Алексей Гребень, замдиректора ООО «Арсенал» (г. Краснодар):
— В прошлом году мы принимали участие в трех выставках и только ЮАСФ можем выделить особо. Но надо сказать, что при всей эффективности этой выставки стоимость арендуемой площади, по нашему мнению, неоправданно завышена и приравнивается к московским расценкам. В сочинских выставках мы разочарованы: строительный сочинский «бум» существует только на бумаге и не подтверждается активной строительной деятельностью. Поэтому участие в этих выставках не оправдывает расходы.
Сергей Цимбал, замдиректора ЗАО «Слобожанская будивельная керамика» (г. Киев):
— Благодаря активной выставочной деятельности у нас появились партнеры в Ростове, Сочи, Новороссийске, Краснодаре и других городах. Поэтому, несмотря на кризис, в этом году мы однозначно будем участвовать в выставках на территории ЮФО. А предпочтение отдадим весенним выставкам, которые считаем наиболее эффективными.
Валерий Янзоваев, начальник службы техподдержки ОП ООО «Мерит» (г. Краснодар):
— Для максимальной эффективности нужно точно знать, зачем ехать на выставку, иметь конкретно отработанный план и методику работы. Мы довольны сочинскими выставками, лучшими из которых считаем мероприятия, организованные выставочной компанией
Анатолий Карпенко, генеральный директор ООО «Волгоградские энергосберегающие технологии» (г. Волгоград):
— Инновационные продукты без выставок продвигать невозможно. Поэтому спад экономики не повлияет на нашу выставочную активность, к тому же мы работаем на внутреннем рынке, где еще сохраняется стабильность. Конечно, выставки в Волгограде значительно отличаются от выставок в Сочи и Краснодаре не только уровнем экспонентов, но и количеством посетителей и специалистов. В сочинских выставках мы обязательно будем принимать участие, особенно в тех, которые организует
Евгений Чумакин, технический директор
— Кризис встряхнет рынок и заставит всех двигаться быстрее, поэтому выставки в этом году станут еще актуальнее и эффективнее. Мы будем принимать участие в Краснодарском ЮАСФ и в выставке «Отечественные строительные материалы», которая проходит в столичном
Алексей Васильев, замдиректора ООО «Омтек» (г. Пятигорск):
— В прошлом году как всегда высокий уровень организации показала московская выставка «МосБилд». Организаторам же мероприятий в Сочи следует обратить внимание на то, что город просто перенасыщен выставками, связанными со строительной тематикой.
Антон Панченко, генеральный директор
— В прошлом году мы приняли участие в десяти строительных выставках и можем сказать, что лучшей из них был ЮАСФ в Краснодаре. А на пятигорской выставке «ЮгстройЭкспо — Жилье. Быт. Уют», которую проводила компания «Валтекс», уровень организации и присутствие специалистов оставляли желать лучшего.
Ирина Хрипушина, специалист выставочной компании
— Самое посещаемое мероприятие в 2008 году — ювелирная выставка «Золото летней столицы» (более 10 000 посетителей). А в строительной тематике лидирует «Стройиндустрия–2009» (более 5000 посетителей). Общее количество экспонентов осталось примерно на уровне 2007 года, по некоторым тематикам наблюдается снижение («Строительство и благоустройство»), по некоторым, наоборот, увеличение
Алексей Курилов, генеральный директор
— Безусловно, мы следуем за рынком в целом, и если наблюдается спад, мы также ждем спада. Количество экспонентов в 2009 году будет несколько ниже, чем в прошлом — сейчас мы замечаем тенденцию, когда некоторые компании строительного рынка уходят с площадки. Но на их место приходят другие со своими целями и четким понимаем задач, которые будут решены
Людмила Смородова, исполнительный директор Российского союза выставок и ярмарок (г. Москва):
— Качество выставок в регионах с каждым годом повышается — треть всех выставок, отмеченных знаком РСВЯ, составляют именно региональные мероприятия. Но основная проблема регионов — это отсутствие развитой инфраструктуры, стимулирующей развитие
Пик спада выставочной активности, вероятно, придется на вторую половину 2009 года: произойдет снижение числа экспонентов, поскольку многие компании планируют сокращение маркетингового бюджета. Снизится число выставок и за счет отказа от малорентабельных проектов, а также объединения отдельных выставок смежных тематик в комплексные выставочные проекты.
Но это может оказать положительное влияние на выставочный бизнес: организаторы сконцентрируются на качестве выставок и сопутствующих услуг. У выставочных компаний появится возможность более активно проявить себя на рынке и вывести мероприятия на качественно новый уровень.