— Александр Васильевич, насколько новый приказ
— Национальное объединение проектировщиков (НОП) приняло самое активное участие в подготовке приказа № 624. В частности, с нашей стороны была по максиму предпринята попытка более детально систематизировать виды работ, влияющие на безопасность зданий и сооружений и для выполнения которых требуются, соответственно, свидетельства о допуске. Такая детальная систематизация, по нашему мнению, необходима для того, чтобы через конкретизацию содержания видов работ обезопасить деятельность саморегулируемых организаций (СРО), несущих ответственность за работу своих членов, которая должна осуществляться в строгом соответствии с допусками, полученными от СРО. Поэтому, естественно, что для каждой СРО лучше, когда она заранее знает, какую конкретно работу сможет фактически осуществлять та или иная проектная организация — член этой СРО.
Поясню важность систематизации видов работ на конкретном примере. В соответствии с предыдущим — 274-м — приказом под допуск
Или другой пример… Ну как можно сравнивать по квалификационным требованиям раздел по конструктивным решениям с разделом по обеспечению доступа инвалидов, который, по сути, является продолжением архитектурных решений?
Исходя из приведенных смысловых неувязок
А то, что в приказе появились пресловутые «звездочки», которые касаются конкретно проектов внутренних систем электроснабжения, внутренних слаботочных систем и организации строительства, это, конечно, нонсенс. «Звездочки» эти, кстати, появились по инициативе Минэкономразвития, по мнению которого обозначенные ими виды работ могут выполнять на неуникальных, технически несложных и не особо опасных объектах организации, которые не имеют ни квалифицированных специалистов, ни соответствующего технического оборудования и оснащения проектной организации.
Но в целом, без учета «звездочек» и практически невыполнимых сроков вступления в силу (см. ниже), приказ № 624, по мнению подавляющего числа СРО, является достаточно работоспособным документом. По крайней мере можно уверенно сказать, что этот приказ гораздо лучше, чем предыдущий
— Какие положения приказа, с вашей точки зрения, требуют доработки? Почему?
— Принципиально сейчас требует доработки та ситуация, что в приказе не были учтены наши предложения по территориальному планированию. Получается, что на сегодня разработка генпланов городов и населенных пунктов, проектов планировки выпала из системы допусков. Иными словами, этими видами работ могут заниматься абсолютно все. А это неправильно, так как именно
— В какой форме власти еще могут помочь в развитии и становлении системы СРО и нужна ли СРО их помощь на данном этапе?
— Что касается темы, касающейся исключительно саморегулирования, то считал бы главной помощью со стороны власти обеспечение такого режима работы формирующейся системы саморегулирования стройкомплекса, который исключил бы резкие изменения
Если же подходить более широко, выходя за границы темы саморегулирования, то среди проблемных вопросов, которые действительно остро стоят перед проектным сообществом, следует особо отметить в первую очередь формирование адекватной требованиям дня системы технического регулирования — совокупности национальных стандартов и сводов правил (бывших ГОСТов и СНиПов соответственно), которые сейчас необходимо или актуализировать, или разрабатывать заново.
Кроме того, назрела насущная потребность в переработке
— Приказ вступает в силу с 1 июля текущего года. Хватит ли времени, чтобы перестроить работу?
— Сегодня срок введения в действие приказа № 624 стал для института саморегулирования стройкомплекса весьма актуальной проблемой. Дело в том, что в соответствии с этим приказом потребуется осуществить целый ряд непростых процедурных мероприятий по переходу саморегулирования на новый Перечень видов работ, влияющих на безопасность зданий и сооружений. В частности, необходимо разработать новые требования в соответствии с этим приказом, утвердить эти новые требования на общих собраниях СРО, затем направить их в Ростехнадзор и получить оттуда уведомления, разрешающие СРО выдавать своим членам новые свидетельства о допусках к работам, влияющим на безопасность зданий и сооружений.
