Два из семи

Два из семи

Двухлетие объявления Сочи столицей XXII зимних Игр прошло на фоне кризиса и вместе с тем активизации строительства олимпийских объектов

Нынешней весной в Сочи началась анонсировавшаяся фаза полномасштабного строительства олимпийских объектов. Изрядной ложкой дегтя для организаторов Игр стал глобальный экономический кризис: участие в мегапроекте крупнейших отечественных и зарубежных компаний оказалось под вопросом. Однако высокопоставленные российские кураторы по-прежнему исполнены оптимизма: основные объекты они обещают сдать к 2012 году.

В мае 2009-го Координационная комиссия МОК под председательством Жана-Клода Килли совершила вторую по счету инспекционную поездку в Сочи, чтобы оценить динамику подготовки первых в истории России зимних Игр. Внимание комиссии было сосредоточено на ключевых аспектах подготовки Игр-2014, включая строительство олимпийских объектов и инфраструктуры, защиту окружающей среды, размещение, транспорт, образование, коммуникации, маркетинг, технологии, наследие. Под занавес визита высокопоставленный международный куратор воздал хозяевам XXII Белой Олимпиады: «То, что мы увидели, произвело на нас большое впечатление. Особенно по сравнению с первым — прошлогодним — визитом. «Сочи-2014» демонстрирует хороший прогресс. Темп по выполнению олимпийских обязательств взят высокий. Однако мы не должны недооценивать масштаб и сложность работ, которые предстоит выполнить. С точки зрения объемов предстоящего строительства, эти Игры следует признать самыми сложными».

С почином

К XXII зимним Играм предстоит построить и реконструировать 181 объект, из них только 14 — спортивные, остальные — транспортная инфраструктура, энерго- и водоснабжение, гостиничное хозяйство. Весной вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Козак заявил, что в Сочи началась фаза полномасштабного строительства. По данным министра регионального развития Виктора Барги-на, уже строятся 26 объектов, а несколько — даже введены в эксплуатацию. В конце 2008 года были сданы первые очереди спортивно-туристического комплекса «Горная карусель» в Красной Поляне и железнодорожного грузового двора в Имеретинской долине. В первом случае речь идет о двух трассах общей протяженностью 6470 метров, где одновременно могут кататься до двух тысяч спортсменов; во втором — о мощностях в 5 млн. тонн для перевалки стройматериалов. Спустя четыре месяца — в апреле 2009-го — стартовало строительство третьей очереди «Горной карусели». Она будет состоять из олимпийской медиа-деревни на 1250 мест, комплекса трамплинов со зрительскими трибунами на 15 тыс. мест, канатных дорог различных типов, 75 км лыжных трасс, гостиничных и ресторанных комплексов.

В апреле же в Красной Поляне запущена новая подстанция «Поселковая» мощностью 170 мегаватт — «энергетическое сердце Олимпиады». «Она обеспечит электроэнергией не только поселок, но и весь горный кластер будущих Игр — лыжный и санно-бобслейный комплексы, горную Олимпийскую деревню, трассу для горнолыжных гонок, подъемники, гостиницы — всего до ста объектов», — перечислил заместитель главного инженера предприятия МЭС Юга Дмитрий Рязанцев.

В мае начались работы по прокладке первого комплекса горных тоннелей для совмещенной авто- и железной дороги из Адлера в Красную Поляну. Как отметил президент РЖД Владимир Якунин, магистраль общей протяженностью 50 км призвана обеспечить доставку гостей и участников Игр к главным спортивным объектам. К августу 2013 года должны появиться 28 мостов, 28 двухъярусных и 59 автодорожных эстакад, 12 туннелей.

Темы-раздражители

Нельзя сказать, что все в России приняли победу сочинской заявки на ура. Самое громкое «нет» слышалось из уст экологов. Через несколько месяцев эхо донесло их протесты до Москвы. Премьер-министр Владимир Путин согласился с доводами о необходимости переноса строительства санно-бобслейной трассы, горной Олимпийской деревни и водозабора с территории Грушевого хребта, являющегося объектом мирового природного наследия, в другое место.

Сейчас экологи не менее громко протестуют против строительства совмещенной авто- и железной дороги в Красную Поляну: «По проекту дороги нет не только государственной экологической экспертизы. Строительство ведется в условиях отсутствия утвержденной проектной документации, то есть фактически с листа». Однако, в отличие от предыдущих случаев, ни премьер, ни его подчиненные-министры не согласились с такой постановкой вопроса. По крайней мере, пока.

