В
С почином
К XXII зимним Играм предстоит построить и реконструировать 181 объект, из них только 14 — спортивные, остальные — транспортная инфраструктура, энерго- и водоснабжение, гостиничное хозяйство. Весной
В апреле же в Красной Поляне запущена новая подстанция «Поселковая» мощностью 170 мегаватт — «энергетическое сердце Олимпиады». «Она обеспечит электроэнергией не только поселок, но и весь горный кластер будущих Игр — лыжный
В мае начались работы по прокладке первого комплекса горных тоннелей для совмещенной авто- и железной дороги из Адлера в Красную Поляну. Как отметил президент РЖД Владимир Якунин, магистраль общей протяженностью 50 км призвана обеспечить доставку гостей и участников Игр к главным спортивным объектам. К августу 2013 года должны появиться 28 мостов, 28 двухъярусных и 59 автодорожных эстакад, 12 туннелей.
Темы-раздражители
Нельзя сказать, что все в России приняли победу сочинской заявки на ура. Самое громкое «нет» слышалось из уст экологов. Через несколько месяцев эхо донесло их протесты до Москвы.
Сейчас экологи не менее громко протестуют против строительства совмещенной авто- и железной дороги в Красную Поляну: «По проекту дороги нет не только государственной экологической экспертизы. Строительство ведется в условиях отсутствия утвержденной проектной документации, то есть фактически с листа». Однако, в отличие от предыдущих случаев, ни премьер, ни его
Еще одна серьезная и долгоиграющая
Бюрократы — ничто, Олимпиада — все!
Россия выиграла заявку на проведение Олимпиады летом 2007 года, когда призрак мирового кризиса еще не бродил по Европе.
Отечественные и зарубежные компании устроили негласное соревнование на тему: чей инвестиционный проект окажется амбициознее. События осени
Дмитрий Козак не перестает повторять: «Строительство олимпийских объектов в Сочи идет по плану, опережая график подготовки Олимпиад в Лондоне и Ванкувере». Вместе с тем он допускает оговорки: «Пока отказов от строительства олимпийских объектов со стороны инвесторов нет. Хотя мы понимаем, что это может произойти. Если произойдет — будем искать либо других инвесторов, либо использовать бюджетные деньги — иного выхода у нас нет».
Слабое место Олимпиады — бюрократизм, который не удается побороть, несмотря даже на то, что курируют его первые лица государства. «Важно, чтобы те задачи, которые приходится решать, что называется, «в поле», не вязли в бюрократических проблемах, — призывает президент Дмитрий Медведев. — Прежде всего это касается взаимоотношений различных ведомств с «Олимпстроем» и Оргкомитетом».
Весной президент бросил клич: «Региональные строительные организации должны принять участие в конкурсах на строительство объектов в Сочи. Кстати, для отечественной стройиндустрии это может быть неплохой поддержкой в период финансового кризиса». Летом полпред президента в ЮФО Владимир Устинов пожаловался: «В национальных республиках ЮФО есть большое количество незанятых строителей, и мы надеемся на объекты нашей Олимпиады. Однако представители олимпийских предприятий никакого интереса к нашим национальным кадрам не проявляют — легче завезти турецкие, китайские. И все время звучит ссылка на тендеры, все время говорят: «Давайте, выигрывайте!» Ну, мы примерно представляем, как эти тендеры идут. Я думаю, что мы там ничего не выиграем…»
«Я вас поддержу, — произнес в ответ несколько обескураженный подобной откровенностью глава государства. — Но если говорить об этих процедурах, то, собственно, в ваших руках весь инструментарий — прокуратура, судебные и антимонопольные структуры. Дайте при помощи этих инструментов им всем по голове больно!.. Если нет шансов победить у национальных компаний, значит,
«Ни проблемы забюрокраченности, ни кризисные явления не должны стать поводом для срыва сроков начала возведения объектов, — категоричен Владимир Путин.— Если
Чиновничьи компромиссы
По прогнозу Виктора Басаргина, до конца 2009 года планируется сдать аэропорт Сочи, вторую очередь ТЭС, третий пусковой комплекс автодороги Джубга — Сочи. Завершиться же основное олимпийское строительство должно, согласно графику, к 2012 году.
Между тем как минимум двух объектов в этом списке не досчитаются.
Другую новость озвучил Владимир Путин, признавший: пять ледовых дворцов на побережье Черного моря — перебор. «Есть идея: три из них сделать
В 2008 году на подготовку к сочинской Олимпиаде государство выделило 113 млрд. рублей, в 2009-м планировалось 118 млрд., но затем сумма уменьшилась до 104 млрд., при этом частные инвестиции выросли до 102 млрд. рублей.
Прогнозная стоимость Игр, включающая сооружение спортивных объектов и обслуживающей их инфраструктуры, — 206 млрд. рублей. «С учетом новых
«Желающих поработать на сочинских объектах много»
— За короткое время россияне успели создать систему управления Играми, которая мне нравится. Реализуется большое количество инновационных программ. Планы Олимпийской деревни соответствуют очень высоким стандартам. Благодаря этому Игры в Сочи станут ярким спортивным событием, полным рекордов и достижений. Но главное, что меня впечатлило, — объем глубоких знаний по олимпийскому предмету, которым обладает сочинская команда. Если бы Игры отдали
Стоимость сочинской Олимпиады сопоставима с Играми в Ванкувере и Турине. При этом необходимо разделять затраты на собственно проведение Олимпиады, на инфраструктуру обслуживания Игр, а также на развитие инфраструктуры Сочи. Последние две статьи затрат относить к стоимости Олимпийских игр некорректно.
Российский народ переживает великую историю любви к олимпийскому движению и ценностям. И это одна из главных причин поддержки, которую россияне оказывают Олимпиаде, и огромный козырь для того, чтобы зимние Игры 2014 года прошли на самом высоком уровне.
Дмитрий Козак,
— В олимпийском проекте задействовано очень много организаций, ответственных за строительство, плюс огромное количество согласующих инстанций. Несмотря на максимальную политическую и организационную поддержку проекта, довольно много времени уходит на всякого рода согласования. Следует очень сильно посочувствовать бизнесу, который занимается инвестициями в объекты капитального строительства. Мы проанализировали опыт Ванкувера, Пекина, Лондона. У нас массовое строительство начнется в 2009 году, на год раньше, чем у коллег. Мы понимаем, исходя из нашей далекой от совершенства практики, что надо иметь запас прочности, и хотим начать раньше. Никто не ставил задачу, чтобы все 14 объектов построили инвесторы. Некоторые проекты по определению не окупятся. Инвесторам предлагаются только такие объекты, где просматривается малейшая коммерческая перспектива. Там, где выгода неочевидна — например, это центральный стадион или дворец для керлинга, — выдвигать предложения частному бизнесу бессмысленно.
Еще некоторое время мы готовы к диалогу с потенциальными инвесторами относительно трансформации спортивных объектов
Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей:
— Проблема не в том, будут ли компании участвовать в реализации олимпийских проектов. Проблема — в коммерческой их составляющей. Если олимпийские объекты будут лишены
Сейчас не приходится рассчитывать на бюджетные деньги в том объеме, в котором предполагалось изначально. Поэтому нужны дополнительные коммерческие «морковки». А желающих поработать на сочинских объектах много — в случае выгодности инвестиций в них.