Малоэтажный период
По данным исследовательской компании
Похожая ситуация складывается в последнее время и на предприятии
Действительно, ситуацию в Ростовской области, как и во всем Южном округе, в первом полугодии посткризисной назвать сложно. По данным компании «Донской кирпич», «из 26 донских заводов стабильно работали 12, остальные
Инвестиционное затишье
Еще один показатель того, что движение рынка остается неясным — отсутствие какой бы то ни было инвестиционной активности. По данным генерального директора «InfoLine Аналитика» Михаила Бурмистрова, заморожены практически все инвестиционные проекты по строительству кирпичных заводов. Продолжилось строительство лишь тех предприятий, которые прошли через «точку невозврата», заморозка строительства которых потребовала бы от инвесторов намного больших средств, чем продолжение строительства». По данным «Вестника», сегодня можно говорить об оживлении работ по возведению двух объектов кирпичной отрасли Юга России — завода по производству керамического кирпича в Семикаракорском районе Ростовской области (стоимость проекта 110 млн руб.) и строительстве кирпичного завода в Прохладненском районе
Стагнацию в инвестиционной сфере отмечают большинство игроков рынка. «В первом полугодии 2010 года ОАО «Славянский кирпич» не завершало реализацию инвестиционных проектов», — говорит Игорь Слупский. По словам Вадима Набоки, компании «не хватало оборотных средств, привлекали кредиты».
Потому нельзя говорить не только об инвестиционной активности, но и о рядовых успехах в производстве. «В связи с экономическим кризисом и снижением покупательского спроса на кирпич в декабре 2008 года остановлена на плановый ремонт
Неясные перспективы
По прогнозу компании «InfoLine Аналитика», во втором полугодии немного вырастет спрос на кирпич тех предприятий, которые поставляют его для строящихся объектов с государственным финансированием, так как традиционно во второй половине года начинается более активное освоение бюджетных средств. Однако производство кирпича в целом по стране по итогам второго полугодия 2010 года будет меньше, чем в 2009 году, что связано со снижением в жилищном строительстве». Михаил Бурмистров заявляет, что оживление во втором полугодии 2010 года на рынке кирпича может произойти в первую очередь в ЮФО, где необходимы большие объемы кирпича для строительства олимпийских объектов в Сочи. Однако эту позицию разделяют не все: по мнению многих экспертов, доля кирпича в проектах олимпийской стройки не так велика, чтобы говорить о серьезной поддержке.
Менеджмент «Глубокинского кирпича» также рассчитывает на второе полугодие 2010 года, отмечая оживление на рынке и постепенное увеличение стоимости жилья. По словам Алексея Калинова, традиционно объемы продаж во втором полугодии выше, чем в первом. Это связано и с отсутствием погодных факторов, и с традиционной сдачей объектов к концу года, и с финансированием госорганами определенных программ — именно под конец года. В целом на глубокинском заводе ожидают
Так или иначе, общее мнение руководства кирпичных заводов и исследовательских компаний заключается в том, что кирпичному рынку требуются инновации. Кто первый сделает свое производство наиболее эффективным, тот первым и ощутит дивиденды. Все без исключения игроки считают, что заметный рост затронет именно сегмент современных высококачественных недорогих энергоэффективных стеновых материалов. Если говорить о рынке традиционного рядового кирпича, то ситуация будет различной в крупных городах ЮФО и районных центрах. В больших городах будет прослеживаться устойчивый спрос и рост цен, в райцентрах спрос будет умеренным, а цена фиксированной.
Мнение экспертов. Что может оказать поддержку рынку кирпича в ЮФО?
Гендиректор ОАО «Глубокинский кирпич» Алексей Калинов: «Снижение административных барьеров в строительстве, которое может реально сократить себестоимость строительства».
Гендиректор
Первый заместитель генерального директора по маркетингу, сбыту и ВЭД ОАО «Славянский кирпич» Игорь Слупский: «Повышению спроса на строительные материалы, в том числе стеновые, может способствовать только повышение уровня доходов населения и снижение ставок по ипотечным кредитам, а также доступность ипотечных кредитов, выдаваемых под строительство ИЖД».
Коммерческий директор ООО «Коммерция» (АКЗ «Донской кирпич») Вадим Набока: «Доступная ипотека, стабильные финансовые показатели — ставка рефинансирования, инфляция, курсы валют».
Генеральный директор ЗАО «Сальский кирпичный завод» Татьяна Полухина: «Поддержку спросу на стройматериалы, в частности на кирпич, могли оказать правительственные программы по возобновлению большого строительства производственных и социальных объектов».