Мартин Шаккум: «Нацпроект «Доступное жилье» оказался достаточно эффективным»

Мартин Шаккум: «Нацпроект «Доступное жилье» оказался достаточно эффективным»

Строительная отрасль постепенно выбирается из кризиса — ей помогают государственные вливания и общее восстановление экономики

Строительная отрасль постепенно выбирается из кризиса — ей помогают государственные вливания и общее восстановление экономики. В интервью «Вестнику» председатель Комитета Государственной думы РФ по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум рассказал об итогах года в стройкомплексе, а также оценил ход реформ в ЖКХ.

Одни бюджетные средства жилищную проблему не решат

— Российское общество возлагало большие надежды в решении жилищного вопроса на национальный проект «Доступное жилье». Как сейчас реализуется этот нацпроект?

— Приведу некоторые цифры. К 65-летию Победы получили жилье все ветераны Великой Отечественной войны, вставшие на учет до 1 марта 2005 года, это 28,5 тыс. человек. А к началу ноября улучшили жилищные условия еще 89,1 тыс. ветеранов, вставших на учет после 1 марта 2005 года. В целом в 2010 году общее количество обеспеченных жильем ветеранов Великой Отечественной войны составит около 150 тысяч. Государство продолжало оказание поддержки и другим категориям населения. Участникам подпрограмм государственных жилищных сертификатов выдано к ноябрю 2010 года почти 16 тысяч сертификатов на общую сумму 29,2 млрд рублей. На подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» в 2010 году выделено 4,88 млрд руб. В результате улучшат жилищные условия более пятнадцати тысяч семей. Гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, выдано 3102 сертификата на сумму 6,68 млрд рублей.

— Основным инструментом нацпроекта является целевая программа Жилище». Что сейчас делается в ее рамках?

— Напомню, Правительство РФ продлило финансирование программы на 2011-2015 гг. Сейчас же акцент делается прежде всего на региональных программах развития жилищного строительства. Каждый субъект РФ должен разработать документы территориального планирования, внедрить упрощенный порядок предоставления земельных участков для строительства жилья, предусмотреть средства для обеспечения участков необходимой инфраструктурой. Также важно поддерживать инициативу граждан, включая создание жилищно-строительных кооперативов. Годовой объем ввода жилья в 2015 году должен вырасти с нынешних 60 до 90 млн кв. метров.

— Можно ли говорить, что строительство уже ожило после кризиса?

— Несмотря на трудности, связанные с экономическим кризисом, строительная отрасль дает основания для оптимизма. Прекратился спад объемов строительства. В первую очередь за счет активной государственной поддержки строительства жилья, реструктуризации ипотечных кредитов для граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации, активной работы Фонда содействия реформированию ЖКХ и Фонда содействия развитию жилищного строительства.

— А начался ли рост строительства жилья?

— К сожалению, пока устойчивой тенденции к существенному увеличению объемов строительства не наблюдается. Так, по информации Росстата, в октябре 2010 г. строительных работ было выполнено на сумму 421,4 млрд рублей, или 106,3% к уровню соответствующего периода 2009 года. А в январе — октябре 2010 г. — 3147,5 млрд руб., или 100,1% к аналогичному периоду прошлого года, в котором строительство уже находилось на спаде. За 10 месяцев 2010 года было введено в эксплуатацию 37,7 млн кв. метров жилья — почти на 5% ниже, чем в 2009 году. Но надо понимать, что основная часть спроса на продукцию строительной отрасли формируется в частном секторе. Однако именно здесь произошел значительный спад в результате финансово-экономического кризиса. То есть резко сжался платежеспособный спрос.

К тому же строительство существует не само по себе. Эта отрасль непосредственно зависит от общего состояния экономики, от возможностей предприятий расширять производство, от возможностей граждан приобретать жилье или обслуживать ипотечные кредиты. Только за счет государственного спроса обеспечить восстановление докризисных темпов роста строительства невозможно. Однако использовать эти инструменты сегодня необходимо.

— Многие в кризисе увидели и положительные стороны. Например, цены на жилье существенно снизились…

— Я соглашусь с вами: стоимость строительства действительно существенно снизилась, а цены на готовое жилье стали более адекватными общеэкономической обстановке. Восстанавливается спрос на рынке недвижимости. В 2010 году выдано ипотечных кредитов вдвое больше, чем в 2009 году. Существенно изменилась структура жилищного строительства, выросла доля малоэтажного домостроения, в том числе осуществляемого гражданами.

