Адаптировались к кризису?

Адаптировались к кризису?

Производители быстровозводимых конструкций Юга выходят на новые рынки

Кризис может положительно повлиять на малоэтажное строительство в долгосрочной перспективе — так считают эксперты и южнороссийские производители быстровозводимых конструкций. Компенсируя падение продаж, они развивают новые сегменты — девелоперский бизнес, работу по госзаказу, а также планируют освоение новых российских и зарубежных рынков.

Во время кризиса продажи домов упали, поэтому темпы «малоэтажных» производств пришлось снизить, отмечают участники рынка.

— Начиная с ноября в поселке Новоград, который мы строим, не было ни одной продажи, — рассказал «Вестнику» гендиректор ООО «Национальная жилищная корпорация Гризли» (Волгоград) Сергей Коростин. — Нашему заводу по производству панельных конструкций сейчас выгоднее вообще не работать, чем брать единичные заказы.

По словам гендиректора ростовского ООО «Росвуд» Владимира Шопина, в конце 2008 года снижение темпов на предприятии составило 50–70%. Сейчас темпы производства не превышают 30–50% от запланированного выпуска. Однако несмотря на трудности, участники рынка признают: дела у них идут лучше, чем в высотном строительстве. Коллапса отрасли никто не ожидает.

— В прошлом году мы произвели 70% от запланированного объема условного жилья — 17 тыс. кв. метров, — рассказывает Владимир Шопин. — Считаем, что это неплохой показатель.

Есть компании, которые «не замечают» кризиса совсем.

— У нас масса заказов, имеющихся мощностей уже не хватает, — заявил «Вестнику» гендиректор ООО «Каркас-Юг» (Геленджик) Сергей Панов. — Основные потребители — крупные компании. Для них мы строим мансарды, гостиничные городки и поселки для клиентов и сотрудников.

То, что «малоэтажка» меньше пострадала от кризиса, вполне логично, считает заместитель исполнительного директора Национальной ассоциации малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС) Петр Казьмин. С одной стороны, малоэтажные производства и застройщики не обременены большими кредитами. С другой — малоэтажное жилье дешевле высотного. Пользуясь своими преимуществами — низкой ценой жилья, легкостью его проектирования, а также мобильностью производства, предприятия малоэтажной индустрии осваивают новые сегменты рынка.

Сделают сами

Одной из главных докризисных тенденций отрасли было развитие «малоэтажными» предприятиями собственных девелоперских проектов. Например, Азовский завод строительных конструкций (выпускает легкие стальные тонкостенные конструкции) в 2008 году начал строительство коттеджного поселка Южный. В феврале этого года была сдана первая очередь — 40 металлокаркасных домов. По словам гендиректора компании Владимира Смирнова, в планах компании — возвести до 2015 года 2,5 тысячи подобных коттеджей.

Кризис притормозил развитие девелопмента. Как считает Петр Казьмин, вкладываться в него сейчас невыгодно — нужны серьезные инвестиции, а покупателей жилья мало. Однако «Вестнику» все же удалось найти компанию, начавшую строительство коттеджа аккурат в разгар трудностей. По словам гендиректора УК «ТИБЛ Груп» Владимира Калинова (в состав холдинга входит завод по выпуску силикатного кирпича «Глубокинский кирпич»), в апреле 2009 года компания начала строительство первой очереди (10 домов) коттеджного поселка в Каменском районе Ростовской области. Завершить ее планируется уже осенью. Весь проект (4 очереди) должен быть закончен в 2010 году. Площадь зданий составит 25 тыс. кв. м.

По словам Владимира Калинова, уже сейчас заключены предварительные договоры с 10 покупателями. Оплата производится в рассрочку, по мере развития строительства. Основной конструктивный элемент зданий — разработанная специалистами компании «ТИБЛ-стена». Всего планируется построить до 50 коттеджей площадью от 150 до 400 кв. м плюс таунхаусы.

Стоимость 1 кв. м жилья на первом этапе инвестирования составляет 28,5 тыс. руб. Это цена «нулевого цикла», поэтому в будущем она будет повышаться и составит 35–36 тыс. руб., отметил Владимир Калинов. По его словам, сейчас идут переговоры с властями района о софинансировании строительства инфраструктуры.

— Понятно, почему сейчас появляются подобные проекты. Часть подрядчиков уйдет с рынка, и можно занять свободную нишу, — говорит Сергей Коростин. — Но проблема в том, что сейчас не продается никакое жилье — кто бы его ни строил. Время кризиса лучше переждать, не начиная новых девелоперских проектов. Или строить, только если на руках уже есть подписанные договоры о покупке жилья.

На Волгодонском комбинате древесных плит (ВКДП) пока отказываются от девелоперских проектов, но планируют начать производство каркасно-панельных домов с использованием стружечно-цементной плиты. Об этом «Вестнику» рассказал экономист коммерческой службы ОАО «ВКДП» Олег Мальцев. В компании намерены закупить новое оборудование, его монтаж начнется уже летом. Система позволит выпускать в месяц до 10 домов площадью до 120 кв. м.

— Стоимость 1 кв. метра жилья составит 15 тыс. кв. метров, — рассказал Олег Мальцев. — Пока что мы не намерены строить коттеджные поселки. Однако если дома будут востребованы, увеличим мощности.

Далеко пойдут

Многие «малоэтажные» компании Юга России ищут своего заказчика не только за пределами ЮФО, но и России. Как рассказал «Вестнику» Сергей Панов, в планах его компании — выход на рынок Испании.