Еще одна серьезная и долгоиграющая тема-раздражитель — выкуп в Нижнеимеретинской низменности земель под строительство олимпийской инфраструктуры. Процесс выкупа стартовал 1 ноября 2008 года. По данным ГК «Олимпстрой», выкупу подлежат по 130 объектов в верхней и нижней частях Имеретинской долины. Их площадь — порядка 40 га. Дмитрий Козак еще в прошлом году оговорил, что участки будут выкупаться «по справедливой рыночной цене, которая позволит гражданам безболезненно приобрести себе на рынке аналогичное имущество, жилье и землю». Граждане в свою очередь заявили, что справедливая цена —$100 тыс. за «сотку». При этом когда выкуп-таки начался, продавцы попросили покупателей не обнародовать суммы…

Бюрократы — ничто, Олимпиада — все!

Россия выиграла заявку на проведение Олимпиады летом 2007 года, когда призрак мирового кризиса еще не бродил по Европе.

Отечественные и зарубежные компании устроили негласное соревнование на тему: чей инвестиционный проект окажется амбициознее. События осени 2008-го вернули если не всех, то очень многих с небес на землю. Самый часто звучащий сегодня вопрос: не отразится ли кризис на подготовке к сочинским Играм-2014, как отразился он уже на подготовке к Ванкуверу-2010 и Лондону-2012?..

Дмитрий Козак не перестает повторять: «Строительство олимпийских объектов в Сочи идет по плану, опережая график подготовки Олимпиад в Лондоне и Ванкувере». Вместе с тем он допускает оговорки: «Пока отказов от строительства олимпийских объектов со стороны инвесторов нет. Хотя мы понимаем, что это может произойти. Если произойдет — будем искать либо других инвесторов, либо использовать бюджетные деньги — иного выхода у нас нет».

Слабое место Олимпиады — бюрократизм, который не удается побороть, несмотря даже на то, что курируют его первые лица государства. «Важно, чтобы те задачи, которые приходится решать, что называется, «в поле», не вязли в бюрократических проблемах, — призывает президент Дмитрий Медведев. — Прежде всего это касается взаимоотношений различных ведомств с «Олимпстроем» и Оргкомитетом».

Весной президент бросил клич: «Региональные строительные организации должны принять участие в конкурсах на строительство объектов в Сочи. Кстати, для отечественной стройиндустрии это может быть неплохой поддержкой в период финансового кризиса». Летом полпред президента в ЮФО Владимир Устинов пожаловался: «В национальных республиках ЮФО есть большое количество незанятых строителей, и мы надеемся на объекты нашей Олимпиады. Однако представители олимпийских предприятий никакого интереса к нашим национальным кадрам не проявляют — легче завезти турецкие, китайские. И все время звучит ссылка на тендеры, все время говорят: «Давайте, выигрывайте!» Ну, мы примерно представляем, как эти тендеры идут. Я думаю, что мы там ничего не выиграем…»

«Я вас поддержу, — произнес в ответ несколько обескураженный подобной откровенностью глава государства. — Но если говорить об этих процедурах, то, собственно, в ваших руках весь инструментарий — прокуратура, судебные и антимонопольные структуры. Дайте при помощи этих инструментов им всем по голове больно!.. Если нет шансов победить у национальных компаний, значит, что-то криво с тендерами…»

«Ни проблемы забюрокраченности, ни кризисные явления не должны стать поводом для срыва сроков начала возведения объектов, — категоричен Владимир Путин.— Если кто-то из инвесторов сейчас не может взять на себя обязательства, связанные с участием в олимпийском строительстве, то лучше совсем от них отказаться».

Чиновничьи компромиссы

По прогнозу Виктора Басаргина, до конца 2009 года планируется сдать аэропорт Сочи, вторую очередь ТЭС, третий пусковой комплекс автодороги Джубга — Сочи. Завершиться же основное олимпийское строительство должно, согласно графику, к 2012 году.

Между тем как минимум двух объектов в этом списке не досчитаются. Во-первых, решено ограничиться одним морским портом в Сочи. «Мы определили десять грузовых площадок для складирования и перевалки грузов — это дало возможность отказаться от строительства второго порта и сэкономить 8,5 млрд рублей», — прокомментировал Дмитрий Козак.

Другую новость озвучил Владимир Путин, признавший: пять ледовых дворцов на побережье Черного моря — перебор. «Есть идея: три из них сделать в сборно-разборном варианте и после проведения Игр перенести в другие регионы страны для развития там зимних видов спорта и популяризации олимпийского движения», — рассказал глава правительства.

