Запад нам поможет?

Запад нам поможет?

Россия рассчитывает на активное участие иностранных компаний в проекте «Сочи-2014»

Кураторы олимпийской стройки признают влияние мирового кризиса и используют возможности для привлечения в проект частных инвесторов. Отдельное предложение сделано зарубежным компаниям, специализирующимся на создании и управлении спортсооружениями, отелями, торгово-развлекательными и выставочными комплексами.

Иностранцам, проявившим интерес к Сочи, рекомендуется использовать те технологии, которые ведут к удешевлению стоимости строительства.

2009 год — определяющий для организаторов XXII зимних Игр в Сочи: завершается госэкспертиза и начинается массовое строительство олимпийских объектов. «В прошлом году был достигнут прогресс по ключевым направлениям деятельности, который позволяет перейти от стадии базового планирования к стадии оперативного планирования», — заявил президент Оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко.

«Из 186 объектов 139 спроектированы либо проектируются», — привел последние данные вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Козак. «На 21 объекте уже идут строительно-монтажные работы», — уточнил премьер-министр Владимир Путин. «Десять объектов строятся даже с опережением графика», — доволен Дмитрий Чернышенко.

По информации Дмитрия Козака, бюджет олимпийского проекта составляет 218 млрд рублей: 108 млрд — государственные средства, 110 млрд — частные. «Цифра является ориентировочной: расчеты были произведены в ценах 2008 года с учетом прогнозируемого курса инфляции, в том числе в строительной отрасли до 2013 года», — отметил он. Россия рада всем инвесторам — и отечественным, и зарубежным, уверяет Владимир Путин: «По национальному признаку их делить не станем». Однако учитывая, что участие в проекте российских компаний является зачастую добровольно-принудительным, о его популярности лучше судить по интересу со стороны иностранцев. Последний из статусных форумов, где Россия решила показать «олимпийский товар» лицом, — международный салон MIPIM-2009. На нем были представлены проекты трех-, четырех- и пятизвездочных гостиничных комплексов в Сочи, двух теплоэлектростанций в Джубге и Кудепсте, а также проекты использования спортсооружений после Игр.

«Мы предложили мировому инвестиционному сообществу наиболее интересные инвестпроекты, — прокомментировал президент ГК «Олимпстрой» Виктор Колодяжный. — Приглашаем присоединиться к реализации нашего мегапроекта международные компании, специализирующиеся на создании и эффективном управлении отелями, спортсооружениями, торгово-развлекательными и выставочными комплексами». Судя по активности, присоединиться иностранцы готовы. В начале 2009 г. был начат отбор компаний для строительства большой и малой ледовых арен для хоккея с шайбой, ледовых Дворцов спорта для фигурного катания и соревнований по шорт-треку и керлингу. Как рассказали «Вестнику» в ГК «Олимпстрой», только по хоккейным проектам поступило 48 заявок на участие в тендере, 12 из них — от зарубежных инвесторов, в том числе из Австрии, Болгарии, Турции, Германии, Финляндии и Швеции.

«Благодаря множеству инфраструктуры, которую нужно возвести, Олимпиада становится все более привлекательной для германских предприятий, специализирующихся на оказании строительных, производственных и консалтинговых услуг, — подтвердил в интервью «Вестнику» посол Германии в России Ханс-Фридрих фон Плетц. — Мне известно о повышенном интересе наших компаний к сотрудничеству в возведении инфраструктуры».

Отдельно взятые фирмы отдельно взятых государств — более конкретны в амбициях. «Мы будем инвестировать в гостиничную сферу. Уже ведем переговоры с такими компаниями, как Four Seasons и Marriott Grand», — поделился планами директор американской компании Jet Set Sports Марк Льюис. «Китайская группа «Чайна Юран» вложится в строительство пятизвездочного отеля и площадки для гольфа. Зона отдыха и развлечений на искусственном острове Федерация может рассчитывать на деньги финансовой компании Allied Business Consultants из ОАЭ», — дополнил список Владимир Путин.

Из стран ближнего зарубежья наибольшую заинтересованность демонстрирует Абхазия. Ее президент Сергей Багапш предложил «пакет услуг»: «Для олимпийских объектов требуется 120 млн. кубометров щебня высокого качества. В Сочи его нет, в других районах Краснодарского края — тоже, возить из Турции дорого. Мы можем поставить порядка 40-50 млн. куб. с доставкой по железной дороге и морю». Ранее министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба рассказывал, что республика готова построить цементный завод в Ткварчели, кирпичный завод в Гульпришском районе и завод по производству гальки в Гудаутском районе, ориентированные на олимпийские стройки России.

Три четверти олимпийского бюджета Оргкомитет «Сочи-2014» собирается обеспечить за счет привлечения спонсоров. Рецептом того, как приблизиться к этой планке, также готовы поделиться иностранцы. «Главный секрет успешного маркетинга в предолимпийский период состоит в том, чтобы выйти на рынок как можно скорее и как можно раньше привлечь спонсоров. Мы начали эту работу в 2005 году и планируем привлечь еще 3-4 крупные компании с тем, чтобы довести сумму спонсорских средств до уровня 760 миллионов долларов», — раскрыл карты вицепрезидент Оргкомитета «Ванкувер-2010» Дэйв Кобб.

В «весьма значительной степени» успех участия иностранных компаний в возведении олимпийской инфраструктуры зависит «от того, как будут проходить тендеры», считает Ханс-Фридрих фон Плетц. По словам начальника департамента торгов ГК «Олимпстрой» Алексея Березницкого, наибольший интерес деловые круги стран Центральной и Западной Европы проявляют к правилам и порядку проведения отборов для участия в проекте «Сочи-2014».

«Ограничений для иностранных фирм и организаций при участии в отборе нет: процедура носит открытый и публичный характер», — заверил Березницкий. Единственная рекомендация — пользоваться технологиями, ведущими к удешевлению проекта: «Мы не можем ориентироваться на заявки компаний, предлагающих завышенную стоимость на строительство объектов».

По признанию Владимира Путина, «на сегодня не охвачены инвестиционным вниманием еще около 20 олимпийских объектов, имеющих коммерческую привлекательность». «Никто не отказался от своих обязательств. Но если это все же случится, будем замещать такие инвестиции государственными», — пообещал Дмитрий Козак. Он сделал оговорку, что объекты, которые «не могут использоваться как олимпийское наследие и способствовать развитию региона, будут сооружаться как временные».

Логотип Вестник Строительство