Ошеломляющий результат

Ошеломляющий результат

Инспекторы МОК в восторге от подготовки к сочинской Олимпиаде

«Масштаб работ ошеломляет. Делается гораздо больше того, что было обещано. Это самый крупный и амбициозный строительный проект в Европе», — заявил по итогам последнего, апрельского, визита в Сочи председатель Координационной комиссии МОК Жан-Клод Килли. Особо сильное впечатление на него произвела готовность рабочих трудиться на олимпийских объектах круглосуточно, а также успехи маркетинговой программы Оргкомитета-2014.

Судя по уверенности, с которой держатся представители российской стороны, иного они и не ожидали услышать. «Для Российской Федерации олимпийский проект является приоритетным. Мы делаем все, чтобы Игры прошли на самом высоком уровне», — сказал вице-премьер РФ Дмитрий Козак.

Министр регионального развития РФ Виктор Басаргин напомнил, что 2010 год «станет определяющим» для строительства ключевых объектов в Сочи. По его сведениям, сейчас строятся 48 объектов, в течение года их число увеличится до 144, при этом 40 будут сданы до конца года. К этому же времени будет завершено проектирование 177 объектов.

Финансы на строительство выделяются в полном объеме, заверил премьер-министр РФ Владимир Путин. По его данным, в 2010 году поступит около 60 млрд рублей: 29,7 млрд — из федерального бюджета и 29,1 млрд — от частных инвесторов. Дмитрий Козак считает, что привлечение$1 млрд спонсорских средств позволяет сократить затраты государства. «Эти средства выделялись на добровольных началах, без административного воздействия», — оговорил он.

Деньги на Олимпиаду «тотально контролируются». Как сообщил глава Счетной палаты Сергей Степашин, к июлю станут известны итоги проверки использования средств в рамках подготовки к Сочи-2014, спровоцированной во многом провалом национальной сборной в Ванкувере-2010. «Проверка носит тотальный характер всех и всего, в том числе «Олимпстроя», Оргкомитета, Министерства спорта, федераций — одним словом, всех, кто получает бюджетные средства», — отметил Степашин.

«Один из сложнейших вопросов», с которыми приходится сталкиваться при подготовке к Играм, — изъятие и предоставление земель. Из 6 тыс. га, требующихся для размещения спортивных объектов и инфраструктуры, 237 га находятся в частной собственности. Предстоит переселить граждан из 614 индивидуальных жилых и 38 многоквартирных домов. По информации губернатора Краснодарского края Александра Ткачева на конец апреля, Имеретинскую низменность покинули хозяева 592 домов и 392 квартир. Глава региона выразил уверенность, что полностью этот процесс завершится в 2011 году. Для переселенцев необходимо построить 510 домов и 326 квартир. Пресс-секретарь первого заместителя мэра Сочи Оксана Рафальская сообщила, что первая очередь жилья для них уже построена в селе Некрасовском. Из 112 запланированных здесь коттеджей более 50 были готовы в начале мая, остальные должны быть сданы к ноябрю.

Согласно анонсу вице-премьера РФ Александра Жукова, первые предолимпийские соревнования (по горным лыжам) пройдут на построенных в Сочи объектах уже в 2011 году, далее — порядка 70 соревнований — в 2011-2012 годах. Основные же соревнования придутся на 2012-2013 годы.

Следующий инспекционный визит МОК состоится в октябре.

Экспертное мнение

Директор по стратегии и операционной эффективности PricewaterhouseCoopers в России Евгений Отнельченко:

— На ваш взгляд, каких ошибок, допущенных при подготовке к Олимпийским играм другими странами, следует избегать Сочи?

— Прежде всего планирования и строительства объектов и инфраструктуры, перспективы использования которых после Игр ясно не определены. В ряде случаев по окончании олимпиад вновь построенные спортивные объекты не используются в необходимой степени, затраты на их эксплуатацию невозможно покрывать за счет доходов от собственной деятельности.

— А примеры хорошо подготовленных Игр?

— С точки зрения успешного наследия, например, летние Игры в Барселоне. До 1992 года город был известен как промышленный, деловой центр, а теперь это центр туризма. Пример подготовки и проведения Игр на высоком организационном уровне — летние Игры в Пекине в 2008 году.

