MIPIM-2009: антикризисный девелопмент

MIPIM-2009: антикризисный девелопмент

Ростовская область и Краснодарский край представили на выставке инвестиционные проекты на сумму около 500 млрд. рублей

Главное событие в мире недвижимости — международный салон MIPIM-2009 — в этом году собрало гораздо меньше участников, чем в прошлом. На активность девелоперов повлиял кризис. Впрочем, на статусности мероприятия это не отразилось.

Мегапрезентация мегапроекта

Краснодарский край — один из лидеров мирового внимания последних лет — представил на MIPIM-2009 свыше тысячи инвестиционных проектов, предполагающих реконструкцию столицы региона, развитие Азово-Черноморского побережья и игорной зоны «Азов-Сити». Однако проектом номер один стали XXII зимние Олимпийские игры: именно так позиционировала их на Лазурном берегу российская делегация. В рамках салона прошла международная конференция «Презентация Сочи — 2014», председательствовал на которой вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Козак.

— Для нас принципиальна реализация сочинского мегапроекта на основе модели государственно-частного партнерства, в рамках которого государство сосредоточилось на инвестициях в инфраструктуру и заинтересовано в привлечении частных средств в проекты, имеющие рыночную окупаемость, — отметил Дмитрий Козак. — Важно, чтобы таких проектов в рамках олимпийской комплексной программы было как можно больше, потому что именно коммерчески выгодное постолимпийское использование объектов инвесторами станет залогом устойчивого развития Сочи после 2014 г.

Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев рассказал, что мегапроект «Сочи — 2014» оценивается в $20 млрд. Зарубежным инвесторам предлагается поучаствовать в возведении спортивных и коммерческих объектов стоимостью $3,9 млрд.

«В числе выставленных на соинвестирование строек — комплекс «Горная карусель», в финансировании которого участвует Сбербанк, гостиничная часть Олимпийской деревни, инвестором которой является «Базовый элемент», а также крытый конькобежный центр, за который прежде отвечала «РуссНефть», — перечислил президент ГК «Олимпстрой» Виктор Колодяжный, напомнив, что инвесторов, вовлеченных в олимпийское строительство, госкорпорация обеспечивает всей необходимой инфраструктурой.

Иностранным компаниям были презентованы также 27 инвестпроектов в сфере санаторно-курортной и туристской отрасли Кубани на сумму 2,7 млрд. евро. По словам руководителя краевого департамента комплексного развития курортов и туризма Дмитрия Никифорова, презентация вылилась в ряд конкретных соглашений. Одно из них — с португальской компанией Imorbi II — Investmentos Imobilarios SA о строительстве жилищно-рекреационного комплекса «Каравелла Португалия» в поселке Дагомыс стоимостью 120 млн. евро. Другое — с московской компанией «Черномор» — о строительстве в поселке Кабардинка конференц-отеля и SPA-центра (43,3 млн. евро). ООО «Арарат Групп Сочи» построит пятизвездочный гостиничный комплекс Hyatt Regency в Сочи (37,4 млн. евро). А корпорация «Донинвест» реконструирует имеющуюся и создаст новую береговую инфраструктуру 15 морских терминалов в Сочи.

Мегапроект «Сочи — 2014» — один из немногих проектов в мире, который активно реализуется, несмотря на кризис», — постарался убедить участников MIPIM-2009 Александр Ткачев. «Мы предложили мировому инвестиционному сообществу наиболее интересные проекты», — уверенно заявил Виктор Колодяжный.

Отсюда — результат: за предыдущие семь лет поездок на MIPIM Краснодарский край подписал инвестсоглашения на сумму около 7 млрд. евро, за один нынешний год — более чем на 1,8 млрд. евро.

Инвестиционная весна придет в Ростов

Делегация Ростовской области приехала в Канны уже в пятый раз. Традиционно донская экспозиция стала одной из самых ярких. Стенд Ростовской области, стилизованный под весеннюю поляну с подснежниками и ландышами, тающими сосульками и слоганом «Весна придет к нам первой», вызвал повышенный интерес участников выставки. В такой запоминающейся «упаковке» Ростовская область представила на MIPIM-2009 проекты рекреационно-туристической зоны «Приазовская», «Донские индустриальные парки», «Южный Хаб», ряд проектов ростовских девелоперов (развитие пригородов Ростова-на-Дону, комплексная застройка географически и инвестиционно привлекательных территорий).

«Приоритетным является реализация проекта «Южный Хаб», Азовского и Октябрьского индустриальных парков. Главный акцент сегодня делается на реализацию инвестиционных проектов, которые позволят генерировать новые рабочие места», — подчеркнул главный архитектор Ростовской области Александр Бояринов.

Впервые на MIPIM-2009 был представлен проект «Ростовская золотая миля». «Недавно Ростов-на-Дону принял программу комплексного развития, которая предусматривает реконструкцию ряда кварталов в историческом центре города. Этот проект получил название «Золотая миля», — пояснил Александр Бояринов. — Проект предполагает не просто реконструкцию исторической части города, но и локализацию девелоперских проектов при сохранении ценной застройки и архитектурных памятников». В ходе деловой программы донская делегация встретилась с представителями крупных немецких, французских и английских компаний.

«Еще накануне выставки была боязнь, что из-за «глобального заморозка» в мировой экономике никто из интересных нам компаний не приедет, — говорит исполнительный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игорь Бураков. — Но опасения не подтвердились. Все сильные компании сейчас стремятся войти в проектную стадию, использовать кризис для того, чтобы заниматься выбором места для своего проекта, проектированием, согласованиями, разрешениями и т.п., с тем, чтобы, когда рынки оттают, можно было бы сразу войти в активную стадию строительства и «снимать сливки» с рынка. Компании-лидеры так сейчас и поступают. Поэтому сегодня как раз есть возможность заманить как можно больше таких лидеров в Ростовскую область. И этими возможностями надо пользоваться. Борьба за инвестиции обостряется — это действительно так, но, с другой стороны, многие регионы снижают свою активность на этом фронте, начинают экономить и в итоге проигрывают эту борьбу. А те, кто остается, захватывают долю менее активных и успешных конкурентов».

Некоторые компании уже после первых переговоров конкретизировали свой интерес к Ростовской области. «Крупный греческий девелопер Michaniki собирается приехать к нам в мае, чтобы найти место для своих проектов в рамках игорной зоны «Азов-Сити», а также посмотреть большие загородные жилищные проекты», — отметил Бураков. С другими компаниями также обсуждались конкретные проекты. Так, например, Castorama планирует увеличить свои инвестиции в Ростовскую область примерно в 4 раза и присутствовать не только в Ростове-на-Дону, но и в других городах области. К новым проектам в донском крае готовится и Auchan. В ближайшее время Ростов намерены посетить представители The Hilton Family, а также ведущего итальянского девелопера Palladium group.

Что такое «Ростовская золотая миля»?

Проект назван по аналогии с Золотой Милей в Санкт-Петербурге — центральной частью города, где сосредоточена самая дорогая недвижимость. По информации министерства территориального развития Ростовской области, проектом «Ростовская золотая миля» предполагается выделение центральной общегородской многофункциональной зоны — городского мола, между пр. Ворошиловским и пр. Соколова, от набережной до пл. Гагарина, для приоритетного размещения объектов общественного обслуживания. На этой территории предполагается размещать в основном коммерческое жилье, административно-деловые учреждения и объекты рыночной инфраструктуры, гостиничные комплексы, учреждения торговли и обслуживания общегородского характера.

Логотип Вестник Строительство