признался, что сейчас бетон производится с нулевой рентабельностью, а многие производители даже работают «в минус», ожидая лучших времен. «Три года назад на каждом кубе бетона можно было зарабатывать по 1 тыс. рублей (при цене 4 тыс. рублей). Сейчас себестоимость — 2,2 тыс. рублей, отпускная цена — 2,3 тыс. рублей. Наш завод в основном зарабатывает на нетиповых ЖБИ: к примеру, за бетонными блоками образовалась очередь на полтора месяца вперед, потому что многие производства открытые, работают только летом. Сейчас завод «Стройдеталь» из-за кризиса все еще не прибыльный, но простаивать ему было бы еще убыточнее», — говорит он. По словам Смехунова, уже к лету можно ожидать значительного роста спроса на ЖБИ — импульс развитию строительства может дать сильная инфляция: она съест долги и снизит стоимость труда, которая пока остается высокой. «Еще один фактор — олимпийская стройка в Сочи. С одной стороны, она обеспечивает спрос на ЖБИ, но с другой, подстегивает цены на щебень, цемент, арматуру, из которых делают железобетонные конструкции», — считает эксперт.

В отличие от рынка бетона, быстро теряющего свои товарные свойства, рынок железобетонных конструкций не является локальным. По словам Андрея Клейменова, возить ЖБИ в Ростовскую область имеет смысл со всего Юга России (но не дальше чем за 400 км), главное, чтобы они были в своем роде эксклюзивны и имели гарантированный спрос.

«Это в основном или сделанная по специальному заказу продукция, или изделия, которые нужны рынку в предельно ограниченном количестве, например, колодезные кольца», — поясняет эксперт. Об этом же говорит и Кочнев. «Мы имеем ряд постоянных клиентов, для которых возим достаточно специфическую продукцию, которую не купишь в Ростове. Например, работаем с «Теплокоммунэнерго» по поставке конструкций для тепловых шахт, которые были специально разработаны и делаются в необходимых заказчику количествах». Кочнев вспоминает, что однажды организовал продажу партии ЖБИ с одного из южнороссийских заводов-производителей в Тюмень. «Конечно, возить по одной плите было бы слишком дорого, а вот тяжелая фура — это уже тот объем, который увеличит цену ЖБИ всего на 10-15%», — комментирует Андрей Клейменов.

Логотип Вестник Строительство