Жильцам многоэтажек нужно менять психологию

— Можете ли вы подвести итоги работы Фонда ЖКХ в этом году? Как вы можете оценить его работу и ее эффективность?

— Если оценить итоги деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ за три года его существования (2008-2010 гг.), они впечатляют. В программах фонда участвует 81 субъект РФ. Общий объем осваиваемых средств (с учетом софинансирования субъектов) — 329,5 млрд рублей.

Только в 2010 году будет капитально отремонтировано 31,8 тыс. многоквартирных домов на сумму 84 млрд рублей. Из аварийных домов будет переселена 61 тыс. граждан. Расходы на переселение составят в 2010 году 27,6 млрд рублей.

Индикаторы реформирования ЖКХ также показывают наличие прогресса. На 1-е полугодие 2010 года под управлением ТСЖ находилось 138,65 тыс. многоквартирных домов, или 10,3% от их общего числа. В 2007 году их доля составляла менее 3%.

— Вы не раз говорили о необходимости создания в России класса «настоящих хозяев жилья». Удалось ли это сделать?

— Конечно, самоуправление собственников жилья в нашей стране развивается очень сложно. Здесь есть ментальные проблемы, связанные с тем, что в Советском Союзе все многоквартирные дома принадлежали государству. И общее имущество дома подавляющее большинство граждан своим по-прежнему не считает.

С точки зрения Жилищного кодекса, граждане-собственники обязаны проводить капремонт общего имущества многоквартирного дома за свой счет. Однако до приватизации этим домом в большинстве случаев владело государство, и оно не может снимать с себя части ответственности за ремонт. Господдержка может оказываться через полное и частичное субсидирование процентной ставки по кредитам, которые могут брать ТСЖ на цели капремонта. Тогда задача собственников несколько упрощается: для них главное набрать средства на первый взнос для капитального ремонта. Но когда ремонт сделан и платежи за отопление уменьшились вдвое, гражданам проще погашать взятый кредит. Поэтому, на мой взгляд, описанную схему стоило бы активно обсуждать и продвигать на всех уровнях. Необходимо использовать накопленный опыт Фонда содействия реформированию ЖКХ, который обеспечил капремонт около 10% всех многоквартирных домов. Софинансирование со стороны граждан составило 5%. Очевидно, что это номинальное софинансирование. С учетом опыта фонда нам необходимо разработать механизмы, которые позволяли бы осуществлять в плановом порядке капитальный ремонт многоквартирных домов. Именно Фонд содействия реформированию ЖКХ может стать организационным и методическим центром по подготовке и реализации региональных программ капремонта многоквартирных домов. Президент России Дмитрий Медведев высказался о необходимости продления работы фонда. Депутатами фракции «Единая Россия» уже внесен соответствующий законопроект, согласно которому деятельность фонда продлевается до 2013 года.

— Как вы можете оценить ход реформ в ЖКХ? Насколько эффективной оказалась новая система хозяйствования в этой сфере?

— Важнейшим составным элементом реформы ЖКХ является переход к экономически обоснованным тарифам при сохранении государственного регулирования цен и тарифов локальных монополий в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и водоотведения и свободном рыночном ценообразовании в сфере конкурентных жилищных услуг (содержание общего имущества, вывоз мусора) при одновременной социальной поддержке малоимущих граждан.

При этом экономически обоснованные цены и тарифы могут быть установлены только при условии прозрачности и подконтрольности системы производства и потребления коммунальных услуг, что не может быть обеспечено без повсеместного внедрения приборов учета.

ЖКХ по-прежнему убыточно?

— Следует обратить внимание на то, что устойчивый опережающий рост тарифов в течение десятилетия не влечет за собой столь же устойчивого улучшения финансового состояния организаций ЖКХ. Сколько бы средств в отрасль ни поступало, все равно их не хватает, и сальдированный финансовый результат в целом по стране один и тот же — убытки, которые хотя и значительно снизились, но в 2009 году составили до 40 млрд рублей. При общем объеме оказанных услуг за 2009 год в денежном выражении 2418 млрд рублей кредиторская задолженность ЖКХ составила 394,8 млрд рублей, а дебиторская — 360,3 млрд рублей, в том числе задолженность населения по оплате ЖКУ 190,6 млрд рублей. В то же время практически не наблюдается повышения качества жилищно-коммунальных услуг, что вызывает справедливые нарекания граждан. По данным ВЦИОМ, 84% жителей городов в той или иной степени не довольны качеством ЖКУ. И это несмотря на то, что формально доля коммерческих организаций коммунального комплекса с 2007 года выросла от 20 до 64,5%. При этом есть все основания утверждать, что достигнутый к 2010 году уровень тарифов позволяет отрасли работать безубыточно. В 39 субъектах РФ организации ЖКХ в целом работают с прибылью. Источники инвестиций в развитие и модернизацию систем ЖКХ надо искать не в росте тарифов, а в ресур-со- и энергосбережении. Потенциал энергосбережения в России только в ЖКХ составляет 100 млн тонн условного топлива в год. В денежном эквиваленте это около$50 млрд, или пятая часть доходов федерального бюджета, которая ежегодно, образно говоря, вылетает в трубу в жилищно-коммунальном комплексе. Высвободившиеся ресурсы можно будет направить на модернизацию экономики, инновации, инфраструктуру, образование и жилье.

