Михаил Викторов: «Система СРО — основа устойчивого развития строительной отрасли России»

Михаил Викторов: «Система СРО — основа устойчивого развития строительной отрасли России»

Пятнадцатого апреля в Санкт-Петербурге состоится Второй Всероссийский съезд саморегулируемых организаций в строительстве

Пятнадцатого апреля в Санкт-Петербурге состоится Второй Всероссийский съезд саморегулируемых организаций в строительстве. Главным вопросом повестки дня будет утверждение приоритетных направлений деятельности и задач Национального объединения строителей (НОСТРОЙ). В эксклюзивном интервью «Вестнику» руководитель аппарата НОСТРОЙ Михаил Викторов рассказал о первых результатах работы коллегиального органа всех строительных СРО, о преимуществах участия в СРО для малого и среднего бизнеса и задачах НОСТРОЙ на ближайший год.

— Сколько на сегодня зарегистрировано СРО, сколько из них вошло в НОСТРОЙ? Как южнороссийские СРО в строительстве выполняют требования законодательства?

— Сегодня функционируют 209 саморегулируемых организаций в строительстве. Вне системы саморегулирования работают те компании, которые выполняют работы, не влияющие на безопасность объектов капитального строительства. В Национальное объединение входят порядка 140 СРО — это немногим более двух третей от общего количества зарегистрированных. Ожидается, что к съезду будут рассмотрены заявления еще 20-30 СРО о вступлении в НОСТРОЙ и общее количество достигнет 75-80%. Подчеркну, что для обеспечения легитимности съезда необходимо участие не менее 2/3 СРО. Так что в этом плане мы абсолютно спокойны.

На Юге ситуация наиболее стабильная и спокойная: 100% работающих СРО (порядка 12-14) в ЮФО вошли в Национальное объединение и планируют принимать участие в съезде со всеми правами.

— На ваш взгляд, какие первоочередные решения должны быть приняты по итогам работы съезда?

— Главное для устойчивой работы системы СРО — это утверждение приоритетных целей и задач Национального объединения строителей. За короткий срок — за три месяца со дня регистрации НОСТРОЙ в Минюсте — нам удалось добиться существенных результатов, в том числе и по задачам, которые ставились на первом съезде. Вместе с тем текущая обстановка требует уточнения некоторых приоритетов развития. К примеру, за прошедший период была развернута горячая дискуссия по изменению законодательства работы СРО. Потребовались достаточно серьезные усилия и на уровне Минрегионразвития РФ, и на уровне вице-премьера, чтобы убедить руководство, что система только начала работать и нельзя менять правила, требования буквально в первые же недели работы. Это будет дестабилизировать обстановку, в какой-то мере мешать работе только созданных организаций. Я имею в виду многострадальный перечень видов работ.

— Почему, кстати, так долго его не могут утвердить в окончательной редакции, устраивающей все стороны?

— Еще в 2008 году вокруг него было очень много споров и дискуссий. К сожалению, многие предложения от строительного сообщества не были восприняты. Спустя полтора года эти предложения были вновь подняты с тем намерением, что их надо сразу вводить. Это касалось как исключения ряда видов работ или подвидов, требующих допуска, — и мы были не против убрать некоторые из них. Например, монтаж подвесных потолков. Конечно, можно привести в пример конструкции подвесных потолков в крупных торговых центрах. Понятно, начинка такого подвесного потолка, вентиляция, пожарная безопасность предполагает, что это сложная конструкция, требующая допуска. А если взять элементарный подвесной потолок в квартире или офисе? Зачем зажимать малый или средний бизнес? Но тогда, полтора года назад, никто не воспринял, сейчас наиболее ретивые лоббисты принялись отстаивать интересы малого и среднего бизнеса.

Другое предложение — снизить размеры взносов в компенсационный фонд. Мы приводили статистику малых и средних предприятий, предлагали ввести дифференцированный взнос, который зависит от объема работ компании. Это правильно и логично. Но Минэкономразвития и ФАС были против на этапе принятия закона № 148, теперь они уже предлагают защищать малый и средний бизнес. Где логика и последовательность таких руководителей? Из-за несогласованности ведомств у нас случился долгий переходный период к СРО. Приказ №274 в конце 2008 года министр регионального развития РФ подписал, он всех устроил. Там были недочеты, но они не мешали текущей работе.

На данный момент нормативная база в части формулирования состава видов работ и регулирующих внутреннюю работу СРО имеет относительно сбалансированный характер. Понятно, что нет предела совершенству и нормативную базу можно и нужно дорабатывать. Но в ситуации, когда только-только нащупали баланс, наступила фаза выдачи допусков и СРО приступили к контролю — резкая смена системы координат ничего, кроме критики, не вызвала бы. Нам все-таки удалось убедить руководство, и новых изменений не было введено. Работаем по тем нормам и правилам, которые были утверждены и действовали еще в 2009 году.

— Говорят, что выданные допуски действительны до 1 июля 2010-го и затем произойдет их замена на новые. С чем это связано?

— Идея, заложенная в законе, такова: допуск, выданный краснодарским, ростовским, московским или сахалинским СРО, имеет равную силу. Это очень сильный и важный элемент законодательной конструкции. Однако требования к выдаче допусков у СРО разные, так что на съезде будет поставлен вопрос о внесении изменений в постановление Правительства РФ «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающих влияние на безопасность указанных объектов». По результатам совещания в Министерстве регионального развития РФ Национальным объединениям СРО предложено представить свои варианты изменений в указанное постановление.

