Отличайся или умри

Отличайся или умри

В соответствии с таким законом должен жить Большой Сочи после Олимпиады-2014

Большой Сочи сегодня — это единая здравница, где есть все и для всех, где объединены все сервисы. Авторы концепции «Наследие Игр» хотят создать здесь ряд кластеров со своей специализацией. За основу как пример правильного распределения функций между отдельными территориями в рамках одного курорта взят Лазурный Берег Франции.

— За период так называемого инвестиционного бума 2000–2008 годов мы наконец осознали, что далеко не все инвестиции меняют мир к лучшему. Далеко не все капиталовложения способствуют дальнейшему устойчивому экономическому развитию. Мы видим, насколько противоречиво изменился облик наших городов. Видим, что значительное число инвестиционных проектов с точки зрения конкурентоспособности наших городов сыграли не в плюс, а скорее в минус.

Это проблема не только российская, это проблема глобальная. Безусловно, для государственных проектов риск появления негативного наследия значительно выше, чем для частных. В любой стране мира компетентность государства как инвестора подвергается критике, как и культура государственного планирования. Подготовка к Олимпийским играм несет в себе все риски, связанные с неадекватным наследием. Концепция «Наследие Игр» должна обеспечить динамичное развитие Большого Сочи как универсального курорта с учетом непростых вызовов, которые и так стояли перед ним вне олимпийского контекста, а также с учетом того, что к 2014 году здесь будет создана новая значительная транспортная, гостиничная, спортивная и сервисная инфраструктура.

Нужен нам берег Лазурный

— Ключевой фактор устойчивости нынешнего положения Сочи очевиден. Это достаточно небольшой и уникальный промежуток морского берега, выступающий внутренним монополистом на рынке туристических услуг в нашей довольно специфичной стране, где порядка 80% населения по разным причинам — отсутствие заграничного паспорта, незнание иностранных языков и просто ментальные барьеры и привычки — не рассматривают для себя возможность отдыха за границей.

С одной стороны, для Сочи это прекрасно и позволяет уже сегодня принимать до 4,5 млн туристов в год. С другой — это колоссально вредно: монопольное положение расхолаживает город, лишает стимула к прогрессу и, что самое неприятное, консервирует качество сервиса на советском уровне.

Феномен Большого Сочи как единой здравницы, где есть все и для всех, где объединены все сервисы, идет с советских времен. При этом туристические услуги, как и все остальное, не нужно было продавать на свободном рынке, — их централизованно потребляло государство, направляя сюда граждан, и те пользовались такими услугами, какие были. Рыночный туристический механизм развивался с точностью до наоборот.

Между тем курорты продолжают жить в соответствии с известным маркетинговым законом «Отличайся или умри». Тихие лечебные курорты радикально отличаются от развлекательных, места буржуазные — от мест молодежных и творческих. И специализация таких регионов только нарастает.

Ставя для Большого Сочи цель стать курортом мирового уровня, как прототип и модель можно рассматривать Лазурный Берег Франции. Мы его взяли за основу как пример правильного распределения функций между отдельными территориями в рамках одного курорта, имеющими при этом каждая свою специализацию.

Есть чопорная буржуазная Ницца — средоточие дорогих автомобилей, ресторанов, отелей и услуг. А рядом — знаменитые Канны, нацеленные на привлечение другой категории — творческой публики. Поэтому Канны воспринимаются как антипод Ниццы.

Теперь давайте на секунду представим, что кому-то во Франции пришла в голову мысль смешать это распределение. В чопорную Ниццу переезжает достаточно известный в узких кругах Каннский порнофестиваль вместе с сопутствующей ему группой молодежи, которая распугивает людей, ищущих спокойного отдыха, и все это превращается в кошмар. Большой Сочи, где каждый пытается делать все сразу и для всех, и есть курорт с причудливо перемешанными специализациями. Именно в этом городе мы рискуем оказаться при подготовке к Олимпиаде-2014.

«Не пытайтесь продавать пиво и духи»

— Один мой знакомый на вопрос, почему ездит в Сочи работать, а не отдыхать, ответил: «Если я хочу шумного отдыха, то еду на Ибицу, если тихого — то на SPA-курорт, а в Сочи я получаю все сразу». Другой эксперт — еще откровеннее: «Можно продавать пиво и воблу, но не пытайтесь продавать пиво и духи».

Большой Сочи — это территория площадью больше Москвы. Думаю, здесь сумеют разместиться все имеющиеся специализации и даже вырасти масса новых. Мы должны четко прописать каждую специализацию в особый район. Где-то должно быть шумно и весело, где-то тихо и спокойно, где-то буржуазно и дорого, где-то дешево, но при этом достойно. Важность правильной стратегии в том, что она подавляет негативные тенденции и развивает позитивные.

Лазаревская — это очень важный район Большого Сочи, находящийся на въезде в город. Здесь будет развиваться традиционный семейный отдых, недорогие уютные гостинцы, платные автостоянки, средней цены сервис и чистое море. Курорт будет «улавливать» более миллиона туристов и разгружать центральную часть Большого Сочи.

Если в центральном Сочи планомерно снижается доля семейного туризма, бюджетного отдыха, зато закономерно растет дорогой отдых и развиваются дорогие рестораны и магазины, то не нужно бороться с очевидным, а нужно продолжать эту традицию. Центральный район — это респектабельный район, где будет создана новая набережная. Она станет средоточием вечернего отдыха с большим количеством зелени, с огромным количеством ресторанов.

В центре вырастет и Олимпийский университет, который станет дополнительным притяжением для молодежи.

За Адлером должно сохраниться положение крупного туристического центра, где будут сочетаться небольшие частные гостиницы и крупные отели. Эта конкуренция неплохо способствует развитию курорта.

Имеретинка — единственное место в Сочи, где есть песок. У моря расположатся фешенебельные отели пяти звезд, а в глубине — трех звезд. Будет создан парк с аттракционами — один из лучших в Европе и мире, а также конгрессно-выставочный комплекс для постолимпийского использования конькобежного центра и медиацентра с круглогодичной их загрузкой.

Красная Поляна позволит получить реальный курорт европейского уровня. Об этом уже можно говорить во всеуслышание — такой качественной услуги на территории России не предоставлялось нигде. Единственный вызов Красной Поляне — некоторая автономность действий инвесторов, поэтому необходимо объединить их усилия.

Чтобы не как всегда

— Серьезным вызовом для Большого Сочи, как и для любого курорта, является сезонность. Это, пожалуй, самая серьезная проблема города: инвесторам невыгодно работать здесь всего несколько месяцев в году. Мы собираемся организовать цикл круглогодичных мероприятий под названием «Сочинская культурная весна», а также международный форум «Деловая осень». Кроме этого, предполагается задействовать тренинговый туризм, развивающийся огромными темпами и стремящийся за дешевыми номерами. Каждый из территориальных кластеров будет проводить собственные мероприятия по сглаживанию сезонности.

Нам не хотелось создавать новую программу, которая будет содержать очередной набор деклараций, и в итоге получится «как всегда». Три основных направления концепции «Наследия Игр» — это модернизированная инвестиционная среда, новейшие стратегии и технологии курорта, новые урбанистические стандарты для Большого Сочи. Если удастся эти проекты реализовать, то получим по-настоящему эффективное наследие, важное для всей страны.

Логотип Вестник Строительство