—
— Этого заявления мы ждали. Оно является свидетельством того, что государство начинает программу массовой приватизации. Если хотя бы один инвестор проявляет интерес к нескольким госактивам, государство обязано выставлять их на аукцион. А в отношении наиболее «лакомых кусков» — принимать специальные законы, позволяющие сохранять контроль над этими активами. Тогда число инвесторов будет расти. Необходимы законодательство о стратегических инвестициях, либерализация требований к работе иностранных компаний в России, упрощение разрешительных процедур для них.
— Российская власть
— Перед кризисом
Есть несколько важных последствий и уроков для бизнеса.
Первый: в период кризиса часть институтов развития сменила направление работы — из институтов ГЧП они трансформировались в антикризисные. Самый яркий пример — ВЭБ, который вытаскивает на себе и проекты ГЧП, и системообразующие предприятия.
Второй: новых проектов ждать не стоит. В условиях бюджетного дефицита у органов власти — другие приоритеты.
Третий: сохраняется существенный пробел функционирования институтов ГЧП — у частных инвесторов нет уверенности в том, что государство не откажется от выполнения своих обязательств при изменении экономической ситуации.
— Насколько ГЧП развито в Южном федеральном округе?
— В ЮФО реализуется довольно много проектов ГЧП различного уровня. Важно то, что, в отличие от многих субъектов, появляются и новые проекты. В ноябре 2009 года был подписан меморандум о совместной реализации регионального инвестиционного проекта «Чистый Дон», который осуществляется при государственной поддержке из средств Инвестиционного фонда РФ.
Среди важнейших проектов Инвестфонда — разработка проектной документации на строительство и эксплуатацию на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон». Взамен одной из наиболее проблемных трасс мы получим дорогу, соответствующую всем стандартам.
Очень важный и интересный проект — «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения города
— Теперь из состава Южного выделен
— Та программа снова востребована. Как и ее разработчики, среди которых — Национальное агентство прямых инвестиций. Работа была проделана не зря. Задача сегодня заключается в том, чтобы выбрать проекты, которые могут стать локомотивами экономики СКФО. При этом важны финансовые инструменты.
Частный капитал готов строить горнолыжные курорты на Северном Кавказе. Однако выясняется, что земля уже прикуплена местными олигархами при поддержке местных властей. Сами по себе эти проекты — на грани окупаемости. Даже за гранью. Если не будет федеральной инфраструктуры, придется назначать ответственных за них. Но это не тот путь.
Мои коллеги по РСПП готовы работать с нулевой и даже отрицательной рентабельностью. Они понимают, что есть в некотором смысле геополитические задачи — инвестировать в экономику Северного Кавказа. ГЧП отвечает интересам и местной власти, и национальным интересам. Взять тот же Тырнауз
Однако без федерального вмешательства не обойтись. Северный Кавказ — это регион, где нужна концентрация федеральных ресурсов.
— Какие действия следует предпринять для того, чтобы институт ГЧП развивался успешнее?
— Первое — повысить уровень гарантий для инвесторов. Самая страшная угроза для любого проекта — недоверие между партнерами.
Второе — количество проектов должно увеличиться многократно. А для этого государство должно признать, что тратить деньги на инфраструктуру необходимо даже в кризис.
Третье — нужен полноценный и прозрачный для общества мониторинг проектов ГЧП.
Радует то, что, как заявил на форуме