Такой вывод можно было сделать из заявлений участников круглого стола, посвященного проблемам региональной отраслевой прессы. Формально круглый стол, организованный ИД «МедиаЮг», был приурочен к выходу юбилейного — пятидесятого — номера отраслевого журнала «Вестник». Приглашенные эксперты отметили, что участникам индустрии строительства и ЖКХ крайне важно оперативно получать информацию о позиции властей по ключевым вопросам и иметь возможность влиять на решения, в том числе используя СМИ как инструмент диалога.
Несмотря на юбилейный повод, речь шла не только об отраслевом журнале «Вестник», но и в целом о развитии отраслевых изданий в регионе и в России. «Мировая история показывает, что все значительное — крупнейшие открытия в науке и технике — начинаются с отраслевых журналов. Сначала информация появляется в отраслевых изданиях, только впоследствии об открытиях узнает широкая публика», — отметил завкафедрой средств массовых коммуникаций ЮФУ, профессор Александр Акопов.
По убеждению некоторых участников круглого стола, большинство российских общественно-политических и массовых изданий устранились от выполнения одной из главных функций — служить инструментом для обратной связи между властью и обществом. Отраслевые издания (разумеется, в своих узких нишах) эту функцию пока выполняют. Алексей Щербаков, руководитель Ростовской региональной ипотечной корпорации, считает: «Сегодняшняя пресса — это в значительной степени инструмент гражданского общества, которое структурировано в том числе по профессиональным признакам. Для отраслевых профессионалов важно понимание того, какова идеология действий властей, к чему они хотят прийти с помощью изменений в законодательстве. Властям, в свою очередь, важно знать, как воспринимаются эти изменения профессионалами. Задача прессы — донести позицию профессионального сообщества до законодателей. Плохо, если нормативное право не базируется на естественном праве. Властям важно знать о реальных потребностях отрасли, о существующем общественном заказе».
«Сейчас кажется, что отраслевой журнал «Вестник» был всегда, по крайней мере, если говорить о новой истории строительной отрасли и ЖКХ. Издание создает единое информационное пространство, — считает Дмитрий Павленко, генеральный директор ОАО «Южный региональный НИиПА градостроительства». — Задача номер один для отраслевого издания — озвучивать наиболее актуальные проблемы. К примеру, сейчас участники строительного рынка испытывают трудности при взаимодействии с властями из-за недостатков ФЗ-94 (регулирует размещение заказов государственными учреждениями. — Прим. «Вестника»). При помощи издания мы хотим пригласить к диалогу представителей властей — региональных и федеральных». По замечаниям участников круглого стола, сегодня предприниматели, в том числе строители, крайне заинтересованы в публичном обсуждении новых схем построения бизнеса и новейших технологических решений. При этом, как отметила Нелли Ткачева, заместитель министра ЖКХ Ростовской области, донской регион находится в выигрышном положении в плане развития отраслевой прессы в сфере ЖКХ и строительства: «Выезжая в другие регионы или на совещания в Москву, я беру с собой номера «Вестника» — журнал сразу же расходится среди коллег. Подобных изданий в других регионах я не встречала».
Впрочем, как считают некоторые эксперты, отраслевые издания публикуют мало качественных проблемных материалов. Александр Акопов отметил: «В советский период проблемных статей было мало из-за того, что проблемные вопросы были неким «секретом» властей. Редакторам и журналистам говорили: почему вы считаете себя настолько умными, что готовы поднимать проблемы и менять что-то в планах властей? Сейчас речь идет о коммерческих «секретах». Тем не менее отраслевые издания должны ставить вопросы. И, если говорить о строительных изданиях, главный из них — качество строительства. Любой инженер, оказавшись с какой-либо стройкой у нас, сразу же увидит массу ошибок, неверных действий рабочих и прорабов». Рекомендация Александра Акопова отраслевым журналам и газетам — сделать реальной работу редколлегий, где обычно числятся ключевые для отрасли персоны.
Юрий Корнюш, советник президента Торгово-промышленной палаты Ростовской области, сказал: «Недостаток многих отраслевых изданий — отсутствие влияния на реальный рынок, на практическую сторону вопроса. Влиятельное издание — мощный рычаг, стимулирующий развитие бизнеса. Сегодня бизнесу, в особенности малому и среднему, не хватает площадок для обсуждения практики применения технологий и решений. Специалисты вынашивают лучшие идеи годами. Читая качественное издание, они должны понимать, насколько их идеи соответствуют тенденциям». Юрий Корнюш не исключил, что номинация для лучших отраслевых изданий в будущем будет включена в региональный конкурс «Лучшие товары Дона».
Еще одна проблема, которая в дальнейшем может только обостриться, — подготовка кадров для отраслевых СМИ. Сегодня факультеты журналистики не могут позволить ввести узкоспециализированные курсы, к примеру, для студентов, планирующих работать в изданиях со строительной, банковской или медицинской тематикой. Объясняется это и установкой министерства образования и тем, что факультеты журналистики пытаются охватить максимальное количество направлений, в том числе в курсы включаются элементы для будущих специалистов по PR и рекламе и для журналистов, работающих в электронных СМИ.
Выяснилось, что участники круглого стола по-разному смотрят на стратегию развития отраслевых СМИ. Некоторые убеждены, что нужно максимально расширять аудиторию «Вестника». В частности, такой точки зрения придерживается Владимир Арцыбашев, директор холдинга «Управляющие организации ЖКХ»: «До потребителей услуг ЖКХ журнал не доходит. У жителей многоквартирных домов есть потребность в качественной информации. Наш холдинг, к примеру, издает газету для информирования клиентов. Хотелось бы, чтобы на страницах журнала излагали свой взгляд на ситуацию в отрасли региональные чиновники. И еще одно пожелание ко всем отраслевым изданиям: необходимо тщательно рецензировать технические данные, которые появляются в статьях. У большинства россиян до сих пор есть стойкое убеждение, что если некто говорит через СМИ — значит это истина. Таким образом читателя можно ввести в заблуждение, ведь не все персонажи публикаций относятся к своим словам достаточно ответственно».
Однако другие эксперты убеждены, что строительное издание должно ориентироваться исключительно на специалистов и участников рынка. Александр Бояринов, главный архитектор Ростовской области, отметил: «Отраслевое издание нацелено на профессионалов, здесь по определению не может быть гласа народа. Правда, и чрезмерно сужать аудиторию не стоит — важно говорить обо всех направлениях, связанных со строительством и ЖКХ. Проектирование, строительство и эксплуатация должны подаваться в одной упаковке. Важно уделять внимание ключевым вопросам отрасли, в том числе правовым». «Отраслевые журналы должны оставаться в своей профессии. Если для расширения аудитории пытаться охватить новые темы, то, как показывает практика, популярность издания и тиражи падают. Профессиональное издание успешно только в случае работы на узкую, конкретную аудиторию», — подытожил Александр Акопов.
Ведущие специалисты отрасли разделили праздник с «Вестником»
В ходе мероприятия главный редактор «Вестника» Евгений Грицун вручил почетные награды и благодарственные письма постоянным партнерам и экспертам издания.
— Выход пятидесятого номера — это знаковое для издательского дома событие. Это доказательство того, что мы идем в правильном направлении и отраслевая пресса нужна и востребована в регионе, — прокомментировал главный редактор ИД «МедиаЮг» Максим Федоров. — Приятно, что это событие с нами разделили ведущие специалисты строительной отрасли. Мы благодарны всем тем, кто помогает нам в подготовке актуальных материалов и готовы в дальнейшем совершенствовать отраслевой журнал «Вестник».