Три вектора жилищной политики

Три вектора жилищной политики

Государство должно усилить поддержку граждан, которые не могут самостоятельно решить свои жилищные проблемы

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергей Миронов считает, что приоритетами в жилищной политике должны стать создание системы стройсберкасс и жилищного фонда некоммерческого использования, а также развитие массового строительства малоэтажного жилья.

Кризис только усугубил ситуацию. Цены на рынке жилья вроде бы и снизились, но при этом резко снизились и доходы граждан, многие потеряли работу. Ипотека же, которая перекладывает все рыночные риски богатого кредитора на социально незащищенного заемщика, в условиях финансового кризиса стала абсолютно недоступной. Требуется усилить государственную поддержку граждан, которые не могут самостоятельно решить свои жилищные проблемы. Жилищная политика должна стать социально ориентированной.

Изменить ситуацию могут, на мой взгляд, следующие меры. Первое — необходимо создание сберегательно-строительных касс (ССК). Предполагается, что вкладчики будут заключать со строительной сберкассой договор накопления сбережений, предусматривающий внесение в течение определенного срока взносов фиксированного объема. При накоплении на счете определенной суммы вкладчик получит право взять кредит в объеме, необходимом для покупки квартиры. Недвижимость перейдет в его собственность только после погашения займа. По предлагаемой схеме кредит будет обходиться гражданам примерно в 2,5 раза дешевле, чем сегодня по ипотеке. В послевоенной Германии именно ССК решили проблему жилья. С их помощью было построено 14 млн квартир. Даже сейчас, во время кризиса, этот финансовый институт активно развивается. Число вкладчиков ССК не сокращается. Уверен, что в нашей стране ССК могли бы стать реальной альтернативой ипотеке. По предварительным подсчетам, реализация этого закона позволит обеспечить жильем почти четверть нуждающихся. Законопроект «О строительно-сберегательных кассах» внесен нами в Госдуму, но, к сожалению, до сих пор не рассматривался.

Второе, что могло бы быть сделано, — строительство некоммерческого жилья, ориентированного на людей с умеренными доходами. Новый ЖК ограничил круг лиц, которые имеют право встать на учет нуждающихся в социальном жилье. Это категория малообеспеченных граждан. Но кого конкретно и по каким критериям отнести к малообеспеченным? При каких условиях возникает право на получение «социальных метров»? Жилищный кодекс РФ об этом прямо не говорит и отдает решение этой непростой задачи на региональный уровень, в городские и районные администрации. За прошедшие с момента принятия кодекса годы мало-мальски единого подхода в стране нет. ЖК ничего не предложил гражданам, которые не могут быть отнесены к категории малоимущих, не могут воспользоваться ипотекой и тем более приобрести жилое помещение на рынке. А это почти 70% граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В этой ситуации считаю необходимым создавать жилищный фонд некоммерческого использования, который будет находиться между фондами социального и коммерческого использования. Плата за наем не будет такой символической, как в социальном жилье. В стоимость аренды будут включены расходы на строительство и содержание дома, его будущий капитальный ремонт. Тем не менее такое жилье может быть в 2-3 раза дешевле арендуемых сегодня на коммерческой основе квартир. Срок его окупаемости составит 25-30 лет. Получить такое жилье смогут граждане, признанные нуждающимися и не являющимися малоимущими. Фонд некоммерческого жилья особенно необходим сегодня — по существу это серьезная антикризисная мера, поскольку дает возможность повысить мобильность населения, обеспечить перемещение трудовых ресурсов по России. Совет Федерации недавно внес на рассмотрение ГД законопроект «О некоммерческом использовании жилья», и мы обязательно добьемся его принятия.

Как показывает международная практика, компании, занимающиеся возведением такого жилья и его управлением, могут принадлежать муниципалитетам, частным лицам, кооперативам, некоммерческим жилищным ассоциациям, другим инвесторам. Соответственно, жилье может находиться в государственной (муниципальной), коллективной или частной собственности. На мой взгляд, следует создать общегосударственную строительную корпорацию с филиалами во всех регионах, которая бы не только строила, но и содержала жилье.

Многое будет зависеть от того, сможем ли мы создать условия, чтобы строителям было экономически выгодно строить. Если мы освободим наших отечественных застройщиков от излишних затрат и предложим им портфель заказов на 10-15 лет, думаю, что они согласятся на норму прибыли в 15%, что нормально для строительства, а не 100-150%, как сейчас.

И третье, что следовало бы предпринять, — это развитие малоэтажного строительства. Экономически активная часть населения должна получить возможность построить себе жилье самостоятельно, подряжая небольшие строительные компании.

Удовлетворить потребности населения в жилье можно, лишь серьезно увеличив объемы строительства. Перед страной стоит задача выйти в ближайшие годы на уровень строительства 1 кв. метра на человека в год. На последнем совещании в Кремле, посвященном обсуждению хода реализации проекта «Доступное жилье» президент РФ Дмитрий Медведев поставил задачу увеличить долю строительства жилья эконом-класса со стоимостью кв. метра на уровне 30 тыс. рублей. Предполагается, что такие цены население сможет осилить. Сейчас жилья эконом-класса всего 5%, но к 2012 г. планируется, что каждая четвертая построенная квартира будет в этой ценовой категории.

Решение этой задачи зависит от многих факторов, в том числе и от развития индустрии стройматериалов, от подготовки строительных кадров. Но в первую очередь оно упирается в нехватку земельных ресурсов. Главным же препятствием является отсутствие участков под застройку на недорогой земле с инженерной и транспортной инфраструктурой. Земли много, но строить на ней сложно и дорого: коммуникации изношены, инфраструктура отсутствует, да и передача неэффективно используемых федеральных земель созданному специально для их перераспределения Фонду содействия развитию жилищного строительства ведется крайне медленно.

Сергей Миронов, председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ

Имеет высшее техническое, экономическое, юридическое, философское образование, а также высшее образование в сфере государственного и муниципального управления. В 90-е годы работал исполнительным директором АООТ «Строительная корпорация «Возрождение Санкт-Петербурга». С 2001 г. возглавляет Совет Федерации Федерального Собрания РФ.


Логотип Вестник Строительство