Евгений Ермолаев: «Проектировщик получит вознаграждение, составляющее 5% от разницы плановой и фактической суммы строительства»

Евгений Ермолаев: «Проектировщик получит вознаграждение, составляющее 5% от разницы плановой и фактической суммы строительства»

ФЦЦ выступает с инициативой поощрения проектировщиков и экспертизы, сумевших по итогам своей работы снизить стоимость строительства бюджетного объекта

Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦ) выступает с инициативой поощрения проектировщиков и экспертизы, сумевших по итогам своей работы снизить стоимость строительства бюджетного объекта. О том, какие изменения коснулись нормативов в строительной отрасли, в интервью «Вестнику» рассказывает руководитель ФГУ ФЦЦ Евгений Ермолаев.

— Какие виды нормативов уже выпущены в рамках постановления Правительства РФ «О порядке проведения достоверности определения стоимости объектов капстроительства…»? Все ли регионы ЮФО и СКФО разработали и согласовали территориальные сметные нормативы?

Во-первых, они выпускаются не только в соответствии с этим постановлением № 427, но и в соответствии с приказами Минрегионразвития РФ о введении в действие государственных сметных нормативов. Разработка и согласование нормативов состоит из трех этапов: согласования разработанных нормативов в Минрегионразвития РФ, утверждения субъектом РФ, включения в Федеральный реестр. Существует несколько видов территориальных сметных нормативов: территориальные единичные расценки (ТЕР), территориальные сборники сметных цен, территориальные сборники на эксплуатацию машин и механизмов. Еще не утверждены территориальные сборники на грузоперевозки, поскольку пока не обновились федеральные сборники. В Южном и Северно-Кавказском федеральных округах ситуация следующая: Республика Кабардино-Балкария свои нормативы в соответствие пока не привела. Нормативы Астраханской области, Краснодарского края, Республики Карачаево-Черкесии, Республики Чечня включены в Федеральный реестр сметных нормативов — они прошли все необходимые согласования. Волгоградская, Ростовская области, Ставропольский край, Республика Ингушетия прошли согласование в Минрегионе — их расценки пока еще не включены в реестр. Нормативы Дагестана, Республики Северная Осетия-Алания утверждены субъектом Федерации. Для них следующий этап — это включение в Федеральный реестр. В Республике Калмыкия пока ведется разработка нормативов.

— Определены ли единицы мощности, по которым будет рассчитываться стоимость бюджетных объектов?

— Единицы мощности — протяженность трубопровода или дороги, количество койко-мест — сейчас разработаны и будут обнародованы нами в начале следующего года. На каждую единицу мощности объекта будет создана ресурсная модель, нормативы для которой будут разработаны для каждого региона, опираясь на сложившиеся цены на ресурсы и результаты прошедших аукционов. Раз в год цены на ресурсы будут корректироваться. Однако, по нашим расчетам, фактически стоимость строительства на каждом этапе строительства будет сокращаться. Например, согласно бюджетному планированию объект будет стоить миллиард рублей, на стадии проектирования он подешевеет на 20%, после прохождения экспертизы — еще на 10%. После проведения аукциона цена будет снижена. В итоге госконтракт будет заключен на 30% ниже той суммы, чем планировалось в бюджете.

— Какие особенности ЮФО отражены в документах, определяющих единицы мощности для различных объектов?

— Дело в том, что единица мощности для различных объектов не определяется ни округом, ни регионом России. Она устанавливается отраслевым органом власти, который курирует эти виды объектов. Например, министерство образования курирует образовательные учреждения и имеет свою классификацию необходимого количества квадратных метров, метров кубических, ученических мест и так далее. И это не имеет никакого отношения к какому-то конкретному округу.

— Насколько изменится система нормативов в следующем году?

