Владимир Яковлев: «Строительная отрасль готова к модернизации и внедрению инновационных продуктов»

Владимир Яковлев: «Строительная отрасль готова к модернизации и внедрению инновационных продуктов»

Строительная отрасль пережила кризис и демонстрирует положительную динамику

Строительная отрасль пережила кризис и демонстрирует положительную динамику. Дальнейшее ее состояние зависит от совершенствования контрольно-надзорных и разрешительных функций, минимизации инвестиционных рисков, прозрачности госзакупок, наличия антикоррупционных механизмов в управлении, упорядочения процесса перехода на саморегулирование, планирования и разработки стратегий развития, создания инфраструктуры и инженерной подготовки территорий, воспитания новых кадров, внедрения научных исследований и разработок, перечислил президент Российского союза строителей Владимир Яковлев.

— Насколько болезненным, по вашей оценке, оказался для строительного комплекса России в целом и южных ее регионов в частности мировой кризис? Оправданно ли говорить о том, что он уже достиг кризисного дна и постепенно восстанавливает утраченные позиции?

— По всей видимости, кризисного дна строительная отрасль действительно достигла. Теперь важно понять, какое это дно: рыхлое или твердое, от которого можно оттолкнуться, чтобы начать подниматься вверх. Отдельные подрядные организации начали подниматься. Промышленность строительных материалов к сезону ожила. Производители цемента показывают неплохие показатели. Ростовская область в текущем году планирует ввести в строй пять предприятий стройиндустрии, в том числе завод по производству автоклавного газобетона мощностью 400-500 тыс. куб. метров в год и комбинат каркасно-панельного домостроения мощностью 150-200 тыс. кв. метров жилья. Там же завершается строительство комплекса по производству сэндвич-панелей, металлоконструкций и оцинкованию изделий из металла. В Ингушетии недавно построен и запущен новый кирпичный завод. Надеемся, что в перспективе (два-три года) компании смогут наверстать упущенное и достичь хороших результатов.

— Продолжается реализация приоритетного национального проекта «Доступное и качественное жилье — гражданам России». В какой степени он приблизил решение «квартирного вопроса», актуального в том числе для регионов ЮФО и СКФО?

— В Волгоградской области объемы строительства жилья в первом полугодии 2010 года выросли на 8,6%, в Ростовской области — на 11,6%, в Адыгее — на 20,8%, в Северной Осетии — на 7,1%. А вот в Кабардино-Балкарии отмечено снижение на 30,2%.

Потребность в новом жилье в стране по-прежнему очень высока. 60% населения России хотели бы улучшить свои условия, а у 40% квартиры не пригодны для проживания. Надо запускать ипотеку — сейчас доля тех, кто покупает недвижимость с помощью ипотечных кредитов, составляет 1,5-2%. Когда мы планировали развитие ипотеки, имелись расчеты, по которым к 2009 году процентная ставка должна была составлять 5-7% — это вполне нормальные проценты: такой уровень принят в большинстве развитых стран. Почему не получилось — отдельный и очень долгий разговор.

Уверен, что в дальнейшем спрос будет смещаться в сторону малоэтажного жилья. Принята программа, по которой 60% новых домов должны относиться к малоэтажке. И она выполняется — сейчас ее доля в общем объеме составляет около 50%.

— Один из ключевых проектов, способных обеспечить строителей Юга и Северного Кавказа солидными заказами на ближайшие несколько лет, — «Сочи-2014». Между тем, судя по звучащим заявлениям, далеко не всегда они могут рассчитывать на соответствующие подряды. Как переломить ситуацию в пользу местных компаний? Всегда ли проблема в недостаточно высокой квалификации строителей из ЮФО и СКФО, либо существуют и другие, неафишируемые, причины игнорирования рабсилы из этих регионов?

Во-первых, уверен: никто не пытается оградить главную российскую стройку от притока рабочей силы. Масштаб работ огромен. А в том, что за подряды приходится побороться, ничего плохого нет: чем выше конкуренция, тем качественнее будет выполнена работа.

Во-вторых, в регионах ЮФО и СКФО запланирована масса проектов, способных обеспечить строителей солидными заказами, и не только в Сочи. Адыгея в 2010-2012 годах предполагает направить 1,4 млрд рублей на развитие инфраструктуры. Эти средства пойдут в том числе на строительство автодорог, линий электропередач, газопроводов, объектов водоснабжения. В настоящее время на территории Адыгеи реализуются свыше 40 крупных инвестиционных проектов. В Ставрополье приступают к созданию восьми региональных парков — индустриальных, технологических и туристско-рекреационных. Северная Осетия на конференции по развитию Северного Кавказа представила 11 инвестпроектов…

Сейчас в регионах необходимо минимизировать инвестиционные риски, сократить сроки прохождения документов при реализации инвестпроектов. Ведь инвестиционная привлекательность территории не исчерпывается системой льгот для инвесторов и субсидий для производителей инновационной продукции. Она включает в себя и политическую стабильность, и прозрачность госзакупок, и наличие антикоррупционных механизмов в управлении. В противном случае коэффициент полезного действия от деятельности по привлечению инвестиций, развитию инфраструктуры, внедрению инноваций будет крайне низким.

— Насколько активен на юге процесс создания саморегулируемых организаций среди строительных компаний? Имеются ли факторы, сдерживающие его?

