В ожидании «оттепели»

В ожидании «оттепели»

В 2010 году Правительство РФ выделит Ростовской области более 280 млн рублей на закупку спецтехники

Эксперты отмечают, что с началом кризиса в нашей стране спрос на строительное оборудование, в том числе строительную спецтехнику, сократился на 70%. Этот рынок напрямую связан с ситуацией в строительстве: инвесторы заморозили финансирование, застройщики заморозили проекты, упал платежеспособный спрос. Значительно сократились не только прямые покупки, но и приобретение в лизинг, что связано с проблемами в финансовом секторе. Дилеры спецтехники были вынуждены делать основную ставку на сервис — уже приобретенная техника нуждается в техобслуживании и ремонте. Наряду с этим вырос спрос на аренду спецтехники.

В процентах и фактически

Прежде всего значительно, почти в 5 раз, сократился импорт спецтехники. Доля новой спецтехники в общем объеме, которая в течение последних трех лет показывала устойчивый рост, упала с 78% до 65%. Причем такие бренды, как KOMATSU и KATERPILLAR, сохранили свои лидирующие позиции в общем списке, а вот на третье место неожиданно вышел китайский производитель XINGTAI.

«Объем реализации у предприятий, поставляющих спецтехнику, снизился практически наполовину, — комментирует ситуацию Илья Ларин, генеральный директор ООО «АСМ» (официальный дилер ПО «Интер-Дон», АМО «ЗИЛ», ОАО «Амкодор», ООО «ТД МТЗ-Сибирь», Doosan Infracore, Evedigm, Ingersoll Rand, Montabert и др.). — Банки и лизинговые компании ужесточили условия выдачи денег, средств на обновление парков у строительных предприятий нет. Мы удерживаем продажи за счет широкой специализации, большого ассортимента техники для разных отраслей (коммунальная, сельхозтехника, строительная и т. п.)».

Не уйти «в минус» многим поставщикам спецтехники помогли сервисные услуги. Не имея возможности приобретать новую технику, владельцы стали более пристально следить за старой, а кроме профилактических техосмотров, техника время от времени нуждается в ремонте, замене отдельных узлов. Так, Ольга Барова, директор по развитию продаж ОАО «Торгово-финансовая компания «КАМАЗ», считает безусловным преимуществом в сложившейся ситуации тот факт, что ОАО «КАМАЗ» выполняет гарантийные обязательства и обеспечивает бесперебойный сервис на всей территории РФ в максимально короткие сроки на высоком уровне по приемлемой цене.

Казалось бы, рост курса валюты и удорожание импортного продукта дает шанс российскому производителю, и действительно, в процентном соотношении доля отечественной техники в общем объеме продаж возросла, но в числовом выражении — все та же печальная статистика. Спрос, а соответственно, и объемы производства упали почти в 3 раза. Если рассматривать по видам, Рос-стат дает следующую картину. Возглавляют список аутсайдеров башенные краны (-94,6%). Следом, с небольшим отрывом, идут автокраны и экскаваторы (-86,2%).

Продолжают «шорт-лист» автогрейдеры, которые и до кризиса не могли похвастаться большим объемом производства (-76,6%). На пятом месте строительные погрузчики (-75,3%). На 75% снизилось производство бульдозеров. Одним из ключевых сегментов рынка грузовых автомобилей является шасси и спецтехника, на него приходится одна третья часть рынка грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн. В связи с кризисными явлениями в экономике падение рынка спецтехники составило 68%. Представитель традиционного лидера отечественной спецтехники в этом сегменте — компании КАМАЗ — Ольга Барова, отмечает, что объем реализации спецтехники на базе шасси КАМАЗ в 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился несколько меньше, чем в сегменте в целом, — на 51%.

Эксперты считают, что в 2010 году отечественная техника может существенно улучшить свои позиции. Если за прошедший год ее доля выросла до более чем 50%, то сегодня, благодаря действиям государства, она может занять 60% российского рынка. Выделяя средства на свои проекты, правительство ставит обязательное условие — должна закупаться спецтехника только российских производителей.

Сначала техника, потом — деньги

Лизинг строительной техники занимает четвертое место по общему объему сделок на рынке, после финансовой аренды автотранспорта, сельскохозяйственного и железнодорожного оборудования. «Падение спроса на недвижимость и ухудшение финансового состояния организаций отрасли привело, с одной стороны, к уменьшению спроса на строительное оборудование, а с другой, вылилось в серьезное ухудшение платежеспособности большинства клиентов, — объясняет руководитель направления лизинга автотранспорта и строительной техники компании «Интерлизинг» Вячеслав Спиров. — Также серьезно сократился доступ к кредитным ресурсам, что для некоторых компаний затруднило финансирование новых лизинговых сделок». По словам эксперта, наиболее сложным было начало прошлого года, но уже к его середине рынок начал стабилизироваться, а во второй половине года ситуация с привлечением финансирования начала улучшаться. Немалую роль в стабилизации положения сыграли и сами поставщики спецтехники, предложив ряд специальных программ, которые позволяют получить оборудование определенной марки и модели в лизинг на более выгодных условиях по сравнению со среднерыночными условиями.

Эксперты рынка уверены, что для компаний, специализирующихся на аренде строительной и специальной техники, лизинг практически незаменим. При этом они единодушны во мнении, что во многом темпы развития отрасли будут зависеть от того, как быстро смогут отечественные банки отойти от политики так называемых «коротких» денег и сконцентрироваться на предоставлении «долгих» кредитов на приемлемых условиях предприятиям. Но даже при существующих условиях перспективы рынка лизинга строительной спецтехники обнадеживают. «Уже во второй половине 2010 года на рынке лизинга строительной техники начнется процесс плавного восстановления, но первоначальные его темпы будут очень невелики», — прогнозирует Вячеслав Спиров.

Покупка или аренда

В минувшем году значительно вырос спрос на аренду спецтехники. «Двигателями» спроса стали средние компании, работавшие на госзаказах, которые планировали приобретение собственной техники, но в силу объективных причин не смогли осуществить свои планы. Так, генеральный директор ООО «Хунзах-строймонтаж» Будун Мансуров говорит, что в его компании госзаказы составляют основной объем работ, работа на соцобъектах велась даже в кризис, поэтому без собственного парка спецтехники не обойтись, но наиболее дорогое, нечасто используемое оборудование предприятие предпочитает арендовать. Так поступает большинство средних строительных компаний. Во-первых, техника не занимает места в гараже (а для башенного крана, например, нужен особый ангар), во-вторых, ее нет на балансе предприятия, в-третьих, нет необходимости иметь в штате специалистов по техобслуживанию.

Более крупные компании с большим количеством объектов не испытывают проблем с загрузкой спецтехники, поэтому обычно используют собственный техпарк. Причем необходимость настолько велика, что даже в кризис строители не отказываются от покупки техники. «В 2009 году для выполнения работ по восстановлению Ножай-Юртовского района и строительства ряда крупных объектов мы приобрели собственную спецтехнику, которую до этого приходилось арендовать. Стоимость покупки — почти 7 млн рублей, но это просто необходимо для работы. Такое большое приобретение стало для нас возможным благодаря сотрудничеству с Россельхозбанком и поддержке правительства», — рассказывает генеральный директор ПКФ «Казбек» Ильмади Абуезидов. «При наших объемах работ технику предпочтительно иметь свою, — согласен генеральный директор ООО СКФ «Арт» Анзор Хадашев. — Во-первых, она всегда под рукой, а во-вторых, мы уверены в ее состоянии».

Логотип Вестник Строительство