В ожидании спроса

В ожидании спроса

Главной тенденцией на рынке кирпича в ЮФО в первом полугодии 2010 года большинство игроков называют слабый, едва заметный рост потребления

Выжившие во времена кризиса предприятия в нынешнем году продолжают занимать выжидательную позицию. Общее мнение игроков рынка таково: никакой мало-мальски серьезной поддержки спросу пока нет и в ближайшее время не предвидится, и причины сложившегося положения отнюдь не конъюнктурные, а системные — политические, технологические, макроэкономические. Впрочем, Юг России в очередной раз по показателям выигрывает у других регионов.

Малоэтажный период

По данным исследовательской компании ID-Marketing, в январе-мае 2010 года ежемесячная динамика производства кирпича демонстрирует позитивный тренд, обусловленный фактором сезонности, но ни о каком выходе из кризиса речи быть пока не может. Как считает директор компании ID-Marketing Екатерина Новикова, сравнения с прошлым годом по-прежнему отражают сложную ситуацию на рынке — за пять месяцев отечественными предприятиями произведено около 40% от объемов 2009 года. Аналогичным образом оценивает минувшие шесть месяцев первый заместитель генерального директора по маркетингу, сбыту и ВЭД ОАО «Славянский кирпич» Игорь Слупский: «Первое полугодие 2010 года можно разделить на две части — 1-й и 2-й квартал, которые показали совершенно разную динамику продаж. Если 1-й квартал с учетом неблагоприятных климатических условий (частые снегопады, гололед, дожди) явился продолжением 2009 года и показал падение продаж, то 2-й квартал показал значительный рост как к результатам продаж 1-го квартала 2010 года, так и к результатам продаж 2-го квартала 2009-го». Впрочем, эти осторожные, хотя и оптимистичные выводы разделяют не все. «Настоящее время для нашего завода, — рассказывает генеральный директор ЗАО «Сальский кирпичный завод» Татьяна Полухина, — является пиком кризиса, о посткризисном периоде не может быть и речи. Спрос на кирпич постоянно падает. Основными покупателями остаются физические лица».

Похожая ситуация складывается в последнее время и на предприятии «Митос-Строй». «Я бы не сказал, что сейчас наступил посткризисный период, — комментирует нынешнее положение гендиректор компании Юрий Андрющенко. — Все еще сказывается пагубное влияние кризиса. Компания «МИТОС» в первом полугодии 2010 года шага вперед не сделала. Да и назад мы не скатились, но удерживаться на одном месте очень сложно».

Действительно, ситуацию в Ростовской области, как и во всем Южном округе, в первом полугодии посткризисной назвать сложно. По данным компании «Донской кирпич», «из 26 донских заводов стабильно работали 12, остальные закрывались-открывались, продавались, банкротились». По словам коммерческого директора ООО «Коммерция» (АКЗ «Донской кирпич») Вадима Набоки, «спрос примерно равен аналогичному периоду прошлого года, но есть перспективы небольшого роста. Структура потребления прежняя — частная застройка доминирует». Мнение коллеги поддерживает и гендиректор ОАО «Глубокинский кирпич» Алексей Калинов: «Существенно возросла доля индивидуального и малоэтажного строительства. В Ростове, да и в других крупных городах Юга России, всегда были развиты традиции частного домостроения, и сейчас большая часть вводимого жилья — это именно «малоэтажка».

Инвестиционное затишье

Еще один показатель того, что движение рынка остается неясным — отсутствие какой бы то ни было инвестиционной активности. По данным генерального директора «InfoLine Аналитика» Михаила Бурмистрова, заморожены практически все инвестиционные проекты по строительству кирпичных заводов. Продолжилось строительство лишь тех предприятий, которые прошли через «точку невозврата», заморозка строительства которых потребовала бы от инвесторов намного больших средств, чем продолжение строительства». По данным «Вестника», сегодня можно говорить об оживлении работ по возведению двух объектов кирпичной отрасли Юга России — завода по производству керамического кирпича в Семикаракорском районе Ростовской области (стоимость проекта 110 млн руб.) и строительстве кирпичного завода в Прохладненском районе Кабардино-Балкарии (1,1 млрд руб.). Впрочем, в обоих случаях об активной фазе реализации проекта речи пока не идет.

