Главный вывод подтвердился
— Более половины из этих 100 дней я провел в территориях области: встретился с активами 50 муниципальных образований, посетил более 200 организаций и предприятий. Считаю, этот период был плодотворным: по результатам многих поездок принимались решения о незамедлительной помощи в разрешении отдельных проблем городов и районов. Из резервного фонда на это выделено около 1 миллиарда рублей. Прежде всего на объекты социальной сферы, газификацию, восстановление инфраструктурных объектов, приобретение оборудования, транспорта.
Отдельной темой было изучение потенциала, возможностей руководителей. В целом могу сказать, что большинство муниципалитетов сегодня возглавляют опытные руководители, которые способны решать самые разные задачи. Главный вывод подтвердился: те приоритеты, которые были расставлены в день инаугурации, верны: инвестиции, инновации, институты, инфраструктура и инициатива. К сожалению, сегодня мы вынуждены признать, что Ростовская область пока остается территорией сырьевого профиля. И если эту позицию сохранить, вряд ли можно рассчитывать на успех, в том числе и на успех выхода из кризиса. Наша задача — создание новых производств по переработке всех видов продукции, и не только сельскохозяйственной. Мы должны претендовать на то, чтобы продукция с брендом «Сделано на Дону» стала востребованной.
Стратегию развития придется скорректировать
— По итогам работы за первое полугодие у нас есть результаты, свидетельствующие о том, что мы движемся в позитивном направлении. Валовой региональный продукт увеличился почти на 7% и достиг 263 млрд рублей. Сокращена регистрируемая безработица: сегодня она фиксируется на уровне 1,3% — ниже, чем в среднем по России. Увеличиваются реальные доходы населения.
Среди вопросов, требующих решений, — газификация, состояние дорог. Речь идет не только о строительстве и реконструкции федеральных трасс, но и о создании особой зоны вдоль них. Дорога, как и прежде, является объектом притяжения бизнеса: создается не только дорожная инфраструктура, но и новые производственные, логистические центры. В 2014 году состоится Олимпиада, и Ростовская область тоже будет участвовать в подготовке к ней.
Я пришел к выводу, что нам предстоит скорректировать Стратегию
Использовать возможность коллективного освоения территорий
— Сегодня в Ростовской области 48 предприятий (1,8% от общего числа) обеспечивают 77% регионального объема инвестиций. То, что за этими рамками, — наш резерв. В новой структуре администрации создан департамент инвестиций и предпринимательства. На местах появятся комиссии по сопровождению инвестиционных проектов. Нам предстоит подумать о том, каким образом создать в регионе систему экономического стимулирования муниципальных образований по вопросам, связанным с привлечением инвестиций. Да, есть заведомо сложные территории, и они, безусловно, требуют государственной поддержки.
У нас есть семь индустриальных парков: Новоалександровский, Красносулинский,
Сформировать новый подход к предоставлению льгот бизнесу
— Принятый областной закон
Работы на несколько лет
— За это время примерно полтора десятка руководителей промышленных предприятий обратились ко мне с просьбой поддержать их программы развития, в том числе и перед руководством страны. Один из примеров — «Ростсельмаш». Линейка моделей, которые выпускает завод, сильно изменилась. Если десять лет назад новая модель появлялась раз в три года, то сейчас их появляется за тот же срок до десятка. Но финансовое состояние, инвестиционная ситуация достаточно сложные. Мне пришлось подготовить и подписать письмо на имя председателя Правительства РФ с просьбой поддержать идею руководства Украины о закупке нескольких тысяч комбайнов «Ростсельмаша». Если она будет одобрена, на ближайшие
То же самое касается ТАНТК им. Бериева, выпускающего
Полноценное правительство не должно раскачиваться
— Я бы не стал говорить, что правительство Ростовской области — это новая структура. Это скорректированная структура. Принципиальным является появление инвестиционного направления как отдельного блока и создание некоторых структур, которые будут заниматься инвестициями. До конца года я внесу еще некоторые изменения. Знаете, почему я тормознулся? Одно дело — сломать, другое дело — построить. Поэтому мне кажется, что те изменения, которые состоялись, достаточно логичны. Но если говорить о создании полноценного правительства, то оно не должно раскачиваться, а одномоментно заменить прежнюю структуру и начать эффективно работать. Для этого требуется создание большого количества документов. Будем к этому двигаться постепенно. Основное отличие нынешней структуры от бывшей в скорректированной роли профильных министерств. И задача их состоит в том, чтобы определять политику и осуществлять общее управление в отдельных сферах деятельности. В то же время межотраслевые министерства выделены в отдельный блок.