По словам экспертов, финансовый кризис 2008 года особенно серьезно ударил по частным инвестициям: большинство компаний, дожидаясь стабильных времен, заморозили либо сильно сократили свои платежные ведомости по направлению «развитие». В то же время изрядно подсохший ручей государственных денег с этого года получил значительную подпитку — вступили в решающую стадию крупнейшие стройки Олимпиады-2014. По словам президента ГК «Олимпстрой» Теймураза Боллоева, по итогам 2010 года будет выполнено 40% всех строительных работ, связанных с будущей Олимпиадой. Напомним, всего в Сочи должны построить 240 олимпийских объектов — 11 спортивных и 229 инфраструктурных. Спортивные объекты расположены на территории двух кластеров — прибрежном (Имеретинская низменность Адлерского района) и горном (район Красной Поляны). Расстояние между ними — 48 км. Соединит объекты двух кластеров совмещенная автомобильная и железная дорога Адлер — Красная Поляна стоимостью 41,5 млрд рублей.
На строительство всех этих объектов, по оценке экспертов, требуется до 120 млн кубометров щебня, притом что собственное производство этого стройматериала в ЮФО (в границах до 2010 г.) составило в 2008 году 35 млн кубометров, а в 2009-м — 25 млн. Помимо этого (также к Олимпиаде) в этом году активно шли работы по реконструкции и строительству южной части автотрассы М-4 «Дон», по развитию Новороссийского транспортного узла и порта Тамань. Все эти объекты тоже были активными потребителями щебня. По данным аналитического агентства «Амикронконсалтинг», за девять месяцев 2010 года в новых границах ЮФО производство щебня и гравия увеличилось более чем на 60% и составило 16,5 млн кубометров. «Основной рост, естественно, пришелся на Краснодарский край: здесь объемы выпуска щебня и гравия увеличились вдвое. На Кубань пришлось порядка 2/3 всего производства ЮФО (более 10 млн куб. м), этот регион стал лидером не только в потреблении, но и в производстве щебня на Юге России», — комментирует руководитель агентства Ольга Киюцина.
Всего, по оценкам экспертов, в Краснодарском крае и Ростовской области добывается около 70% щебня на юге России (ЮФО и СКФО). Крупнейшими производителями в Краснодарском крае являются ОАО «Медвежья гора», ОАО «Мостовской
Цены на щебень на протяжении всего года были нестабильными, что характерно для этого рынка, имеющего ярко выраженную сезонность. Весной, как говорит директор компании «Донской щебень» Александр Гойколов, цены были на уровне
Низкий спрос на щебень Потетюненко связывает не только с менее активным по сравнению с докризисным периодом строительства и ремонта дорог, но и с малым объемом работ по берегоукреплению. «Уровень воды в реках — малых и больших — год от года убывает в результате изменения климата
Александр Гойколов считает, что одной из главных проблем поставщиков и производителей щебня был отнюдь не низкий спрос или цены, а большой уровень дебиторской задолженности. «Задерживать плату за уже отгруженную продукцию или вообще не платить у нас перестало считаться
Из позитивных моментов эксперты «Вестника» отмечают не только активное потребление щебня на олимпийских стройках, но и возможность поучаствовать в поставках всем, независимо от связей с федеральными компаниями и приближенности к подрядчикам. Андрей Потетюненко рассказал, что с Репнянского карьера ежемесячно отгружается порядка 30 тыс. тонн щебня для нужд сдвоенной дороги Адлер — Красная Поляна, на различные олимпийские объекты продают нерудные стройматериалы и «Донской щебень»,
Перспективы производства щебня и гравия Киюцина связывает не только с олимпийскими стройками, но и с активным развитием северокавказских территорий. «Общий объем финансирования уже одобренных проектов по развитию Северного Кавказа составляет порядка 600 млрд рублей, — напоминает Киюцина со ссылкой на полпреда президента