Если этого не сделать в согласованные с властями сроки, то очень вероятна масштабная остановка изыскательских, проектных и строительных работ, влияющих на безопасность, что крайне отрицательно скажется на всем строительном комплексе России. Во избежание такой критической ситуации еще 19 апреля Национальное объединение проектировщиков направило заместителю председателя Правительства РФ Д. Козаку письмо, в котором обратилось с просьбой о переносе сроков вступления в силу приказа № 624 Минрегиона, по крайней мере, на начало следующего года.
Для аргументированного обоснования продолжительности переходного периода специалистами НОП был проведен хронометраж исполнения всех процедур, необходимых для практической реализации приказа № 624. По нашей экспертной оценке, для надлежащего осуществления перехода на положения приказа № 624 может потребоваться от 3 до 8 месяцев, в зависимости от профессионализма и организационного ресурса специалистов каждой конкретной СРО.
Для того чтобы максимально ускорить процесс перехода, аппарат НОП попросил наиболее опытные СРО, уже успевшие подготовить свои документы в соответствии с требованиями приказа № 624, предоставить их наработки для обобщения и ознакомления всех членов НОП. На просьбу НОП откликнулись СРО НП «Столичное объединение проектировщиков», СРО НП «Гильдия архитекторов и проектировщиков (СРО)», СРО НП «Союзатомпроект». В настоящее время документы, полученные от названных СРО, выложены на сайте НОП в разделе «Рекомендуемые требования по подготовке к приказу № 624». Благодаря этому у остальных членов проектного сообщества появляется хорошая возможность перенять передовой опыт у своих коллег по цеху и применить их наработки в своей практической деятельности.
19 мая 2010 г. в Минрегионе России состоялось расширенное заседание рабочей группы по вопросам градостроительной деятельности и саморегулирования Общественного совета при Министерстве регионального развития Российской Федерации, на котором к удовлетворению представителей национальных объединений СРО изыскателей, проектировщиков и строителей было выражено практически единодушное мнение в отношении приказа № 624 о том, что именно в тот срок, который зафиксирован в его тексте, провести все необходимые процедурные мероприятия по переходу института саморегулирования стройкомплекса на новый Перечень видов работ по изысканиям, проектированию и строительству, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, невозможно просто физически.
Собравшиеся коллеги, включая представителей Минрегиона, посчитали необходимым проработать механизм переходного периода вступления в силу данного приказа. По общему мнению, самое минимальное время, необходимое для такого перехода, — это до конца этого года.
В контексте этой проблемы во избежание в дальнейшем аналогичных затруднительных ситуаций Национальное объединение проектировщиков считает целесообразным внести непосредственно в Градостроительный кодекс специальную поправку, прописывающую алгоритм переходного периода при замене одного подзаконного акта другим.
НОСТРОЙ, НОП и НОИЗ получат полномочия по контролю за СРО
Национальные объединения саморегулируемых организаций по строительству, проектированию и изысканиям (НОСТРОЙ, НОП и НОИЗ) наделят полномочиями по контролю за деятельностью СРО, предполагается законопроектом о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ, принятом 19 мая Госдумой в первом чтении. Эти полномочия структурированы по четырем критериям контроля. Первый критерий — соответствие принятых СРО требований при выдаче свидетельств о допуске минимальным требованиям, установленным
Следующий критерий — проверка размеров компенсационного фонда СРО и его сохранности. Закон определил, что компенсационный фонд может храниться на счете организации либо в активах, а в каких активах, не оговорил. Поэтому в упомянутом законопроекте специально оговаривается способ размещения компенсационного фонда, который ограничивается только депозитами банков. При этом критерии отбора банков должны будут определяться национальными объединениями. И последний важный параметр контроля — открытость СРО, которая предполагает наличие информации, размещаемой, в соответствии с законодательством о саморегулировании, в открытых источниках. Другими видами контроля они не будут наделяться и, соответственно, не смогут вмешиваться во внутреннюю политику саморегулируемых организаций.