Василий Голубев: «Состоявшиеся изменения—логичны»

Василий Голубев: «Состоявшиеся изменения—логичны»

Первую свою стодневку губернатор Ростовской области Василий Голубев провел в поездках по городам и районам

Первую свою стодневку губернатор Ростовской области Василий Голубев провел в поездках по городам и районам. Он заявил о необходимости корректировки стратегии развития региона, популяризации бренда «Сделано на Дону», поддержки системообразующих предприятий, развития переработки, стимулирования муниципалитетов к более активной работе с инвесторами. От идеи создания правительства новый хозяин донского «белого дома» не отказался, но считает, что и форсировать этот процесс не стоит.

Главный вывод подтвердился

— Более половины из этих 100 дней я провел в территориях области: встретился с активами 50 муниципальных образований, посетил более 200 организаций и предприятий. Считаю, этот период был плодотворным: по результатам многих поездок принимались решения о незамедлительной помощи в разрешении отдельных проблем городов и районов. Из резервного фонда на это выделено около 1 миллиарда рублей. Прежде всего на объекты социальной сферы, газификацию, восстановление инфраструктурных объектов, приобретение оборудования, транспорта.

Отдельной темой было изучение потенциала, возможностей руководителей. В целом могу сказать, что большинство муниципалитетов сегодня возглавляют опытные руководители, которые способны решать самые разные задачи. Главный вывод подтвердился: те приоритеты, которые были расставлены в день инаугурации, верны: инвестиции, инновации, институты, инфраструктура и инициатива. К сожалению, сегодня мы вынуждены признать, что Ростовская область пока остается территорией сырьевого профиля. И если эту позицию сохранить, вряд ли можно рассчитывать на успех, в том числе и на успех выхода из кризиса. Наша задача — создание новых производств по переработке всех видов продукции, и не только сельскохозяйственной. Мы должны претендовать на то, чтобы продукция с брендом «Сделано на Дону» стала востребованной.

Стратегию развития придется скорректировать

— По итогам работы за первое полугодие у нас есть результаты, свидетельствующие о том, что мы движемся в позитивном направлении. Валовой региональный продукт увеличился почти на 7% и достиг 263 млрд рублей. Сокращена регистрируемая безработица: сегодня она фиксируется на уровне 1,3% — ниже, чем в среднем по России. Увеличиваются реальные доходы населения.

Среди вопросов, требующих решений, — газификация, состояние дорог. Речь идет не только о строительстве и реконструкции федеральных трасс, но и о создании особой зоны вдоль них. Дорога, как и прежде, является объектом притяжения бизнеса: создается не только дорожная инфраструктура, но и новые производственные, логистические центры. В 2014 году состоится Олимпиада, и Ростовская область тоже будет участвовать в подготовке к ней.

Я пришел к выводу, что нам предстоит скорректировать Стратегию социально-экономического развития Ростовской области, которая принята в 2007 году и рассчитана до 2020 года. С одной стороны, не так много времени прошло — три года, но с другой — два из трех этих лет были кризисные. Задачи, поставленные в 2007 году, были привязаны к экономической ситуации того времени. Если говорить о перспективных и глобальных задачах, возможно, они и не потребуют больших изменений. Если же говорить о некоторых тактических задачах, то, по всей вероятности, потребуются некоторые коррективы.

Использовать возможность коллективного освоения территорий

— Сегодня в Ростовской области 48 предприятий (1,8% от общего числа) обеспечивают 77% регионального объема инвестиций. То, что за этими рамками, — наш резерв. В новой структуре администрации создан департамент инвестиций и предпринимательства. На местах появятся комиссии по сопровождению инвестиционных проектов. Нам предстоит подумать о том, каким образом создать в регионе систему экономического стимулирования муниципальных образований по вопросам, связанным с привлечением инвестиций. Да, есть заведомо сложные территории, и они, безусловно, требуют государственной поддержки.

У нас есть семь индустриальных парков: Новоалександровский, Красносулинский, Матвеево-Курганский, Грушевский, Октябрьский, Азовский, Гуковский. На мой взгляд, муниципальные образования, которые находятся в зоне этих парков, должны использовать возможность коллективного их освоения. При определенной ситуации это удешевляет для инвесторов вхождение в бизнес на этих территориях.

Сформировать новый подход к предоставлению льгот бизнесу

— Принятый областной закон о государственно-частном партнерстве определяет порядок участия администрации, муниципальных образований в создании определенных условий для развития. Например, инженерной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию бизнес-проектов. Поэтому нам потребуется корректировка регионального законодательства об инвестициях и об инновационной деятельности. Думаю, что одно из направлений — это формирование нового подхода к процессу предоставления различных налоговых льгот для бизнеса. Отдельная тема — приоритетность поддержки инновационных проектов, которые интересны для области и без которых эффективной экономики не может быть. Дополнительный вопрос связан с переводом земель из одной категории в другую. Учитывая, что мы заинтересованы в приходе инвесторов, они должны совершенно точно представлять, сколько потребуется средств, времени для прохождения всей подготовительной процедуры, чтобы реализовать свой проект. Я когда-то вводил практику: руководитель, через которого проходит процесс согласования документа, фиксировал срок не только вхождения к нему документа, но и срок выхода от него. Через месяц ни один руководитель не держал документ больше одного дня.

Работы на несколько лет

— За это время примерно полтора десятка руководителей промышленных предприятий обратились ко мне с просьбой поддержать их программы развития, в том числе и перед руководством страны. Один из примеров — «Ростсельмаш». Линейка моделей, которые выпускает завод, сильно изменилась. Если десять лет назад новая модель появлялась раз в три года, то сейчас их появляется за тот же срок до десятка. Но финансовое состояние, инвестиционная ситуация достаточно сложные. Мне пришлось подготовить и подписать письмо на имя председателя Правительства РФ с просьбой поддержать идею руководства Украины о закупке нескольких тысяч комбайнов «Ростсельмаша». Если она будет одобрена, на ближайшие год-полтора мы сможем загрузить предприятие.

То же самое касается ТАНТК им. Бериева, выпускающего самолеты-амфибии. Обратиться к правительству подтолкнула ситуация с пожарами. Министр по чрезвычайным ситуациям сказал, что сегодня уже сформирован заказ на производство восьми амфибий для МЧС, а первоочередная потребность — около 36. Это работы на несколько лет.

Полноценное правительство не должно раскачиваться

— Я бы не стал говорить, что правительство Ростовской области — это новая структура. Это скорректированная структура. Принципиальным является появление инвестиционного направления как отдельного блока и создание некоторых структур, которые будут заниматься инвестициями. До конца года я внесу еще некоторые изменения. Знаете, почему я тормознулся? Одно дело — сломать, другое дело — построить. Поэтому мне кажется, что те изменения, которые состоялись, достаточно логичны. Но если говорить о создании полноценного правительства, то оно не должно раскачиваться, а одномоментно заменить прежнюю структуру и начать эффективно работать. Для этого требуется создание большого количества документов. Будем к этому двигаться постепенно. Основное отличие нынешней структуры от бывшей в скорректированной роли профильных министерств. И задача их состоит в том, чтобы определять политику и осуществлять общее управление в отдельных сферах деятельности. В то же время межотраслевые министерства выделены в отдельный блок.

Логотип Вестник Строительство