Как построить элеватор?

Как построить элеватор?

Современный элеватор — это производственный комплекс с полной инженерной инфраструктурой

Справиться с задачей строительства современного элеватора под силу только профессионалам. Это трудоемкий процесс, требующий специальных знаний и всестороннего понимания поставленной задачи. О тонкостях процесса «Вестнику» рассказал генеральный директор компании, специализирующейся на строительстве сложных сельскохозяйственных объектов, ООО «Корпорация «Севкавэлеваторспецстрой» Александр Дормостук.

— Что представляет собой современный элеватор, в чем отличие металлических зернохранилищ от традиционных железобетонных элеваторов и складов напольного хранения?

— Современный элеватор — это высокотехнологичный, полностью автоматизированный производственный комплекс, хранить зерно в котором значительно эффективнее, чем в напольных складах. Его плюсы — возможность постоянного контроля за состоянием продукта, эффективная система активного вентилирования продукта, система термометрии и автоматизации технологических процессов. Площадь, занимаемая современным зернохранилищем, значительно меньше, чем площадь под склад напольного хранения или железобетонный той же вместимости. Еще одно преимущество стальных емкостей по сравнению с железобетонными — это стоимость. Металлический элеватор в 2-2,5 раза дешевле. Кроме того, не последнюю роль играют высокотехнологичные конструкции комплекса и простота монтажа в сжатые сроки.

Чтобы построить современный элеватор, во-первых, необходимо определиться с проектной организацией. Строительство не начнется без проекта с положительным заключением государственной экспертизы и соответствующих разрешительных документов. Затем необходимо выбрать генерального подрядчика, поставщика силосов, технологического оборудования, металлоконструкций и прочих комплектующих — и можно выдвигаться на строительную площадку.

Однако проект элеватора — довольно дорогостоящий продукт, а заказчиков интересует в основном вопрос комплексной стоимости объекта «под ключ». Все зависит от того, что заказчик хочет увидеть в финале. Стоимость элеватора одной и той же вместимости может значительно различаться в зависимости от множества факторов. Необходимо четко проанализировать технические и технологические решения, предложенные проектной организацией, насколько адекватно и гибко они решают задачи, поставленные заказчиком для реализации основных производственных процессов объекта.

— Есть ли универсальный расчет стоимости строительства такого объекта?

— Существует расхожая схема расчета, которая зачастую вводит заказчика в заблуждение. Это расчет сметы строительства объекта «под ключ» от стоимости одной тонны емкости хранения. То есть сумма вложений в строительство элеватора делится на его вместимость. Например, затраты на возведение элеватора вместимостью 100 тыс. тонн составили 600 млн руб. То есть стоимость одной тонны емкости составляет около$200. Вероятно, сегодня еще можно построить зернохранилище стоимостью$200 за одну тонну емкости, но это очень приблизительная оценка, ведь элеватор — это не только зернохранилище. Производственный комплекс включает в себя сооружения для приема зерна, очистки, сушки, отгрузки, взвешивания автотранспорта и железнодорожных вагонов, лабораторию, противопожарные сооружения и многое другое. Все эти объекты — небесплатное приложение к зернохранилищу. Поэтому будет более корректным рассматривать комплексную стоимость элеватора «под ключ» по другим критериям. Вся совокупная сумма затрат на эти объекты должна добавляться к стоимости строительства зернохранилища и делиться на имеющуюся вместимость. То есть стоимость одной тонны емкости элеватора на 10 тыс. тонн будет дороже, чем стоимость одной тонны емкости элеватора на 50 тыс. тонн. Многое зависит от принятых инженерных решений — как технологических, так и архитектурно-строительных. Если зерно принимается одним потоком производительностью 100 тонн в час, из одного автоприема на один проезд, выгрузка силосов производится в сторону, а не на транспортер в подсилосной галерее и далее подается на одну норию, это неэффективно. При такой схеме можно производить только одну операцию, а другие, например, отпуск на автомобильный, железнодорожный или водный транспорт, перегрузку из силоса в силос, подачу зерна на зерносушилку и т.д., производить невозможно. Стоимость элеватора также зависит от производительности применяемого оборудования: например, 50 тонн/час или 400 тонн/час, от архитектурно-строительных решений, к примеру, есть подсилосная галерея или нет, от протяженности транспортных галерей и т.д.

Да и строить расчет стоимости от тонны емкости в валюте неверно. Дело в том, что цены на внутреннем рынке на материалы, комплектующие и прочее практически не зависят от валютного курса. Даже более того, наблюдается рост цен при укреплении рубля. Поэтому то, что раньше стоило$100, завтра может стоить$120 только потому, что курс упал. А реально, в рублях, произвести продукцию или построить объект стало дороже.

— Существуют ли какие-либо возможности экономии на разных этапах реализации проекта?

— Безусловно, рабочий проект — это довольно дорого и длительно. И если заказчик находится на начальном этапе, мы рекомендуем разработать не рабочий, а инжиниринговый, предварительный, проект. Это значительно дешевле, но позволяет заказчику увидеть полную картину для данной площадки по всем видам работ и их стоимости. Такой проект может стать основой для разработки бизнес-плана и предметом переговоров с инвесторами и кредитными организациями. В противном случае легко можно ошибиться.

Но в любом случае элеватор — недешевый объект. Иначе и быть не может, так как это производственный комплекс с полной инженерной инфраструктурой. По назначению элеваторы можно классифицировать на линейные, портовые, фермерские и пр. Безусловно, одному, пусть даже крупному, фермерскому хозяйству сложно построить такой объект на собственные средства. Но существуют различные варианты по кредитованию, лизингу. Стоит учитывать и тот факт, что выгоды от собственного элеватора очевидны. В настоящее время картина парадоксальная: чем больше урожай, тем ниже цена на зерно, а в проигрыше в уборочную всегда тот, кто это зерно вырастил, — хранить-то негде. А вот если вы владеете элеватором, где этот урожай надежно сохранится, тогда уже вы диктуете условия.

