Судя по уверенности, с которой держатся представители российской стороны, иного они и не ожидали услышать. «Для Российской Федерации олимпийский проект является приоритетным. Мы делаем все, чтобы Игры прошли на самом высоком уровне», — сказал
Министр регионального развития РФ Виктор Басаргин напомнил, что 2010 год «станет определяющим» для строительства ключевых объектов в Сочи. По его сведениям, сейчас строятся 48 объектов, в течение года их число увеличится до 144, при этом 40 будут сданы до конца года. К этому же времени будет завершено проектирование 177 объектов.
Финансы на строительство выделяются в полном объеме, заверил
Деньги на Олимпиаду «тотально контролируются». Как сообщил глава Счетной палаты Сергей Степашин, к июлю станут известны итоги проверки использования средств в рамках подготовки
«Один из сложнейших вопросов», с которыми приходится сталкиваться при подготовке к Играм, — изъятие и предоставление земель. Из 6 тыс. га, требующихся для размещения спортивных объектов и инфраструктуры, 237 га находятся в частной собственности. Предстоит переселить граждан из 614 индивидуальных жилых и 38 многоквартирных домов. По информации губернатора Краснодарского края Александра Ткачева на конец апреля, Имеретинскую низменность покинули хозяева 592 домов и 392 квартир. Глава региона выразил уверенность, что полностью этот процесс завершится в 2011 году. Для переселенцев необходимо построить 510 домов и 326 квартир.
Согласно анонсу
Следующий инспекционный визит МОК состоится в октябре.
Экспертное мнение
Директор по стратегии и операционной эффективности PricewaterhouseCoopers в России Евгений Отнельченко:
— На ваш взгляд, каких ошибок, допущенных при подготовке к Олимпийским играм другими странами, следует избегать Сочи?
— Прежде всего планирования и строительства объектов и инфраструктуры, перспективы использования которых после Игр ясно не определены. В ряде случаев по окончании олимпиад вновь построенные спортивные объекты не используются в необходимой степени, затраты на их эксплуатацию невозможно покрывать за счет доходов от собственной деятельности.
— А примеры хорошо подготовленных Игр?
— С точки зрения успешного наследия, например, летние Игры в Барселоне. До 1992 года город был известен как промышленный, деловой центр, а теперь это центр туризма. Пример подготовки и проведения Игр на высоком организационном уровне — летние Игры в Пекине в 2008 году.
Сочи заметно отличается от других мест проведения Игр. Как правило, ранее принимать Игры доверялось городам, уже занимающим высокие строчки в рейтингах по качеству жизни местного населения и уровню сервиса для туристов. Сочи на момент голосования в Гватемале еще не реализовал в полной мере свой потенциал развития. Поэтому проведение XXII зимних Игр, с одной стороны, потребует в течение короткого срока выполнения большого объема работ по подготовке к ним — гораздо большего, чем делали другие. С другой стороны, позволяет воспользоваться возможностью максимально эффективно подготовиться, например, в отношении наследия Игр, не ограничиваясь рамками существующих объектов и инфраструктуры.
— Кризис заставил организаторов
— Верное замечание. Кризис учит всех критически оценивать эффективность собственной работы и более тщательно планировать ресурсы. Это коснулось и бизнеса, и государства. Наверное, в случае необходимости государство способно профинансировать Олимпиаду и самостоятельно, но будет гораздо лучше, если в этом будет участвовать частный бизнес, который имеет стратегические планы развития в городе и регионе. Полагаю, что и государство, и бизнес заинтересованы в эффективном расходовании средств. Очевидно, подготовка к Играм является одним из стимулов для обеих сторон к выработке эффективных моделей
— Между тем в настоящее время государственная доля средств в олимпийском бюджете доминирует. Взять компанию «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Не открой Внешэкономбанк для нее кредитные линии, еще неизвестно, строились бы сегодня аэропорт в Сочи и грузовой порт в Имеретинке.
— Государство иногда поддерживает определенные проекты. Очевидно, что это происходит и с подготовкой к Олимпиаде. В начале кризиса была высокая неопределенность развития ситуации, многие потенциальные инвесторы тоже пострадали от него. Кроме того, безотносительно к кризису многие инвесторы не видели до конца прозрачной картины происходящего и явных выгод своего участия в проекте. Подключение частных инвесторов к олимпийскому строительству в настоящее время показывает, что совместная работа организаторов Игр и бизнеса приводит к формированию более привлекательной перспективы инвестиций в проект.
— Помимо Олимпиады в Сочи, Россия собирается провести еще два масштабных мероприятия — саммит АТЭС во Владивостоке и Универсиаду в Казани. На кон поставлен имидж страны. Есть шанс, что на сей раз высшая российская власть будет более решительна в борьбе с бюрократами.
— Я считаю, что вопрос не стоит таким образом. Бизнес и власть находятся в диалоге и все чаще достигают согласия в вопросе о том, что нужно совершенствовать. Я уверен, что в ходе подготовки к Олимпиаде и другим масштабным мероприятиям будут сделаны правильные шаги на пути борьбы с бюрократией и снижения административных барьеров для бизнеса.
Как показывает практика, первоначальный бюджет Олимпийских игр в ходе подготовки неоднократно корректируется и, как правило, в сторону увеличения. Как, по вашему мнению, должно поступить Правительство России в такой ситуации?
Необходимо выделять из бюджета столько средств, сколько потребуется для достойного проведения Игр — 28%.
Ни в коем случае нельзя увеличивать бюджет Олимпиады, необходимо придерживаться первоначальной сметы, а возможно, и попытаться сократить затраты — 21%.
Правительству необходимо обратиться с призывом о помощи к населению страны и частным инвесторам, получить у них недостающую сумму — 9%.
Затрудняюсь ответить — 34%.
Как вы считаете, сможет ли Россия достойно организовать проведение зимних Игр в 2014 году (в%)? | |||
| 2007 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Безусловно сможет | 59 | 47 | 37 |
Скорее сможет | 33 | 39 | 47 |
Скорее не сможет | 2 | 5 | 6 |
Безусловно не сможет | 0 | 1 | 1 |
Затрудняюсь ответить | 7 | 7 | 8 |
Источник: ВЦИОМ.