Стоимость работ на олимпийских объектах и прозрачность проведения олимпийских тендеров — темы, которые, судя по вниманию к ним первых лиц государства, станут для Таймураза Боллоева приоритетными. Не считая контроля за темпами работ: по утверждению
вице-премьера Дмитрия Козака, в Сочи началась фаза «полномасштабного строительства».
Главная новость с совещания в Ново-Огарево, состоявшегося 6 июня под председательством премьер-министра Владимира Путина, — в ГК «Олимпстрой» сменился президент. Третий по счету. После экс-главы компании «Транснефть» Семена Вайнштока и экс-мэра Сочи Виктора Колодяжного руководящую вахту в корпорации принял основатель пивоваренной компании «Балтика» Таймураз Боллоев. Посвятив своему детищу период с 1991-го по 2004 год, последние пять лет он является владельцем контрольного пакета акций «Фабрики одежды Санкт-Петербурга», инвестирует в молочное производство, в строительство жилой и коммерческой недвижимости.
«Олимпстрой» для Боллоева — не чужой. С января 2009-го он занимал кабинет вице-президента госкорпорации и отвечал за «координацию работы с инвесторами, продвижение и определение приоритетных направлений проекта». А последние два месяца фактически руководил ею, пока шеф находился в отпуске.
Особо подчеркивается: Виктор Колодяжный покинул «Олимпстрой» «по собственному желанию и личным обстоятельствам». «Эта работа требует напряжения и самоотдачи 24 часа в сутки, — заметил вице-премьер Дмитрий Козак. — У Виктора Викторовича личные обстоятельства складываются таким образом, что он вынужден просить перевести его на другую работу, которая связана с постоянным пребыванием в городе Краснодаре».
«Рассчитываю, что вы будете работать с такой отдачей, с какой умеете, и добьетесь результатов, на которые мы все рассчитываем. Олимпийский проект не частный, публичный, очень большого значения», — постарался настроить назначенца Владимир Путин. «Для меня это большая честь. За время работы в корпорации я понял, что поставленная задача является исключительной», — признался тот в ответ.
Премьер попросил Таймураза Боллоева «внимательно следить за стоимостью возводимых объектов». И не случайно. В тот же день в Ново-Огарево прояснилась причина, по которой «олимпийский» вице-губернатор Краснодарского края Василий Надирадзе лишился своего поста. Если верить официальной версии, он направил руководству РЖД письмо с просьбой не снижать стоимость работ, выполняемых в рамках проекта «Сочи-2014».
«Такие вещи, когда чиновник достаточно высокого ранга своими действиями не только не понижает цену, а наоборот, требует удержать и повысить расценки, в сегодняшних условиях абсолютно недопустимы», — отрезал Владимир Путин. Теперь олимпийское направление в кубанской администрации курирует Александр Саурин — бывший вице-мэр Сочи и вице-президент ГК «Олимпстрой».
Тему «недопустимого» продолжил 10 июня, во время видеоконференции президента со своими региональными «наместниками», полпред в ЮФО Владимир Устинов. Он рассказал, что в настоящее время на Юге 601 тыс. безработных, задолженность по зарплате — 830 млн. рублей; из-за сокращения производства происходят массовые увольнения работников, в основном из числа русскоязычных.
«Мы сейчас готовим вам по этому вопросу большое письмо, — обратился полпред к Дмитрию Медведеву. — В национальных республиках ЮФО есть большое количество незанятых строителей, и мы надеемся на объекты нашей Олимпиады. Однако представители олимпийских предприятий никакого интереса к нашим национальным кадрам не проявляют — легче завезти турецкие, китайские. И все время звучит ссылка на тендеры, все время говорят: «Давайте, выигрывайте!» Ну, мы примерно представляем, как эти тендеры идут. Я думаю, что мы там ничего не выиграем».
Ответ президента оказался еще откровеннее, чем вопрос. «Я вас поддержу, — сказал он. — Но если говорить об этих процедурах, то, собственно, в ваших руках весь инструментарий — прокуратура, судебные и антимонопольные структуры.
Дайте при помощи этих инструментов им всем по голове больно!.. Если нет шансов победить у национальных компаний, значит, что-то криво с тендерами…»
Тем временем Дмитрий Козак заявил, что началась фаза полномасштабного олимпийского строительства. Из последних событий — старт работ по прокладке первого комплекса горных тоннелей для совмещенной авто- и железной дороги из Адлера в Красную Поляну. Как отметил президент РЖД Владимир Якунин, магистраль общей протяженностью 50 км призвана обеспечить доставку гостей и участников Игр к главным спортивным объектам. К августу 2013 года здесь должны появиться 28 мостов, 28 двухъярусных и 59 автодорожных эстакад, 12 туннелей.
Параллельно в проект «Сочи-2014» вносятся коррективы, которые можно записать в актив оппонентов официального оргкомитета Игр. Так, решено ограничиться одним морским портом в Сочи. «Мы определили десять грузовых площадок для складирования и перевалки грузов — это дало возможность отказаться от строительства второго порта и сэкономить 8,5 млрд. рублей», — прокомментировал Дмитрий Козак.
А Владимир Путин нашел в себе мужество признать, что пять ледовых дворцов на побережье Черного моря — перебор. «Есть идея: три из них сделать в сборно-разборном варианте и после проведения Игр перенести в другие регионы страны для развития там зимних видов спорта и популяризации олимпийского движения», — рассказал премьер. Не исключено, что на оба решения повлияло посещение представителями управленческой элиты России стран-хозяев предыдущих Игр, столкнувшихся с проблемой постолимпийского использования дорогостоящей инфраструктуры.
В 2008 году на подготовку к сочинской Олимпиаде государство выделило 113 млрд. рублей, в 2009-м планировалось 118 млрд., но затем сумма уменьшилась до 104 млрд. — за счет увеличения частных инвестиций до 102 млрд. рублей. По последней информации, озвученной Владимиром Путиным во время майского визита комиссии МОК, общая расчетная стоимость олимпийской инфраструктуры составляет около 200 млрд. рублей. «Стоимость стройки удалось снизить почти на 20 млрд. рублей, в частности благодаря экспертизе и снижению цен на стройматериалы», — уточнил глава правительства.
По словам главы Минрегионразвития РФ Виктора Басаргина, в нынешнем году планируется сдать в эксплуатацию железнодорожные грузовые дворы в Имеретинской низменности, грузовой район морского порта Сочи и автодорогу Джубга — Сочи.
«Мы работаем в хорошем темпе», — заявил председатель наблюдательного совета «Сочи-2014», вице-премьер Александр Жуков. «Недостатков как таковых нет. Но есть огромный объем работы, который необходимо выполнить», — предупредил председатель Координационной комиссии МОК Жан-Клод Килли.