Сочи заметно отличается от других мест проведения Игр. Как правило, ранее принимать Игры доверялось городам, уже занимающим высокие строчки в рейтингах по качеству жизни местного населения и уровню сервиса для туристов. Сочи на момент голосования в Гватемале еще не реализовал в полной мере свой потенциал развития. Поэтому проведение XXII зимних Игр, с одной стороны, потребует в течение короткого срока выполнения большого объема работ по подготовке к ним — гораздо большего, чем делали другие. С другой стороны, позволяет воспользоваться возможностью максимально эффективно подготовиться, например, в отношении наследия Игр, не ограничиваясь рамками существующих объектов и инфраструктуры.

— Кризис заставил организаторов Олимпиады-2014 взглянуть на многие вопросы под иным углом зрения. Это касается и расходования средств на строительство, и создания инфраструктуры, и принципов взаимодействия с инвесторами. Согласны?

— Верное замечание. Кризис учит всех критически оценивать эффективность собственной работы и более тщательно планировать ресурсы. Это коснулось и бизнеса, и государства. Наверное, в случае необходимости государство способно профинансировать Олимпиаду и самостоятельно, но будет гораздо лучше, если в этом будет участвовать частный бизнес, который имеет стратегические планы развития в городе и регионе. Полагаю, что и государство, и бизнес заинтересованы в эффективном расходовании средств. Очевидно, подготовка к Играм является одним из стимулов для обеих сторон к выработке эффективных моделей государственно-частного партнерства, о котором так много говорят.

— Между тем в настоящее время государственная доля средств в олимпийском бюджете доминирует. Взять компанию «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Не открой Внешэкономбанк для нее кредитные линии, еще неизвестно, строились бы сегодня аэропорт в Сочи и грузовой порт в Имеретинке.

— Государство иногда поддерживает определенные проекты. Очевидно, что это происходит и с подготовкой к Олимпиаде. В начале кризиса была высокая неопределенность развития ситуации, многие потенциальные инвесторы тоже пострадали от него. Кроме того, безотносительно к кризису многие инвесторы не видели до конца прозрачной картины происходящего и явных выгод своего участия в проекте. Подключение частных инвесторов к олимпийскому строительству в настоящее время показывает, что совместная работа организаторов Игр и бизнеса приводит к формированию более привлекательной перспективы инвестиций в проект.

— Помимо Олимпиады в Сочи, Россия собирается провести еще два масштабных мероприятия — саммит АТЭС во Владивостоке и Универсиаду в Казани. На кон поставлен имидж страны. Есть шанс, что на сей раз высшая российская власть будет более решительна в борьбе с бюрократами.

— Я считаю, что вопрос не стоит таким образом. Бизнес и власть находятся в диалоге и все чаще достигают согласия в вопросе о том, что нужно совершенствовать. Я уверен, что в ходе подготовки к Олимпиаде и другим масштабным мероприятиям будут сделаны правильные шаги на пути борьбы с бюрократией и снижения административных барьеров для бизнеса.

Как показывает практика, первоначальный бюджет Олимпийских игр в ходе подготовки неоднократно корректируется и, как правило, в сторону увеличения. Как, по вашему мнению, должно поступить Правительство России в такой ситуации?

Необходимо выделять из бюджета столько средств, сколько потребуется для достойного проведения Игр — 28%.

Ни в коем случае нельзя увеличивать бюджет Олимпиады, необходимо придерживаться первоначальной сметы, а возможно, и попытаться сократить затраты — 21%.

Правительству необходимо обратиться с призывом о помощи к населению страны и частным инвесторам, получить у них недостающую сумму — 9%.

Затрудняюсь ответить — 34%.

Как вы считаете, сможет ли Россия достойно организовать проведение зимних Игр в 2014 году (в%)?


2007 г. 2009 г. 2010 г.
Безусловно сможет 59 47 37
Скорее сможет 33 39 47
Скорее не сможет 2 5 6
Безусловно не сможет 0 1 1
Затрудняюсь ответить 7 7 8

Источник: ВЦИОМ.

Логотип Вестник Строительство