— Николай Иванович, строительное сообщество надеялось, что в этом году с отменой лицензирования и введением саморегулирования рынок
— Реальность оказалась прямо противоположной ожиданиям. Появились организации, которые, получив статус СРО, устроили настоящую торговлю допусками, расплодив гигантское количество так называемых проектировщиков. У многих из них в штате работают 1-2 человека, нет никакой
— В таких условиях на помощь должно прийти государство, кровно заинтересованное в росте качества проектирования и изысканий…
— Оно лишь декларирует такую помощь, в действительности усугубляя ситуацию. В этом году по закону «О размещении заказов» произошел ряд ухудшений. В частности, начальная (максимальная) цена контракта не рассчитывается, как положено по сборникам базовых цен, а берется «с потолка», отныне не предусмотрены авансы и поэтапная оплата работ, размер неустойки в контрактах для подрядчика доведен до 2% в день от цены контракта (вместо 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ установленной для заказчика, то есть в 77 раз больше). Обязательное обеспечение подрядчиком 30% от контракта теперь считается не от конечной, а от начальной (максимальной) цены контракта, страхование ответственности отменено (необходимо вносить денежные средства на счет заказчика, которые замораживаются на срок исполнения обязательств по контракту). Все это сделано под предлогом контроля за проектировщиками, а на самом деле лишь ухудшает их финансовое состояние.
Хочу обратить особое внимание, что сейчас право проводить торги предоставлено огромному количеству заказчиков, в их число входят даже чиновники из сельских поселений. Их низкий профессиональный уровень не дает возможности не только правильно провести аукцион, но и сформировать и донести до подрядчика свои требования к объекту проектирования. Я сталкивался с ситуацией, когда заказчик выставлял на торги лот не только без технических условий, но и без задания на проектирование и даже без точного указания месторасположения объекта. Сроки часто выставляют также нереальные. К примеру, на проектирование и прохождение госэкспертизы отводят 10 дней, когда по закону госэкспертизу могут проводить в течение трех месяцев! С другой стороны, зачастую заказчики намеренно усложняют или вносят путаницу в конкурсную документацию с целью не допустить к торгам неугодных претендентов и обеспечить победу своего представителя. Вот, например, на днях нас и еще десять претендентов сняли с торгов
—А в суд вы обращаться не пробовали?
— Судимся постоянно, но, к сожалению, добиться правды в суде сейчас практически нереально. Заказчиком выступают госорганы, которые будут правы априори, несмотря на очевидные факты не в их пользу. В общем, получается замкнутый круг. Мы, проектировщики, не паникуем, но нужно отдавать себе отчет в том, что если подобное отношение государства к нам не изменится, оно может потерять лучшие проектные организации, потому что работать так, как сейчас, долго будет просто невозможно.