Стагнацию в инвестиционной сфере отмечают большинство игроков рынка. «В первом полугодии 2010 года ОАО «Славянский кирпич» не завершало реализацию инвестиционных проектов», — говорит Игорь Слупский. По словам Вадима Набоки, компании «не хватало оборотных средств, привлекали кредиты».

Потому нельзя говорить не только об инвестиционной активности, но и о рядовых успехах в производстве. «В связи с экономическим кризисом и снижением покупательского спроса на кирпич в декабре 2008 года остановлена на плановый ремонт 80-метровая туннельная печь. После завершения ремонта печь не возобновила свою работу. По этой же причине в январе 2009 года остановлена кольцевая 16-камерная печь. Суточный объем производства кирпича снизился на 84 тыс. штук и составил 92 тыс. штук», — рассказывает генеральный директор ЗАО «Сальский кирпичный завод» Татьяна Полухина.

Неясные перспективы

По прогнозу компании «InfoLine Аналитика», во втором полугодии немного вырастет спрос на кирпич тех предприятий, которые поставляют его для строящихся объектов с государственным финансированием, так как традиционно во второй половине года начинается более активное освоение бюджетных средств. Однако производство кирпича в целом по стране по итогам второго полугодия 2010 года будет меньше, чем в 2009 году, что связано со снижением в жилищном строительстве». Михаил Бурмистров заявляет, что оживление во втором полугодии 2010 года на рынке кирпича может произойти в первую очередь в ЮФО, где необходимы большие объемы кирпича для строительства олимпийских объектов в Сочи. Однако эту позицию разделяют не все: по мнению многих экспертов, доля кирпича в проектах олимпийской стройки не так велика, чтобы говорить о серьезной поддержке.

Менеджмент «Глубокинского кирпича» также рассчитывает на второе полугодие 2010 года, отмечая оживление на рынке и постепенное увеличение стоимости жилья. По словам Алексея Калинова, традиционно объемы продаж во втором полугодии выше, чем в первом. Это связано и с отсутствием погодных факторов, и с традиционной сдачей объектов к концу года, и с финансированием госорганами определенных программ — именно под конец года. В целом на глубокинском заводе ожидают 5-7-процентного повышения объемов продаж. Руководство крупнейшего в Южном округе кирпичного завода в Славянске-на-Кубани называет даже конкретные сроки окончания стагнации. По прогнозу Игоря Слупского, в оставшейся части 2010 года цены на кирпич будут устойчиво расти. К середине 2011 года цены достигнут уровня докризисного периода».

Так или иначе, общее мнение руководства кирпичных заводов и исследовательских компаний заключается в том, что кирпичному рынку требуются инновации. Кто первый сделает свое производство наиболее эффективным, тот первым и ощутит дивиденды. Все без исключения игроки считают, что заметный рост затронет именно сегмент современных высококачественных недорогих энергоэффективных стеновых материалов. Если говорить о рынке традиционного рядового кирпича, то ситуация будет различной в крупных городах ЮФО и районных центрах. В больших городах будет прослеживаться устойчивый спрос и рост цен, в райцентрах спрос будет умеренным, а цена фиксированной.

Мнение экспертов. Что может оказать поддержку рынку кирпича в ЮФО?

Гендиректор ОАО «Глубокинский кирпич» Алексей Калинов: «Снижение административных барьеров в строительстве, которое может реально сократить себестоимость строительства».

Гендиректор ОАО «Митос-Строй» Юрий Андрющенко: «Без активных действий властей ситуация не может измениться».

Первый заместитель генерального директора по маркетингу, сбыту и ВЭД ОАО «Славянский кирпич» Игорь Слупский: «Повышению спроса на строительные материалы, в том числе стеновые, может способствовать только повышение уровня доходов населения и снижение ставок по ипотечным кредитам, а также доступность ипотечных кредитов, выдаваемых под строительство ИЖД».

Коммерческий директор ООО «Коммерция» (АКЗ «Донской кирпич») Вадим Набока: «Доступная ипотека, стабильные финансовые показатели — ставка рефинансирования, инфляция, курсы валют».

Генеральный директор ЗАО «Сальский кирпичный завод» Татьяна Полухина: «Поддержку спросу на стройматериалы, в частности на кирпич, могли оказать правительственные программы по возобновлению большого строительства производственных и социальных объектов».

Логотип Вестник Строительство