Цементный прилив

Цементный прилив

Рынок ожидает роста цен на главный строительный материал

Спрос на цемент в нынешнем году приблизился к докризисному уровню. Главными потребителями были стройки в центральных районах России. Но и на Юге, благодаря олимпийской стройке и инфраструктурным проектам, рост спроса был стабильным. Уже в следующем строительном сезоне участники рынка ждут появления дефицита в отдельных районах. Впрочем, докризисный резкий рост цен вряд ли повторится — в следующем году в ЮФО будут запущены несколько новых производственных линий.

Стабильный рост

Участники рынка цемента и аналитики утверждают, что спрос на цемент в нынешнем году находился на уровне, близком к докризисному. По подсчетам агентства СМПро, рост производства цемента в России в январе — октябре нынешнего года по сравнению с таким же периодом прошлого года превысил 12% — предприятия выпустили около 43,4 млн тонн. В октябре по сравнению с прошлогодними показателями рост производства составил 17,3%. По прогнозу НО «Союзцемент», годовой объем производства цемента в России составит 50,4 млн тонн. Итоговый объем потребления внутри страны в «Союзцементе» предположительно оценивают в 49 млн тонн.

Потребление цемента росло в основном за счет центральных и северозападных регионов. Впрочем, в южных регионах строительные компании также увеличили объемы закупок. По данным группы компаний «Донтехком» (специализируется на дистрибуции строительных материалов), потребление цемента в Европейской части России в нынешнем октябре выросло на 13,5% по сравнению с октябрем прошлого года. Регионы Южного и Северо-Кавказского округов увеличили потребление цемента на 3%. «С учетом того, что в южных и кавказских регионах строительная отрасль не испытала серьезных последствий кризиса, стабильный рост является положительной тенденцией, — пояснили в пресс-службе «Донтехкома». — Рост обеспечивает строительство объектов Олимпиады, активизировавшееся осенью». Стабильный рост спроса на цемент, как считают некоторые участники рынка, вполне может привести к дефициту в следующем строительном сезоне. Например, в «Донтехкоме» отмечают, что за первые десять месяцев 2010 года объем потребления цемента в России был всего на 3% меньше, чем в докризисном 2006 году. Четыре года назад нередкой была ситуация, когда дистрибьюторы и строители в разгар строительного сезона были вынуждены несколько недель ожидать отгрузки цемента с заводов.

В ожидании роста цены

Несмотря на увеличение спроса, резких скачков цены на цемент в нынешнем году не происходило. По данным агентства СМПро, в январе средний уровень отпускных цен на самые популярные марки цемента в России составлял 2044 рубля за тонну (без учета НДС и стоимости доставки). К июлю средняя цена выросла до 2165 рублей, к октябрю — до 2279 рублей. Очевидно, что в следующем году рост цен продолжится. «Рынок достаточно болезненно воспринял летнее повышение отпускных цен, которое в действительности было лишь небольшой коррекцией после обвального падения в 2008-2009 годах, — рассказали в пресс-службе ГК «Донтехком». — Существующие цены не достигли уровня, достаточного для покрытия расходов участников цементного рынка — производителей, перевозчиков, оптовых продавцов. В течение следующего строительного сезона цены продолжат рост».

Есть еще одна причина для появления дефицита и резких ценовых скачков в отдельных регионах — возможное изменение федеральным правительством условий импорта цемента. Импортная пошлина на ввоз цемента была обнулена в 2007 году. За счет импорта правительство планировало стабилизировать ситуацию на цементном рынке. В нынешний строительный сезон в Россию завозилось, по данным таможенной службы, 100-120 тыс. тонн цемента в месяц. В середине октября «Союзцемент» направил открытое письмо главе федерального правительства с предложением ограничить импорт цемента в Россию. В письме входящие в союз представители цементных предприятий отмечают, что нулевые пошлины стали в последнее время отрицательным фактором на российском цементном рынке. В частности, в «Союзцементе» убеждены, что поставки зарубежного цемента приводят к тому, что российская цементная отрасль теряет инвестиционную привлекательность — банкиры не хотят кредитовать новые проекты, а некоторые уже запущенные проекты приостанавливаются. «Общие потери российских производителей цемента в связи с возросшим импортом составят в 2010 году 38 млрд рублей, которые могли быть направлены на реализацию долгосрочных проектов», — указывают в письме участники «Союзцемента». Кроме восстановления импортной пошлины, российские цементники потребовали организовать обязательную сертификацию ввозимого в Россию цемента.