Завышенный тариф не менее опасен для ЖКХ, чем заниженный

— Принятый Государственной думой закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» установил, что до 2012 года все жилые здания должны быть оснащены приборами учета потребляемых ресурсов. Насколько эффективно эта мера поможет экономить ресурсы?

— Мы никогда не сможем перейти к экономически обоснованным тарифам и справедливым платежам населения за коммунальные услуги без повсеместного внедрения приборов учета. Это позволит гражданам не только контролировать объем потребления ресурсов, но и даст им возможность для регулирования своего потребления. Без приборов учета невозможно также оценить действенность мер по реновации зданий и повышению их энергоэффективности.

Думаю, что не следует ставить заведомо невыполнимых задач по оснащению каждой квартиры. Необходимо ускорить установку общедомовых приборов учета по тем видам ресурсов, которые составляют до 70% затрат граждан, то есть по горячему и холодному водоснабжению и тепловой энергии.

— С нового года нас ждет очередной резкий скачок тарифов на услуги ЖКХ? Как это скажется на отрасли?

— Чтобы сдержать рост тарифов на услуги организаций ЖКХ, Правительством РФ в 2011 году ограничивается рост регулируемых тарифов естественных монополий. По отношению к 2010 году регулируемая цена на газ для населения увеличится на 17,1% против роста на 26,6% в 2010 году. Тарифы для населения на электроэнергию вырастут на 10%, на тепловую энергию — до 12-14%.

В целом это позволит в 2011 году удержать рост тарифов на ЖКУ для населения в пределах 13%, то есть не выше их роста в 2010 году (13,5%). В то же время, несмотря на то, что перечисленные меры принесут необходимый эффект в краткосрочной перспективе, они не могут обеспечить формирование условий для удержания роста цен в среднесрочной перспективе. Эти решения имеют административный, нерыночный характер. В условиях фактического отсутствия реального учета при предоставлении услуг теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения преимущественно по нормативам потребления остановить рост платы граждан за ЖКУ не представляется возможным.

Причиной опережающего роста тарифов является отсутствие заинтересованности ресурсоснабжающих организаций в повышении эффективности своей деятельности, энерго- и ресурсосбережении. Это связано с затратным ценообразованием, основанным на традиционном понимании тарифа как суммы установленных нормативных затрат по соответствующей структуре и нормативной рентабельности, что является основанием для включения в тариф неэффективных затрат.

— Многие эксперты полагают, что рост тарифов ЖКХ выбивает из отрасли малый и средний бизнес? Так ли это, на ваш взгляд?

— Для любого бизнеса в ЖКХ — крупного, среднего, малого — опасен как низкий, так и высокий тариф. Почему опасен низкий тариф, это понятно без комментариев. А почему опасен высокий тариф? Высокий тариф, в принципе, развращает коллектив компании. Коллектив уже работает не по принципу учета каждой копейки и каждой единицы ресурса, а так, как бог на душу положит. Поэтому тариф должен быть двухставочным, включать в себя постоянную составляющую на содержание инфраструктуры и переменную, связанную только с точно измеренным объемом потребления. И должна быть четкая долгосрочная тарифная политика. Это не означает, что тарифы в абсолютном выражении должны быть установлены на 5-10 лет. Должна быть четко прописанная проверяемая и прозрачная методология определения тарифа. Представляется, что дальнейший пересмотр тарифов ЖКХ выше индекса роста потребительских цен может быть оправдан только там, где одновременно решаются задачи сокращения перекрестного субсидирования и отказа от прямых дотаций организациям ЖКХ. И при условии, что будут предприняты реальные шаги по повышению эффективности коммунального хозяйства.

Логотип Вестник Строительство