— Раньше, если взять, к примеру, строительство социальных объектов — школ, больниц, госучреждений — стоимость строительства от стадии проектирования до принятия решения о финансировании увеличивалась. Причем многие параметры закладывались субъективно. Например, руководитель муниципалитета, выдвигая обоснование строительства школы, оценивал стоимость на основе построенных аналогов. Но в зависимости от множества параметров — количества школьников, наличия инфраструктуры, бассейна — их стоимость отличалась. У нас есть примеры, когда в рамках одного региона строительство школы с одинаковым количеством учеников могло отличаться по стоимости в несколько раз. К тому же при строительстве школ 70% затрат, как правило, занимали расходы на инженерные сети. Эта была неявная форма решения проблем субъекта за счет федерального бюджета. После того как проект попадал в Минобразования РФ (стоимостью не выше 8 млрд руб.) или Минэкономразвития РФ, его также рассматривали специалисты, не знающие тонкостей проектирования, стоимости инженерных решений. При обосновании стоимости строительства объекта экспертиза руководствовалась субъективными факторами и теми решениями, которые принял проектировщик: определенной высоты потолок, проемы и т.д. По итогам экспертизы получалась сумма, на которую заказчик выделял деньги. В итоге стоимость объекта составляла не 1 млрд рублей, а два. В действовавшей раньше схеме проектировщики не были ограничены в избыточных планировочных решениях. Сейчас все происходит наоборот — предельная стоимость объекта будет определяться на стадии бюджетного планирования, и проектировщик будет обязан уложиться в заданные параметры стоимости. Экспертизе будет запрещено принимать документацию на сумму, превышающую запланированную в бюджете.

— Если проектное решение будет превышать сумму, выделенную бюджетом на строительство?

— В таком случае проектировщик должен пойти в орган бюджетного планирования и доказать, что эта сумма обоснованна. Но мы, напротив, предлагаем поощрять проектировщиков, которые проектируют объект на сумму меньше запланированной. Например, бюджетом выделено 1 млрд рублей на строительство объекта, а проектировщик спроектировал его на 800 млн рублей. Тогда, кроме платы за проектирование, он получит вознаграждение, составляющее 5% от разницы плановой и фактической суммы строительства. В приведенном примере получается 10 млн рублей. Экспертиза тоже может заработать, если предложит более экономичные конструктивные решения, добьется снижения стоимости проекта. Она получит 5% от суммы, которая будет составлять разницу между запланированной и фактической стоимостью проекта. Таким образом, проектировщики и экспертиза будут заинтересованы в снижении стоимости строительства. Мы предусматриваем механизм наказания экспертизы и проектировщиков, если они выставляют на торги слишком низкую цену строительства. Например, если стоимость строительства объекта будет оценена на 800 млн рублей и никто из подрядчиков не захочет возводить объект за такую сумму, то в этом случае проектировщик и экспертиза должны будут предоставить обеспечение в размере 50% от стоимости проектных работ. Так государство будет компенсировать затраты на проведение никому неинтересных торгов. Кроме того, мы предлагаем производить оплату работы подрядчикам по этапам, которые удобны исполнителю.

— Разработана ли система сметного нормирования?

— Система сметного нормирования сейчас разрабатывается, нам приходится ее менять, поскольку в старых нормативах заложены дорогостоящие технологии, а новые импортные технологии требуют увеличения издержек, поскольку в них заложены импортные компоненты. Поэтому каталог типовых объектов, в которых будет каждое конструктивное решение посчитано до гвоздя, с учетом климатических, региональных особенностей, мы планируем выпустить в начале 2011 года. В дальнейшем каждый проектировщик результаты проектирования объекта должен будет направить в Минрегион РФ — на основе обобщенных данных будет корректироваться каталог.

— Недавно были разработаны нормативные документы в сфере негосударственной экспертизы. Что это даст?

— Сегодня уже созданы сотни органов негосударственной экспертизы, но пока их заключения не имеют статуса, поэтому все заказчики сейчас идут в органы госэкспертизы. Сейчас предлагаем вариант, при котором госэкспертиза занималась бы секретными, уникальными, сложными объектами, а остальными — негосударственная экспертиза. При этом мы разрабатываем административную, уголовную формы ответственности инспекторов-экспертов, которые не выявили, например, избыточные издержки или ненадежность объекта. Чтобы система негосударственной экспертизы работала отлаженно, необходимо повышать квалификационный состав и развивать институт страхования.

— Будут ли использоваться нормативы при проведении тендеров?