В 2008 году на подготовку к сочинской Олимпиаде государство выделило 113 млрд. рублей, в 2009-м планировалось 118 млрд., но затем сумма уменьшилась до 104 млрд., при этом частные инвестиции выросли до 102 млрд. рублей.

Прогнозная стоимость Игр, включающая сооружение спортивных объектов и обслуживающей их инфраструктуры, — 206 млрд. рублей. «С учетом новых бизнес-предложений соотношение инвестиций, вероятнее всего, скоро изменится в пользу бюджета, — прокомментировал Дмитрий Козак. — Хотя все цифры ориентировочные: сейчас невозможно абсолютно точно спрогнозировать конъюнктуру на строительном рынке до 2014 года».

«Желающих поработать на сочинских объектах много»

Жан-Клод Килли, председатель Координационной комиссии МОК:

— За короткое время россияне успели создать систему управления Играми, которая мне нравится. Реализуется большое количество инновационных программ. Планы Олимпийской деревни соответствуют очень высоким стандартам. Благодаря этому Игры в Сочи станут ярким спортивным событием, полным рекордов и достижений. Но главное, что меня впечатлило, — объем глубоких знаний по олимпийскому предмету, которым обладает сочинская команда. Если бы Игры отдали какому-нибудь уже состоявшемуся зимнему курорту с мировым именем, то там и делать-то, по сути, ничего не надо было. Россия же начинает фактически с нуля. И это прекрасный шанс для нее создать на своей территории новый курорт с мировым именем.

Стоимость сочинской Олимпиады сопоставима с Играми в Ванкувере и Турине. При этом необходимо разделять затраты на собственно проведение Олимпиады, на инфраструктуру обслуживания Игр, а также на развитие инфраструктуры Сочи. Последние две статьи затрат относить к стоимости Олимпийских игр некорректно.

Российский народ переживает великую историю любви к олимпийскому движению и ценностям. И это одна из главных причин поддержки, которую россияне оказывают Олимпиаде, и огромный козырь для того, чтобы зимние Игры 2014 года прошли на самом высоком уровне.

Дмитрий Козак, вице-премьер Правительства России:

— В олимпийском проекте задействовано очень много организаций, ответственных за строительство, плюс огромное количество согласующих инстанций. Несмотря на максимальную политическую и организационную поддержку проекта, довольно много времени уходит на всякого рода согласования. Следует очень сильно посочувствовать бизнесу, который занимается инвестициями в объекты капитального строительства. Мы проанализировали опыт Ванкувера, Пекина, Лондона. У нас массовое строительство начнется в 2009 году, на год раньше, чем у коллег. Мы понимаем, исходя из нашей далекой от совершенства практики, что надо иметь запас прочности, и хотим начать раньше. Никто не ставил задачу, чтобы все 14 объектов построили инвесторы. Некоторые проекты по определению не окупятся. Инвесторам предлагаются только такие объекты, где просматривается малейшая коммерческая перспектива. Там, где выгода неочевидна — например, это центральный стадион или дворец для керлинга, — выдвигать предложения частному бизнесу бессмысленно.

Еще некоторое время мы готовы к диалогу с потенциальными инвесторами относительно трансформации спортивных объектов в бизнес-проекты в постолимпийский период. Такие проблемы бизнес умеет решать более качественно и эффективно, чем государство.

Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей:

— Проблема не в том, будут ли компании участвовать в реализации олимпийских проектов. Проблема — в коммерческой их составляющей. Если олимпийские объекты будут лишены бизнес-составляющей и превратятся в «обязаловку» для крупных компаний, неизбежно начнет действовать схема «отката». Государство поможет где-то в другом месте и предоставит госгарантии, но за это потребует вложиться в социально значимый объект, даже убыточный. Я несколько расхожусь в данном вопросе с нашими руководителями. Проекты, в которых участвует бизнес, обязательно должны иметь хотя бы минимальную коммерческую составляющую, хотя бы выйти в ноль. Нужно всем сесть и подумать, как резко повысить привлекательность Сочи для инвесторов. В частности, проблему можно было бы решить путем переноса южной игорной зоны с границы Ростовской области и Краснодарского края в Сочи — на наплывные острова и превращение ее в эксклюзивную. Это действительно был бы русский Лас-Вегас. Предложенная мера в том числе дала бы и дополнительные средства для Олимпиады.

Сейчас не приходится рассчитывать на бюджетные деньги в том объеме, в котором предполагалось изначально. Поэтому нужны дополнительные коммерческие «морковки». А желающих поработать на сочинских объектах много — в случае выгодности инвестиций в них.

Логотип Вестник Строительство