— Появилась идея построить для русских эмигрантов поселок закрытого типа. Думаю, проблем с заказчиком не будет. В Испании ипотечные кредиты на жилье выдаются под 3-9% годовых. Партнеры создадут фирму, которая будет закупать наши панели. Поставлять стройматериалы недорого — аренда 1 контейнера в грузовом самолете стоит около$1,5 тыс. А в нем помещается целый дом, — добавил Сергей Панов.

По словам гендиректора, реализация проекта может начаться, когда будет построен новый завод по производству плит из строганого сушеного дерева Mitek Industries (основной материал для коттеджей). Завод в Тимашевске планируется запустить в 2010 году, сейчас оформляются документы на землю. Требуемые инвестиции — 150 млн. руб. собственных средств. ДСК будет выпускать не только панели, но и стропильные системы, половые перекрытия, окна, двери, крыши. У «Каркас-Юг» уже есть опыт сотрудничества с зарубежными коллегами. В прошлом году компания построила шесть деревянных коттеджей на Кипре. Но если через год все плиты будут распродаваться и на Кубани, возможно, с Испанией пока подождем, говорит Сергей Панов.

Планирует расширение географии сбыта еще один кубанский игрок — ООО «Модульстрой». Производитель металлокаркасных домов уже не первый год строит за пределами ЮФО — по словам начальника коммерческого отдела компании Ольги Осипенковой, объекты имеются и в Мурманске, и в Костроме, и в Нижнем Новгороде.

— В планах компании на 2009 год — выход на новые региональные рынки. Ведь не секрет, что в Средней полосе России и особенно Подмосковье малоэтажное строительство наиболее развито, — заметила Ольга Осипенкова.

Бюджетная опора

Участники рынка отмечают: если до кризиса «малоэтажники» в основном ориентировались на индивидуальных и корпоративных потребителей, то теперь все чаще обращают взгляд на госзаказ. Использование быстровозводимых конструкций для строительства соцжилья становится реальностью. По словам Владимира Шопина, это происходит потому, что низкая стоимость «малоэтажки» позволяет уложиться в установленную (примерно 30 тыс. руб. за кв. м) выкупную цену и сэкономить средства для инженерной инфраструктуры.

— Мы уже имеем опыт работы с бюджетом, — заметил «Вестнику» Владимир Шопин. — Например, в 2008 году за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ мы построили 30 домов в Волгограде и пять — в Астрахани. В этом году мы намерены возвести не менее 1 тыс. кв. м жилья по госзаказу.

Ожидания «малоэтажников» оправданны. Весной этого года НАМИКС и Фонд содействия реформированию ЖКХ подписали соглашение, согласно которому организации будут сотрудничать при «комплексной застройке поселков малоэтажными жилыми домами с необходимой инфраструктурой». То есть при решении проблем граждан с ветхим жильем приоритет теперь будет отдаваться малоэтажным поселкам. Примеры сотрудничества уже есть. Например, в той же Астрахани для переселения граждан в 2008 году всего было построено шесть дуплексов — домов, рассчитанных на две семьи.

— Малоэтажное жилье уже используется в нескольких госпрограммах, — рассказывает Петр Казьмин. — Чтобы расширить эту сферу, ведем переговоры с Минобороны, убеждаем переориентировать часть средств на строительство жилья для военных на «малоэтажку».

Переселение шахтерских семей — еще одно перспективное направление. В этом году в Ростовской области только по программе ГУРШа на решение жилищных проблем шахтерских семей выделено 783 млн. рублей. По словам заместителя министра территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области Игоря Далаксакуашвили, регион уже подал заявку в Фонд развития жилищного строительства с предложением выделить несколько участков под загородную застройку социальным жильем. Сейчас в минтерразвития области разрабатываются механизмы участия «малоэтажных» компаний в строительстве жилья для шахтеров, добавляет Владимир Шопин. В социальном строительстве намерены участвовать компании «Росвуд», «Беловодье», АЗСК.

Между тем участники рынка отмечают недостатки работы с госбюджетом. По мнению Сергея Панова, большие объемы госзаказа подвергают риску финансовую стабильность предприятия.

— Подобное строительство предполагает первоначальное финансирование 30% от стоимости проекта, — говорит гендиректор ООО «Каркас-Юг». — Остальные деньги — после сдачи объекта, и то, если не будет задержек по выплатам. В таких условиях брать большие объемы «на себя» очень рискованно.

Несмотря ни на что, по мнению Петра Казьмина, в длительной перспективе «малоэтажка» может даже выиграть от кризиса.

— Благодаря кризису механизмы участия «малоэтажки» в госпрограммах разрабатываются быстрее, — заметил «Вестнику» эксперт. — Хотя госзаказ — лишь стабилизационная мера. Сколько бы денег в отрасль ни вливали, частный спрос в разы больше. Поэтому главное сейчас — это «разбудить рынок».

Как считают участники рынка, в ближайшее время малоэтажный рынок может вполне «проснуться» сам.

— Скоро наступит лето, а в это время портфель заказов всегда увеличивается, — говорит Ольга Осипенкова. — На Юг приезжает много отдыхающих, им нужно жилье. Предприятия сферы услуг часто заказывают нам строительство летних домиков, мансард, гостиниц, столовых. На этом можно неплохо заработать.

Логотип Вестник Строительство