— Безусловно, поскольку нормативы будут описывать стандарты — каковы затраты инвестора при использовании того или иного конструктивного решения.

— Каким органам в ЮФО будут делегированы функции Главгосэкспертизы? Созданы ли они? Какой срок займет рассмотрение смет в местных органах?

— Постановление Правительства РФ № 427 регламентирует проведение экспертизы достоверности сметной стоимости объектов только в Главгосэкспертизе России. В Южном федеральном округе ее филиал находится в Ростове-на-Дону. Но 18 октября 2010 года в 427-е постановление внесли изменения, касающиеся мест проведения экспертизы достоверности сметной стоимости объектов. Сегодня все региональные экспертные организации вне зависимости от их организационно-правовой формы наделены полномочиями проводить экспертизу проектно-сметной документации. Срок рассмотрения документации регламентирован еще в 145-м постановлении Правительства РФ от 2005 года. В связи с тем, что сейчас проектно-сметная документация будет рассматриваться совместно, а не отдельно, то срок рассмотрения сметной документации будет занимать меньше времени, чем анализ и проверка проектной документации.

— Будет ли подрядчик брать на себя обязательства по эксплуатации построенного объекта?

— Мы выступили с инициативой включения в цену госконтракта стоимости эксплуатации объекта на срок до 10 лет. Министр транспорта поддерживает эту инициативу, думаю, что в дорожном строительстве будет принят такой закон. В жилищном и социальном строительстве эта мера повысит качество выполняемых работ.

— В прошлом году в интервью «Вестнику» вы говорили, что обсуждаются возможные поправки в ФЗ-94, будут ли они приняты и в каком виде?

— Сейчас мы «пробиваем» принятие постановления, которое бы обязывало застройщиков, предоставляющих цену на 30% ниже, чем на аукционе, закреплять свою ответственность в виде банковской гарантии. Мы планируем, что к середине следующего года соответствующее постановление будет принято. Так мы сможем защитить дольщиков от действий недобросовестных подрядчиков.

— Какие функции сейчас выполняет ваше ведомство?

— Федеральный центр ценообразования в порядке инициативы разрабатывает документы, которые ложатся в основу постановлений правительства, министерств на федеральном уровне. Мы не согласовываем проектные материалы, не монополизируем деятельность по нормированию цен — сейчас любой человек может разработать норматив, направить его в экспертизу и другую организацию и в итоге сможет попасть в каталог нормативов. Мы специализируемся в исследовании и аналитике рынка стройматериалов. Никто кроме нас не занимается оценкой экономической эффективности проектных решений. Орган экспертизы, например, проверяет, сколько стоит конкретное инженерное решение, а мы можем предлагать технологии строительства, которые могут снизить стоимость строительства до 20%.

Во-вторых, мы оцениваем эксплуатационные издержки на объект. Бывали случаи, когда цена строительства была низкой, но затраты на обслуживание в ближайшие 10 лет намного превышали стоимость самого объекта. В одном из регионов субъект построил международный стадион, но его неправильно расположили по сторонам света. По этой причине в нем невозможно проводить международные соревнования, и ежегодно на его эксплуатацию уходит треть бюджета города. Поэтому мы можем давать рекомендации по строительству подобных объектов и комплексно оценивать затраты на их строительство и эксплуатацию. Кроме того, мы проводим оценку увеличения стоимости строительства объекта после ужесточения санитарных и пожарных норм. Например, изменения в нормы СанПиН и пожарной безопасности увеличат на 10% затраты на строительство объекта и его мощность. Если по старым нормам школа могла вмещать 120 человек, то сейчас — 130. То есть фактически мы создаем систему управления затратами.

— Проводите ли вы мониторинг цен на стройматериалы, ГСМ?

— Мы проводим мониторинг цен на строительные компоненты, энергоносители, рабочую силу. По нашим оценкам, себестоимость строительства на 70% состоит из затрат на энергоносители — за счет мультипликативного эффекта. Например, увеличение стоимости бензина на 2 рубля за литр приводит к удорожанию стоимости строительства на 1%.

Логотип Вестник Строительство