Александр Шохин: «Задача — выбрать проекты, которые могут стать локомотивами экономики СКФО»

Александр Шохин: «Задача — выбрать проекты, которые могут стать локомотивами экономики СКФО»

В отличие от других регионов, на Юге не только реализуются прежние, но и появляются новые проекты государственно-частного партнерства

В отличие от других регионов, на Юге не только реализуются прежние, но и появляются новые проекты государственно-частного партнерства. Среди них — «Чистый Дон», получивший поддержку из Инвестиционного фонда. На Северном Кавказе бизнес готов работать даже с нулевой рентабельностью, но при условии создания необходимой инфраструктуры. СКФО — регион, где нужна концентрация федеральных ресурсов, считает президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

На Санкт-Петербургском Международном экономическом форуме президент России Дмитрий Медведев заявил о существенном сокращении количества стратегических государственных предприятий, ОАО и ФГУПов. Полагаете, это будет способствовать активизации инвестиционных процессов в стране, затормозившихся под влиянием кризиса?

— Этого заявления мы ждали. Оно является свидетельством того, что государство начинает программу массовой приватизации. Если хотя бы один инвестор проявляет интерес к нескольким госактивам, государство обязано выставлять их на аукцион. А в отношении наиболее «лакомых кусков» — принимать специальные законы, позволяющие сохранять контроль над этими активами. Тогда число инвесторов будет расти. Необходимы законодательство о стратегических инвестициях, либерализация требований к работе иностранных компаний в России, упрощение разрешительных процедур для них.

— Российская власть по-прежнему делает серьезную ставку на развитие института государственно-частного партнерства (ГЧП) при реализации крупных проектов. Оправданы ли эти ожидания?

— Перед кризисом государственно-частное партнерство было «на взлете» — сформирована законодательная база, появились соответствующие институты, началась реализация проектов на всех уровнях. Но проекты ГЧП — часть экономики, поэтому, естественно, мировой кризис не мог не сказаться на них. Основной удар нанесла финансовая система — проектам ГЧП нужны длинные и дешевые деньги, а реализовывать их, когда кредит дают на год и под 15-20% годовых, невозможно.

Есть несколько важных последствий и уроков для бизнеса.

Первый: в период кризиса часть институтов развития сменила направление работы — из институтов ГЧП они трансформировались в антикризисные. Самый яркий пример — ВЭБ, который вытаскивает на себе и проекты ГЧП, и системообразующие предприятия.

Второй: новых проектов ждать не стоит. В условиях бюджетного дефицита у органов власти — другие приоритеты.

Третий: сохраняется существенный пробел функционирования институтов ГЧП — у частных инвесторов нет уверенности в том, что государство не откажется от выполнения своих обязательств при изменении экономической ситуации. В 2008-2009 годах существенная часть принятых к реализации в докризисный период проектов оказалась либо отложена, либо заморожена. Государство отказалось от выполнения своих обязательств, правда, «по согласованию» с частными инвесторами. Больше всего пострадали проекты, которые находились на начальной стадии реализации.

— Насколько ГЧП развито в Южном федеральном округе?

— В ЮФО реализуется довольно много проектов ГЧП различного уровня. Важно то, что, в отличие от многих субъектов, появляются и новые проекты. В ноябре 2009 года был подписан меморандум о совместной реализации регионального инвестиционного проекта «Чистый Дон», который осуществляется при государственной поддержке из средств Инвестиционного фонда РФ.

Среди важнейших проектов Инвестфонда — разработка проектной документации на строительство и эксплуатацию на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон». Взамен одной из наиболее проблемных трасс мы получим дорогу, соответствующую всем стандартам.

Очень важный и интересный проект — «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения города Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области». Его общая стоимость — почти 33,5 млрд рублей. Не менее масштабны и задачи: обеспечение экологической безопасности бассейна реки Дон, Азовского и Черного морей, повышение уровня жизни населения, повышение энергоэффективности системы водоснабжения и водоотведения. В целом невозможно развивать регион, повышать его привлекательность для инвесторов, если инфраструктура устарела давно. Пока ростовский проект реализуется успешно, он прошел испытание кризисом. Есть все основания считать его одним из модельных.

— Теперь из состава Южного выделен Северо-Кавказский федеральный округ. Практически сразу было объявлено о разработке для него комплексной программы социально-экономического развития. Между тем существует аналогичный документ для ЮФО, так и не принятый правительством. Можно ли ожидать, что программа для СКФО будет содержать принципиально новые положения? И оправданно ли рассчитывать на более активное использование при ее реализации механизмов ЧГП?

— Та программа снова востребована. Как и ее разработчики, среди которых — Национальное агентство прямых инвестиций. Работа была проделана не зря. Задача сегодня заключается в том, чтобы выбрать проекты, которые могут стать локомотивами экономики СКФО. При этом важны финансовые инструменты.

Частный капитал готов строить горнолыжные курорты на Северном Кавказе. Однако выясняется, что земля уже прикуплена местными олигархами при поддержке местных властей. Сами по себе эти проекты — на грани окупаемости. Даже за гранью. Если не будет федеральной инфраструктуры, придется назначать ответственных за них. Но это не тот путь.

Мои коллеги по РСПП готовы работать с нулевой и даже отрицательной рентабельностью. Они понимают, что есть в некотором смысле геополитические задачи — инвестировать в экономику Северного Кавказа. ГЧП отвечает интересам и местной власти, и национальным интересам. Взять тот же Тырнауз в Кабардино-Балкарии, который сейчас больше подходит для съемок «Сталкера». Еще десять, пять лет назад такие объекты казались совершенно бесперспективными, а сейчас можно найти для них стратегических инвесторов и фактически заново отстраивать.

Однако без федерального вмешательства не обойтись. Северный Кавказ — это регион, где нужна концентрация федеральных ресурсов.

— Какие действия следует предпринять для того, чтобы институт ГЧП развивался успешнее?

— Первое — повысить уровень гарантий для инвесторов. Самая страшная угроза для любого проекта — недоверие между партнерами.

Второе — количество проектов должно увеличиться многократно. А для этого государство должно признать, что тратить деньги на инфраструктуру необходимо даже в кризис.

Третье — нужен полноценный и прозрачный для общества мониторинг проектов ГЧП.

Радует то, что, как заявил на форуме в Санкт-Петербурге Дмитрий Медведев, государство не намерено повышать налоговую нагрузку на бизнес. Для нас это знаковое заявление — оно позволяет рассчитывать на активизацию инвестиционной деятельности, на конструктивный диалог бизнеса с властью.

Логотип Вестник Строительство