— Процесс идет достаточно активно. Саморегулируемые организации в строительстве — благая идея, и, если ее реализовать правильно, то можно много проверяющих инстанций, чинящих в том числе барьеры, заменить на реально работающий негосударственный орган надзора за строительством. Главная задача, стоящая перед национальными объединениями и саморегулируемыми организациями, — налаживание совместной деятельности. Существенное значение в такой работе будет иметь унификация документов СРО (требований, стандартов, правил саморегулирования и контроля, документов, устанавливающих порядок применения мер дисциплинарного воздействия) и их гармонизация с типовыми документами, разработанными национальными объединениями.

Руководители национальных объединений и саморегулируемых организаций должны четко понимать, что все их усилия должны быть направлены на достижение основных целей, обозначенных в законе: обеспечение безопасности строительства, качества построенных объектов и создание механизма, позволяющего защитить интересы потребителей при причинении вреда.

Важнейший момент — правильная выработка требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства. С прошлого года Перечень таких работ неоднократно менялся. Непостоянство создает и для строителей, и для СРО серьезные неудобства.

Еще одна проблема — эффективность деятельности Ростехнадзора при проверке саморегулируемых организаций: до сих пор в Интернете можно найти огромное количество объявлений о вступлении в СРО без взносов и проверок. Национальные объединения должны предпринять все возможные меры для пресечения деятельности таких СРО-однодневок.

Сейчас в регионах многие сталкиваются с ситуацией, когда областная администрация вместе с одной из «местных» СРО пытаются установить ограничения на рынке подрядных работ и допускают до подрядных торгов только те компании, которые входят в их СРО. Это тоже проблема, которую необходимо решить.

— Во многих регионах, особенно северокавказских, основным инвестором в строительство является государство. Какие законодательные, административные, инфраструктурные и проч. условия необходимо создать для того, чтобы более активное участие в этом секторе принимали частные компании?

— При всех имеющихся на сегодня сложностях в строительной отрасли определенных позитивных изменений добиться можно.

Бороться с административными барьерами нужно посредством совершенствования контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере строительства. Сейчас на оформление всех документов по строительству в России уходит до 700 дней, тогда как в Америке — 30, в Европе — 40-60. Премьер-министр РФ Владимир Путин предписал каждому субъекту Федерации разработать собственную программу по борьбе с барьерами до конца 2010 года. Она должна быть реальной, а не формальной. Минрегионразвития подготовило пакет документов, которые должны облегчить процесс оформления. Они уже переданы в Госдуму. Хочется надеяться, что на осенней сессии эти документы будут приняты.

Разработаны также документы, направленные на упорядочение процесса перехода отрасли на саморегулирование, выработаны новые СниПы — из 147 осталось 98, и все нормативы адаптированы к реальности. После того как все эти наработки будут приняты и вступят в силу, строителям, хочется надеяться, станет полегче.

Государство должно взять на себя часть обязанностей — планирование, разработку стратегий развития, создание инфраструктуры, инженерную подготовку территорий. Нельзя перекладывать их на застройщиков — никакой бизнес не сможет справиться с этой работой. Необходимо, чтобы любой застройщик, разрабатывая проект, знал, где ему в границах «красных линий» квартала предоставлены точки подключения к сетям. Пока этого нет, будет продолжаться то, что мы видим сейчас: дома, подключенные по временным схемам, расчеты с энергетиками по двум тарифам и т. д. Нужно улучшить ведение государственного земельного кадастра, например благодаря учету требований Градостроительного кодекса.

Необходимо строить дороги. К сожалению, заниматься планированием в этой области некому. Раньше существовал Дорожный фонд, но в 1996 году его разогнали за вороватость, а взамен ничего так и не создали. Будут дороги — вокруг них появится все остальное, а до тех пор говорить о развитии очень трудно.

Особое внимание стоит уделить воспитанию новых кадров в отрасли, научным исследованиям и разработкам. Строительная отрасль не просто готова к модернизации — предприятия российской стройиндустрии подошли к такому порогу, когда без модернизации и нового инновационного продукта у них нет будущего.

Наличие грамотных законов, а главное, их правильное исполнение, внесение изменений в систему ценообразования и нормативную базу, коммерческое управление построенными объектами в конечном итоге приведут к сокращению сроков строительства, улучшению качества объектов и увеличению времени их эксплуатации. Но многое, я думаю, зависит еще от людей — честных, перспективных, творческих, думающих не только о своей прибыли. Нужно наладить диалог между этими людьми, вдохновить их поддержкой. В нашем сознании должна закрепиться мысль: инновации выгодны каждому человеку, это часть будущей конкурентоспособной России.

СРО изыскателей Северного Кавказа намерены расширяться

Одним из таких ярких примеров является деятельность Саморегулируемой организации Некоммерческое парнерство «Изыскатели Ростовской области и Северного Кавказа» (сокращенно СРО НП «ИРОСК»), которое зарегистрировано в реестре СРО РФ в области инженерных изысканий под номером 15. Статусность организации подверждает активное участие специалистов СРО НП «ИРОСК» в работе Национального объединения изыскателей (НОИЗ). Сегодня в состав СРО входят около 80 членов, еще 10 организаций находятся в стадии рассмотрения на включение в состав объединения. Большинство предприятий — это крупные коммерческие компании и государственные структуры из Ростовской, Астраханской области, Краснодарского края и других регионов ЮФО. «В наших ближайших планах планируется увеличить численность до 100-120 организаций. При этом мы не ставим задачу необоснованного расширения количества членов в ущерб качеству нашей деятельности и контролю за действиями организаций», — говорит директор СРО НП «ИРОСК» Эдгар Таржиманов.

В настоящее время НП «ИРОСК» ожидает привлечения в свои ряды добросовестные геодезические организации, поскольку из области действия лицензии Роскартографии исключена геодезическая деятельность при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства.

Логотип Вестник Строительство