Стабильный рост
Участники рынка цемента и аналитики утверждают, что спрос на цемент в нынешнем году находился на уровне, близком к докризисному. По подсчетам агентства СМПро, рост производства цемента в России в январе — октябре нынешнего года по сравнению с таким же периодом прошлого года превысил 12% — предприятия выпустили около 43,4 млн тонн. В октябре по сравнению с прошлогодними показателями рост производства составил 17,3%. По прогнозу НО «Союзцемент», годовой объем производства цемента в России составит 50,4 млн тонн. Итоговый объем потребления внутри страны в «Союзцементе» предположительно оценивают в 49 млн тонн.
Потребление цемента росло в основном за счет центральных и северозападных регионов. Впрочем, в южных регионах строительные компании также увеличили объемы закупок. По данным группы компаний «Донтехком» (специализируется на дистрибуции строительных материалов), потребление цемента в Европейской части России в нынешнем октябре выросло на 13,5% по сравнению с октябрем прошлого года. Регионы Южного
В ожидании роста цены
Несмотря на увеличение спроса, резких скачков цены на цемент в нынешнем году не происходило. По данным агентства СМПро, в январе средний уровень отпускных цен на самые популярные марки цемента в России составлял 2044 рубля за тонну (без учета НДС и стоимости доставки). К июлю средняя цена выросла до 2165 рублей, к октябрю — до 2279 рублей. Очевидно, что в следующем году рост цен продолжится. «Рынок достаточно болезненно воспринял летнее повышение отпускных цен, которое в действительности было лишь небольшой коррекцией после обвального падения
Есть еще одна причина для появления дефицита и резких ценовых скачков в отдельных регионах — возможное изменение федеральным правительством условий импорта цемента. Импортная пошлина на ввоз цемента была обнулена в 2007 году. За счет импорта правительство планировало стабилизировать ситуацию на цементном рынке. В нынешний строительный сезон в Россию завозилось, по данным таможенной службы,
Драйверы роста
Как и в нынешнем году, в следующем одним из драйверов роста спроса на цемент и, как следствие, роста цен, станет олимпийская стройка в Сочи — именно на 2011 год придется пик объемов строительства. В прогнозном плане «Олимпстроя» указано, что для возведения спортивных объектов в Имеретинской низменности и на Красной Поляне, а также для строительства дорожной инфраструктуры в Большом Сочи в 2011 году потребуется около 28 млн тонн цемента. Кроме того, можно ожидать, что в следующем году в южных регионах стартуют новые проекты комплексной жилищной застройки. Так, например, в начале ноября гендиректор ЗАО «Патриот» (дочерняя структура ЗАО «Интеко») Михаил Жуков подтвердил намерение компании начать строительство жилого района в Прикубанском округе Краснодара. Ранее
Мягкий дефицит
В 2007 году, о котором так любят вспоминать российские
Впрочем, можно предположить, что ситуация в следующем строительном сезоне все же не будет такой катастрофичной, как в 2007 году, — объемы производства цемента вырастут как в целом в России, так и в южных регионах. По прогнозу «Союзцемента», в 2011 году ожидается увеличение производства на 15%. Более того, в «Союзцементе» уверены, что российская индустрия может выпускать до 78 млн тонн цемента в год. В южных регионах рост производства должны обеспечить две новые технологические линии в Новороссийске. В конце сентября компания «Газметаллпроект», управляющая заводами «Новоросцемента», уточнила сроки запуска технологической линии мощностью 2,4 млн тонн в год. Инвесторы, среди которых есть и Сбербанк, рассчитывают, что линия по производству цемента сухим способом начнет работу во второй половине 2011 года. Стоимость проекта оценивается инвесторами в 250 млн евро. Кроме того, в следующем году может быть запущена линия на Верхнебаканском цементном заводе (принадлежит холдингу «Интеко»). Строительство линии началось в 2008 году. Сейчас, как поясняют в «Интеко», ведется возведение технологических сооружений. Мощность линии — 2,3 млн тонн цемента в год. Еще один проект будет запущен в Ростовской области в феврале — марте 2011 года. Группа «Ростовгорстрой», владеющая заводом