Практика и анализ текущей ситуации работы доказывают, что есть необходимость в унификации документов. В последние месяцы я объехал пять округов. Например, на заседании Координационного совета СРО ЮФО говорилось о том, что у одних СРО требования жесткие, все по полной программе, а вот у их коллег, которые даже за этим же столом сидели, требования носят формальный характер. То есть они смотрят, имела ли компания лицензию до 2009 года, автоматически выдают допуск и принимают в члены своих СРО. Конечно, общая практика работы СРО другая. Наличие ранее действовавшей лицензии у компании еще не дает основания в полной мере доверять ей, и, конечно, большинство СРО по новой проверяет и квалификационный состав, и опыт, и стаж, и соответствие видам работ. Это затратный по усилиям подход, но он гарантирует безопасность и надежность как потребителю, который будет пользоваться услугами компании, так и самой СРО.

На заседании Координационного совета СРО ЮФО я призывал, что курс на унификацию продолжится. Национальное объединение, получив установку второго съезда, будет планомерно добиваться, чтобы те расхождения, которые есть во внутренних документах СРО, были убраны, — в требованиях выдачи допусков, в правилах страхования гражданской ответственности, в правилах контроля, в требованиях к программам обучения кадров и т.д. Чтобы это все носило типовой характер. А во вторую очередь — добиваться их качественного исполнения. Все участники со мной согласились.

Да, была стадия организации, когда нужно было набрать порядка 100 организаций, необходимых для получения статуса, но сейчас, когда все позади, надо заняться исправлением недостатков, которые на начальной стадии были допущены. С точки зрения текущей работы, этот процесс будет неспокойным. По одной простой причине: СРО — это не прихоть. Саморегулирование является частью государственной строительной политики и частью государственного строительного надзора. Законодательство обязывает СРО взаимодействовать со всеми надзорными и контрольными госорганами, и наоборот. Конечная цель работы — обеспечение интересов потребителя. Не секрет, что с качеством в строительстве у нас не все благополучно. Так что СРО и компаниям, входящим в них, надо готовиться к предписаниям надзорных органов, жалобам частных лиц и т.д. Потому что, как известно, не делает ошибок лишь тот, кто не работает.

— Какова позиция Национального объединения строителей по вопросу снижения компенсационных и иных взносов в СРО для малого бизнеса?

— Мы неоднократно высказывались насчет высокого размера отчислений в компенсационные фонды СРО и необходимости дифференцированного подхода к компаниям малого и среднего бизнеса. С другой стороны, у нас вызывают тревогу намерения резко сократить сферу саморегулирования, т.е. вывести на рынок многие опаснейшие виды работ. Шумиха, раздутая вокруг ущемления интересов малого и среднего бизнеса, напоминает дискуссии о коллапсе строительного рынка, который должен был наступить в начале 2010 года. Коллапс не случился. Наша позиция — стараться помогать методологически и организационно в обеспечении работы малого и среднего бизнеса. СРО — это мостик помощи им. Есть СРО, 95% членов которых составляют компании малого и среднего бизнеса. Они заинтересованы вступать в СРО. Это позволяет завести контакты с крупными компаниями и получать заказы, помогает сформировать активную деловую среду вокруг своей компании, дистанцироваться от компаний-пустышек. СРО со своей стороны может лоббировать интересы бизнеса в вопросах налоговых льгот, арендных платежей, подготовке кадров. Например, правительство Москвы помогает строительным компаниям малого и среднего бизнеса, оплачивая подготовку кадров для компаний, зарегистрированных в Москве. На мой взгляд, проблема ущемления интересов малого и среднего бизнеса при вступлении в СРО надуманна.

— Есть ли факты деятельности нелегитимных и фиктивных СРО в строительстве, в том числе на Юге России?

— Да, есть. И это одна из главных угроз функционированию системы саморегулирования в строительстве, которую мы, кстати, предсказывали еще год назад. И, к сожалению, наши прогнозы сбылись. К нам поступают жалобы от компаний на саморегулируемые организации, на коммерческий подход к выдаче допусков, есть факты принуждения к приобретению страховок в аффилированных страховых компаниях и т.д. Мы занимаемся проверкой жалоб, и недавно, буквально несколько недель назад, направили в Ростехнадзор документы с просьбой провести внеочередную проверку СРО. Но, на мой взгляд, нельзя огульно обвинять СРО. Работа с жалобами и претензиями должна начинаться с округов. Этим, в частности, мы будем заниматься в рамках заседаний Координационных советов округов. Первичная проверка СРО — приглашение на диалог. Сначала мы пытаемся путем собеседования донести, чтобы они исправили допущенные недочеты. Если не понимают, то у нас будет уже другая позиция, вплоть до передачи документов в Ростехнадзор. Проблему СРО-одногодок не будем затягивать. Думаю, в течение полугода-года она будет полностью снята.

Закон обязывает вступать в Национальное объединение СРО. А прозрачность работы СРО — один из приоритетов деятельности НОСТРОЙ. Поэтому важно, чтобы компании, входящие в СРО, имели возможность донести свою позицию, в том числе для принятия конкретных решений по развитию института саморегулирования строительной сферы.

— Каковы планы деятельности НОСТРОЙ на 2010 и 2011 гг.?

— После того как пройдет съезд и мы утвердим все приоритетные направления развития, акцент в своей деятельности сделаем на разработку нормативных документов, СНИПов, ГОСТов, связанных с реформой технического регулирования. У нас часто спрашивают, на что будет потрачен бюджет Национального объединения. Мы отвечаем, что как раз на технические нормативные документы, и вопросов не возникает. Надеюсь, в 2011 году будут видны первые результаты нашей работы. А пока уже можно с уверенностью сказать, что система саморегулирования сформирована. Но она еще должна завоевать доверие в глазах потребителей и власти и обеспечить устойчивое развитие строительной отрасли России. В этом и есть насущная задача деятельности НОСТРОЙ.

Логотип Вестник Строительство