— Насколько, на ваш взгляд, сегодня сформирована потребность заказчика в таких эффективных, современных сооружениях?

— Сегодня много говорят о необходимости строительства новых современных элеваторов, в первую очередь портовых терминалов. Пока, к сожалению, мы, как производственники, не почувствовали конкретики, но готовы взяться за любой самый сложный проект. Очень хорошо, что сейчас частично субсидируется ставка по кредитам на строительство элеваторов. Это, безусловно, большой шаг вперед. Мы, например, предлагаем ряд программ совместно с Донхлеббанком и Россельхозбанком по кредитованию строительства элеваторов. Так что уже можно обращаться.

— Расскажите немного о своей компании…

— Нашей компании более 64 лет. Это самое крупное в России предприятие, занимающееся проектированием и строительством элеваторов. Особенностью фирмы является то, что это предприятие полного цикла, то есть мы самостоятельно проектируем, строим, монтируем, производим силосы из оцинкованной стали, металлоконструкции, оборудование, в общем, все от первого штриха проектировщика до запуска готового объекта без привлечения субподрядчиков и поставщиков. И для этого у нас есть все, что нужно: проектный институт, завод по производству силосов и оборудования, производственная база, строительная техника, транспорт, опытные строители, монтажники и пр.

— А есть ли смысл соединять столь разные виды работ в одной компании? Может лучше сконцентрироваться на чем-то одном и достигнуть в этом совершенства?

— Мы не считаем, что так было бы лучше, к тому же мы все делаем хорошо. У нас работает более 600 человек, и каждый профессионально занят своим делом: проектировщик проектирует, строитель строит, а монтажник монтирует. Люди имеют огромный опыт работы в своей области. Но самое главное — это независимость от поставщиков, смежников и субподрядчиков. Нам ничего не нужно брать на стороне. Это позволяет укладываться в более короткие сроки строительства и уменьшает его стоимость. Стоимость же строительства, определенную договором, мы фиксируем до ввода объекта в эксплуатацию. Имея штат конструкторов и проектировщиков, мы постоянно совершенствуем выпускаемое оборудование и расширяем его номенклатуру. Ставим на поток новое оборудование, самое передовое, которое ранее не выпускали. Выпускаемые нашим заводом силосы ничем не хуже лучших мировых аналогов. Наши проектировщики рассчитали их для российских условий, при этом они выполнены из оцинкованной стали европейского производства на европейском оборудовании. Сегодня мы можем изготовить силос практически любой вместимости. Кроме того, мы производим почти всю линейку элеваторного оборудования.

— А есть ли у вас конкуренты в этом виде деятельности?

— Безусловно, и их немало. Причем по всем направлениям: и по проектированию, и по строительству, и по производству. Проблема в том, что сегодня на рынке существует много компаний, которые берутся строить элеватор, не представляя, что это такое. А тех, кто действительно может осуществить подобный проект, единицы. Кто-то сам строит и монтирует, привлекает при этом проектировщика, в одном месте покупает силосы, в другом оборудование и т.д., кто-то производит оборудование и берет ответственность за несвойственные для себя функции проектирования и строительства. При этом возникает необходимость связать все в единое целое, производить постоянное согласование различных технических особенностей, сроков поставки и т.д. Нам всего этого делать не нужно: у нас все под рукой. А следовательно, процесс идет значительно быстрее и в конечном итоге получается дешевле. Но в любом случае все решает заказчик. Если он хочет часть работ выполнить своими силами, это его право. Мы будем рады, даже если у нас просто купят силосы или оборудование.

— Верно ли, что главные конкуренты по силосам — это иностранные компании?

— Да, это так. В России оборудование такого уровня для производства силосов пока есть только у нашей компании. Что касается нероссийских компаний, то мы не против конкуренции. Но правила игры должны быть для всех одинаковыми. На практике вот что получается: силос — это металлическая конструкция. В России, как и во всем мире, существуют нормы и правила для расчета таких конструкций, и отечественные нормативы намного жестче. И мы их строго соблюдаем. Наш силос, конечно, прочнее, но он более металлоемкий. В результате его стоимость довольно высока, хотя наша продукция все равно дешевле зарубежного аналога.

— Корпорация «СКЭСС» проектирует и строит только элеваторы?

— Конечно, нет. Мы проектируем и строим любые объекты для хранения и переработки зерна и других сельхозкультур. Это мельницы, комбикормовые, масло-, крупо-, рисозаводы. Элеватор зачастую служит дополнением к подобным производствам, обеспечивая их сырьем. В последние годы наблюдается настоящий бум строительства комбикормовых заводов. Это результат действия правительственной программы приоритетного развития АПК. И если заказчику необходимо спроектировать и построить объект из перечисленных выше, мы всегда готовы к сотрудничеству. Вы не пожалеете о своем выборе.

Об элеваторах мы, как специалисты, можем говорить бесконечно. Если заказчика интересует более подробная информация, мы готовы непосредственно ответить на все вопросы. Многое из того, о чем я говорил, есть на нашем сайте: http://www.skess.ru.

344012 г. Ростов-на-Дону, ул. Ивановского, 38, тел.: (863) 232-19-14, 232-05-06, факс: (863) 232-46-24, 232-76-24, e-mail: main@skess.ru

Логотип Вестник Строительство