Драйверы роста

Как и в нынешнем году, в следующем одним из драйверов роста спроса на цемент и, как следствие, роста цен, станет олимпийская стройка в Сочи — именно на 2011 год придется пик объемов строительства. В прогнозном плане «Олимпстроя» указано, что для возведения спортивных объектов в Имеретинской низменности и на Красной Поляне, а также для строительства дорожной инфраструктуры в Большом Сочи в 2011 году потребуется около 28 млн тонн цемента. Кроме того, можно ожидать, что в следующем году в южных регионах стартуют новые проекты комплексной жилищной застройки. Так, например, в начале ноября гендиректор ЗАО «Патриот» (дочерняя структура ЗАО «Интеко») Михаил Жуков подтвердил намерение компании начать строительство жилого района в Прикубанском округе Краснодара. Ранее пресс-служба «Интеко» сообщала, что на участке площадью 62 гектара планируется построить около 400 тыс. кв. метров жилья. Правда, чтобы запустить проект, «Интеко» потребуется построить в Краснодарском крае собственный домостроительный комбинат. Также можно ожидать, что в следующем году начнется строительство новых районов в Ростове и Волгограде.

Мягкий дефицит

В 2007 году, о котором так любят вспоминать российские цемент-ники, увеличение объемов строительства привело к ажиотажу на цементном рынке. По данным НП «Союз строителей ЮФО», в первой половине 2007 года цены на цемент в Южном округе выросли почти вдвое — в среднем с 2,8 тыс. рублей до 5,3 тыс. рублей за тонну. Рекордсменом роста стала Астраханская область, где в пик строительного сезона цена тонны цемента доходила до 7 тыс. рублей.

Впрочем, можно предположить, что ситуация в следующем строительном сезоне все же не будет такой катастрофичной, как в 2007 году, — объемы производства цемента вырастут как в целом в России, так и в южных регионах. По прогнозу «Союзцемента», в 2011 году ожидается увеличение производства на 15%. Более того, в «Союзцементе» уверены, что российская индустрия может выпускать до 78 млн тонн цемента в год. В южных регионах рост производства должны обеспечить две новые технологические линии в Новороссийске. В конце сентября компания «Газметаллпроект», управляющая заводами «Новоросцемента», уточнила сроки запуска технологической линии мощностью 2,4 млн тонн в год. Инвесторы, среди которых есть и Сбербанк, рассчитывают, что линия по производству цемента сухим способом начнет работу во второй половине 2011 года. Стоимость проекта оценивается инвесторами в 250 млн евро. Кроме того, в следующем году может быть запущена линия на Верхнебаканском цементном заводе (принадлежит холдингу «Интеко»). Строительство линии началось в 2008 году. Сейчас, как поясняют в «Интеко», ведется возведение технологических сооружений. Мощность линии — 2,3 млн тонн цемента в год. Еще один проект будет запущен в Ростовской области в феврале — марте 2011 года. Группа «Ростовгорстрой», владеющая заводом «Углегорск-цемент», рассчитывает завершить реконструкцию этого предприятия к началу 2011 года. Мощность завода должна вырасти до 200 тыс. тонн цемента в год, продукцию инвесторы рассчитывают реализовывать на территории Ростовской области. Не исключено, что после запуска новой линии «Новоросцемент» остановит часть работающих сейчас мощностей для реконструкции. Но и с учетом этого производство цемента в ЮФО вырастет как минимум на 3 млн тонн — этого объема вполне достаточно для того, чтобы ажиотаж 2007 года не повторился вновь.

Логотип Вестник Строительство