Заключая контракты с иностранными заказчиками, следует предусматривать налоговые риски по налогу на добавленную стоимость (НДС) и налогу на прибыль с учетом не только российского Налогового кодекса, но и законодательства
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации на территории РФ. При определении места реализации необходимо учитывать содержание и характер деятельности, так как пределы территории России при реализации работ (услуг) определяются на основании ст. 148 НК РФ.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ, местом реализации работ (услуг), которые непосредственно связаны с недвижимым имуществом (в том числе строительные, монтажные,
Место реализации при оказании инжиниринговых услуг и проведении
Однако освобождение работ и услуг от налогообложения НДС на территории России в силу их реализации на территории других государств не означает того, что они не подвергаются налогообложению в соответствующем государстве. Необходимость удержания НДС при выплате доходов иностранным партнерам по работам и услугам установлена налоговым законодательством Казахстана для налоговых агентов, действующих в Казахстане по ставке 15%. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 12.06.2001 г. №
При этом произведенные расходы вычитаются в порядке и размерах, установленных главой 25 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 264 НК РФ, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией и учитываемым при определении базы по налогу на прибыль в РФ, относятся налоги, начисленные только в соответствии с российским законодательством. Поэтому российские организации при определении базы по налогу на прибыль не вправе включать в расходы налоги, уплаченные на территории иных стран. Исключить двойное налогообложение поможет международный договор. На основании ст. 7 НК РФ, если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров. Например, Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18.10.1996 устанавливает, что прибыль от предпринимательской деятельности предприятия договаривающегося государства облагается налогом только в этом государстве, если только такое предприятие не осуществляет или не осуществляло предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное там постоянное учреждение. При этом статья 5 определяет как постоянное учреждение строительную площадку или строительный, монтажный или сборочный объект или услуги, связанные с наблюдением за выполнением этих работ, если только такая площадка или объект существуют в течение более 12 месяцев или такие услуги оказываются в течение более чем 12 месяцев.
Таким образом, если по договору с казахстанским партнером деятельность длится менее 12 мес., то постоянного представительства в Казахстане не возникает, поэтому местный корпоративный подоходный налог соответствии с условиями указанной выше Конвенции взиматься не должен. Такое подтверждение выдается только Управлением международного сотрудничества и обмена информацией ФНС России по принципу «одного окна» на основании «Порядка подтверждения постоянного местопребывания (резидентства) в РФ» (утвержден приказом ФНС от 08.09.2005 №
Справка, подтверждающая статус организации в качестве налогового резидента РФ может быть выдана не только за текущий календарный год, но и за предыдущие годы, при условии наличия всех необходимых документов.
Если в соответствии с международным соглашением об избежании двойного налогообложения доход, полученный российской организацией в иностранном государстве, не подлежит налогообложению в этом иностранном государстве, но с такого дохода был удержан налог в указанном иностранном государстве, такой налог не принимается к зачету в РФ. В этом случае устранение двойного налогообложения осуществляется путем возврата удержанного в иностранном государстве налога, для чего российской организации необходимо обратиться в соответствующий уполномоченный налоговый (финансовый) орган соответствующего иностранного государства, в котором произведено удержание налога с доходов российской организации.