Саморегулирование предпринимательской деятельности — это эффективный инструмент регулирования профессионального рынка. Саморегулируемые организации сегодня возникают в различных областях. С 1 января 2010 года отменено действие строительных лицензий и Градостроительным кодексом РФ установлена новая форма контроля в сфере строительства — членство в СРО. Допуски на строительные работы теперь выдаются только СРО строителей. Таким образом, именно саморегулируемые организации, а не государство становятся органом, контролирующим строительную деятельность.
«Создание саморегулируемых организаций позволит очистить рынок
По разным оценкам, в результате образования СРО закроется порядка 30% формальных строительных предприятий, которые
«Но достичь этого не удалось, — отмечает эксперт и приводит следующие данные:
— Если в течение 2009 года было создано около 150 СРО, то 3031 декабря зарегистрировано 30 организаций. Все это компрометирует само существование саморегулирования. Главная причина происходящего в том, что ни законами, ни приказами не оговорены оградительные меры для СРО и ее участников, которые не позволили бы организоваться
Участники строительного рынка в целом выступают за саморегулирование отрасли, однако считают законодательство несовершенным для эффективной работы. За неполные два месяца вышел целый ряд приказов Минрегионразвития РФ, касающихся деятельности СРО. Один из наиболее резонансных — приказ № 480, который устранил правовой вакуум в отношении генерального подрядчика и проектировщика. Перед Новым годом появились еще два приказа — № 604 и № 624, которые до сих пор не зарегистрированы в Министерстве юстиции. Все это вызвало обеспокоенность участников рынка, поскольку, приобретя функции генеральных подрядчиков, они не получили необходимые свидетельства и, соответственно, не могут участвовать в тендерах на строительство зданий.
По мнению генерального директора СРО НП «ОСЮО» Евгения Абрашина, многие приказы не соотносятся с федеральным законом о саморегулировании и фактически отменяют некоторые его положения. «Законодательство не предъявляет единых требований ко всем участникам строительного рынка, — аргументировал эксперт. — Многие формулировки законов и подзаконных актов слишком расплывчаты, они не то рекомендуют, не то обязывают».
По итогам круглого стола была сформулирована резолюция с основными тезисами и законодательными инициативами, предложенными его участниками. Резюме было направлено в Государственную Думу России, Законодательное собрание Ростовской области, Представительство Президента РФ в ЮФО, Координационный Совет промышленников и предпринимателей ЮФО, ряд других структур, влияющих на принятие решений, касающихся развития строительной отрасли. Положительные и отрицательные стороны у закона отмечает председатель совета НП «Строители Ростовской области» Николай Коробченко. «Закон никому не мешает трудиться, главное, к нему правильно подойти, — уверен эксперт.
— Строители готовились исполнять закон, в котором не были прописаны ни виды работ, ни виды деятельности, по которым он должен исполняться. Но в конце года были определены виды работ и, казалось бы, можно начинать работать, но возникли новые проблемы. Документы на допуск к работам выдаются по принципу «одного окна», и организациям негде получить консультацию по оформлению пакета документов, они не знают, что получат в итоге. А, как правило, документы возвращают с незначительными замечаниями, которые можно было устранить на месте, если бы существовал единый контролирующий орган или система обратной связи. Но закон таких механизмов не предусматривает, он только требует от строительного комплекса жестких требований и стандартов.
В ходе дискуссии было отмечено, что в законодательстве также не учтены особенности малого бизнеса в строительстве. «В результате создания СРО отсечена огромная армия малого и среднего предпринимательства, которые вводили большие объемы жилья, но они не смогут осилить вступительные взносы
В решении проблем взаимоотношений малого бизнеса и СРО Евгений Абрашин считает, что надо исходить из реального штата специалистов. Закон определяет минимальное количество работников по каждому виду работ, которые выполняет компания. Конечно, предприятия будут информировать о минимальном числе работников, необходимых для ведения тех или иных видов работ. «Задача СРО — выяснить реальное количество работников и их квалификацию, — подчеркивает г-н Абрашин. — Таким образом, мы позаботимся и о безопасности, и о качестве ведения работ, а также поможем малым предприятиям с небольшим штатом специалистов. В результате и крупный, и малый бизнес останутся в строительстве и будут работать на разных объектах». Еще одним выходом для малого бизнеса может стать объединение и создание собственных СРО с формированием оптимальных взносов.
Еще одним недостатком законодательства о СРО является его несоответствие с Налоговым кодексом. Налоговым законодательством не предусмотрены свидетельства на ведение строительной деятельности, Налоговый кодекс до сих пор требует от строительных компаний наличия лицензий. «Проверяющие организации говорят, что свидетельства не предусмотрены законом о налогах, — отмечает Евгений Абрашин. — И этот пробел в законодательстве нужно решить. Мы обращались в налоговые органы, но они не готовы к законодательной инициативе. Поэтому мы сами планируем выступить с такой инициативой по совершенствованию
Стоит отметить, что проблема выбора саморегулируемой организации одинаково актуальна для всех строительных компаний. Многие компании опасаются попасть в ненадежную организацию, которая не сможет соответствовать требованиям законодательства,
В свою очередь руководитель Ростовского отделения СРО «Российская коллегия аудиторов» Эркен Андержанов, опираясь на опыт саморегулирования в сфере аудита, уверен, что само законодательство о СРО создано для крупных компаний и у малого бизнеса есть два пути — либо уходить с рынка, либо объединяться и создавать собственные СРО. «А вступать, по моему мнению, нужно только в самые крупные СРО, поскольку именно у них будет доступ ко всем тендерам. К тому же у крупных СРО отлажена система контроля качества, что тоже немаловажно», — подчеркнул Андержанов.
