От количественного роста — к повышению качества

От количественного роста — к повышению качества

Этот путь проделали СРО в сфере строительства за три года

Изначальной задачей саморегулирования в строительстве была замена неэффективного государственного контроля строительных организаций на реальный механизм контроля, основанный на субсидиарной ответственности участников рынка и прямом взаимодействии контролирующего органа и строителей. Соответственно, СРО должна была заботиться о должной квалификации участников строительного рынка, представлять интересы сообщества в той или иной форме в его взаимоотношениях с властью и бизнесом. Сегодня эти вопросы решаются довольно успешно, но развитие саморегулирования предполагает усложнение текущих и появление новых задач.

2009-2010 годы были ознаменованы бурным ростом СРО в строительной сфере. В реестре Ростехнадзора в первом полугодии 2012-го уже зарегистрированы 210 СРО, осуществляющих строительную деятельность. Таким образом, рост числа СРО прекратился, их количество стабилизировалось. «В перспективе, как в ближайшей, так и в отдаленной, количество строительных СРО расти не будет — этому есть свои основания: практически во всех СРО сейчас ежегодно снижается количество членов в связи с неуплатой членских взносов из-за отсутствия или недостатка заказов, — комментирует председатель правления НП СРО «Объединение строителей Южного округа» Левон Маилян. — Поэтому тенденция к укрупнению СРО начинает уже проявляться — как только количество членов какой-то СРО приблизится к нижней отметке в 100 членов, ей просто будет необходимо с кем-нибудь объединиться, чтобы выжить и не подставить под удар своих оставшихся членов». По мнению участников рынка, в этой тенденции есть позитивная составляющая. «Увеличивая количество членов СРО из разных регионов, мы имеем полную картину, как живут строительные компании в этих регионах, имеем возможность создать межрегиональное экспертное сообщество. Оно может быть структурировано по территориальному и по отраслевому признаку.
У нас достаточно широкий диапазон возможностей внутри СРО, чтобы создать такую систему управления качеством. Пока я говорю, что это плюсы, которые относятся к предпосылкам, то есть мы пока не можем воспользоваться этими плюсами, потому что не хватает определенных положений в законодательстве РФ», — рассказывает председатель совета Некоммерческого партнерства «Центр развития саморегулирования «Объединение некоммерческих партнерств «Главсоюз» Алексей Пышкин.
Еще одна тенденция, связанная с интеграцией российских строителей в международное сообщество, — прием в члены российских СРО зарубежных строительных организаций, действующих на отечественном рынке. Сами СРО считают этот процесс позитивным, отмечая, что он способствует росту здоровой конкуренции и приобретению компаниями нового опыта. «В текущем году в состав гильдии принята строительная организация из Турции «Алмар Каспиан», — рассказывает генеральный директор НП СРО «Гильдия строителей СКФО» Али Шахбанов. — Мне особенно приятно, что расширяется география членов нашего партнерства. Думаю, все они покажут пример успешного развития организации, представят интересные, разнообразные проекты и качественно выполнят свою работу». Исполнительный директор НП СРО «Краснодарские строители» Гисса Хот сообщает о наличии в организации строительной компании из Греции, работающей в Краснодарском крае. Формирование ЕЭП дает этому процессу новый стимул, отечественные СРО открывают представительства в странах-партнерах ЕЭП, чтобы привлечь организации, которые планируют получать заказы в России. «Нас интересуют строители трех стран — России, Беларуси, Украины. Поэтому мы заранее предусмотрели возможность расширения своей деятельности на территорию Беларуси и Украины. Сегодня такие представительства формально существуют, но в полную силу они не работают, потому что белорусские и украинские компании предпочитают регистрировать юрлица непосредственно на территории России, — рассказывает Алексей Пышкин. — Основная идея развития ЕЭП сейчас заключается как раз в том, чтобы допустить на рынок строительства компании, которые зарегистрированы юридически на территории других стран. Как известно, наличие нерезидентов на рынке дисциплинирует его участников». Выполнить основную задачу оздоровления рынка, по мнению его участников, сегодня не удается в полной мере в связи с невозможностью вытеснить так называемые коммерческие СРО, торгующие допусками. С одной стороны, участники рынка предлагают усилить контроль, который стоит вменить в обязанности либо НОСТРОЙ, либо госорганов. С другой, пока услуги коммерческих СРО востребованы, никакими административными мерами это явление не преодолеть. Заместитель руководителя Госстроя РФ Илья Пономарев отметил: «Репрессивно-надзорные методы никогда еще к хорошему не приводили. Саму проблему не решим. И даже дополнительные полномочия, которые есть у Национальных объединений, эту проблему системно вряд ли решат. Гораздо более важно создание здоровых экономических мотиваций, создание альянса со страховым сообществом». Основную причину востребованности услуг коммерческих СРО представители саморегулируемых организаций видят в ФЗ-94. «Этот закон критикуют все — от строителя до президента страны. Его действие весьма негативно влияет на положение дел в строительной отрасли», — поясняет Али Шахбанов. Еще одной насущной проблемой, решение которой лежит в законодательном поле, строительные СРО считают административные барьеры. «При строительстве многоквартирного дома застройщики вынуждены проходить в среднем 100 процедур, затрачивая при этом около трех лет и 25 млн рублей. Количество административных процедур вдвое превосходит количество, предусмотренное федеральным законодательством, а сроки их прохождения — примерно в три раза. И все это — инициатива региональных и местных властей, изобретающих собственные нормативные акты», — приводит результаты специального мониторинга НОСТРОЙ, проведенного в 43 городах РФ, президент СРО «Строительный комплекс Волгоградской области» Михаил Никулин. Эти задачи обсуждались на V съезде НОСТРОЙ и были утверждены в числе приоритетных направлений работы сообщества на 2012-2013 годы. В текущем году утверждены поправки в Градостроительный кодекс, отменяющие запрет на переизбрание на второй срок главы НОСТРОЙ, что дает саморегулированию возможность последовательно претворять в жизнь избранную нынешним руководством стратегию. Сегодня строительное сообщество обсуждает еще одну законодательную инициативу. Согласно ФЗ-337 от 28.11.2011 г., с 1 июля 2013 г. вместо субсидиарной вводится солидарная ответственность членов СРО за результаты своей деятельности. Однако, по мнению представителей саморегулируемых организаций, механизм ввода солидарной ответственности требует дополнительных механизмов, закрепленных в нормативно-правовом плане. Например, необходимо обеспечить реальное участие СРО в производственной деятельности строительных компаний, сейчас строительные компании не обязаны информировать СРО о контрактах и объектах, в строительстве которых принимают участие.
Логотип Вестник Строительство