А директор НП «Изыскатели Ростовской области и Северного Кавказа» Эдгар Таржиманов считает, что соответствовать формальным требованиям закона и вступить в СРО несложно. «Многие компании со всего Юга России хотят вступить в нашу организацию, и они соответствуют формальным требованиям, но встает вопрос: как нам потом контролировать их деятельность на расстоянии? — поясняет он. — Поэтому перед нами встает дилемма — либо становиться крупной СРО и принимать всех желающих, либо оставаться небольшими, но заботиться прежде всего о надежности членов».
В итоге круглого стола были сформулированы основные недостатки
Хроника изменений в законодательной базе СРО
Приказ Минрегионразвития от 21.10.2009 г. № 480 «О внесении изменений в приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. № 274 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009). Документ добавил в раздел «Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту»:
- работы по осуществлению строительного контроля застройщиком или заказчиком;
- работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора с физическим или юридическим лицом;
- работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта застройщиком или заказчиком;
- работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Приказ Минрегионразвития от 30.12.2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» возвращен Минюстом в Минрегионразвития. Согласно письму Минюста от 20 января 2010 года, основаниями для возврата приказа стали следующие пункты: 1. Необходимость согласования с МЧС России в части обеспечения пожарной безопасности. 2. Отсутствие у Минрегионразвития полномочий устанавливать ограничения на срок действия свидетельства о допуске.
В настоящее время проходит процедура согласования приказа с МЧС. В ближайшее время приказ повторно будет представлен для регистрации в Минюст.
Приказ Минрегионразвития от 30.12.2009 г. № 604 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капремонту объектов капстроительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капстроительства» (на утверждении в Минюсте). До него СРО выдавали свидетельства о допуске к тому перечню работ, который был отражен в приказе Минрегиона № 274 (более 800 работ). Но ФАС не согласилась, поскольку в перечень включено большое количество работ, которые не оказывают влияния на безопасность объектов: установка батарей, окон, снос зданий и прочее. Поэтому 30 декабря 2009 года Минрегион выпустил приказ № 604, который сократил список работ до 247. И некоторые виды работ, оказывающие влияние на безопасность объектов капстроительства, или выпали из перечня, или же были укрупнены.
ТОП-22 саморегулируемых организаций Юга России
Организация | Регион | Количество членов | Компенсационный взнос | Вступительный взнос | Членский взнос (мес.) |
Объединение строителей, проектировщиков и изыскателей Южного округа** | 1177** | 300/150/150** | 80/80/20** | 5/5/35*** | |
НП «Строители Волгоградской области» | Волгоград | 585 | 300 | 50 | 03.10.10 |
НП «Волгоградские строители» | Волгоград | 350 | 300 | 5 | 5 |
НП «Саморегулируемая организация «Региональное объединение строителей Кубани» (НП СРО «РОСК») | Краснодар | 347 | 300 | 01.10.15 | |
НП «Строительный комплекс Волгоградской области» (НП «Строительный КВО») | Волгоград | 290 | 300 | 30 | 7 |
НП «Гильдия дагестанских строителей» | Махачкала | 270 | 300 | 100 | 01.04.20 |
НП «Объединение строителей Астраханской области» | Астрахань | 270 | 300 | 25 | 7 |
НП «Региональное объединение строителей Ставропольского края» (НП «РОС СК») | Ставрополь | 260 | 300 | 50 | 5 |
НП «Краснодарские строители» | Краснодар | 223 | 300 | 60 | 6 |
НП «Республиканское объединение строителей Алании» (НП РОСА) | Владикавказ | 168 | 300 | 30 | 60*** |
НП «Строители Ростовской области» (НП «СРО») | 153 | 300 | 50 | 77 | |
НП «Объединение строителей | Нальчик | 150 | 300 | 5 | 15*** |
НП «Межрегиональное объединение строителей «Альянс» | Грозный | 135 | 300 | 40 | 01.08.50 |
НП «Содружество строителей Республики Дагестан» (НП «ССРД») | Махачкала | 114 | 300 | 30 | 5 |
НП «Строительное региональное объединение» | Краснодар | 105 | 300 | 20 | 5 |
НП «Межрегиональный альянс строителей» | Адыгейск | 104 | 300 | 20 | 60 *** |
СРО по проектному и изыскательскому профилю
НП «Региональное объединение проектировщиков Кубани» (НП «РОПК») | Краснодар | 186 | 150 | 20 — 60 | 15 — 380*** |
НП «Архитекторы Черноморья» | Сочи | более 90 | 150 | 75 | 18**** |
НП «КубаньСтрой Изыскания» | Краснодар | 81 | 150 | 35 | От 5 |
НП «Проектный комплекс «Нижняя Волга» (НП «ПКВО») | Волгоград | 80 | 150 | н/д | н/д |
НП «Гильдия проектировщиков Астраханской области» | Астрахань | 75 | 150 | 10 | 5 |
НП «Изыскатели Ростовской области и Северного Кавказа» (НП «ИРОСК») | 70 | 150 | 20 | 3 |
* — в таблице не приведены данные по филиалам и представительствам федеральных СРО
** — входят три СРО — НП «Объединение строителей Южного округа», НП «Объединение проектировщиков Южного округа», НП «Объединение изыскателей Южного округа». Указано общее количество членов в 3 СРО. Данные по взносам в таблице приводятся в соответствии с очередностью (строители — проектировщики — изыскатели)
*** — ежегодный взнос
**** — ежеквартальный взнос
Источник: данные сайтов СРО на 15.02.2010.