Антикризисные метры

Антикризисные метры

Волгоградская земля по-прежнему интересна для федеральных и международных инвесторов

До конца 2009 года в Волгограде будет сдано порядка 350 тыс. кв. метров жилья. Это значительно меньше, чем в прошлые годы, но вице-мэр Волгограда Александр Кузьмичев, курирующий работу строительного комплекса, считает, что падение могло бы быть куда более серьезным, если бы не ряд антикризисных мер, принятых муниципалитетом.

— Александр Викторович, нынешний год был очень тяжелым для предприятий строительного комплекса. Насколько серьезно вы оцениваете падение объемов строительства по различным сегментам?

— Наш прогноз — 340–350 тысяч кв. метров по жилой недвижимости. Если сравнивать с 2007 и 2008 годами, когда Волгоград сдавал по 400 с лишним тысяч, — падение серьезное, но не угрожающее. А вот что нас беспокоит, так это более чем двукратное снижение числа обращений за получением разрешений на строительство. Если в 2007 году мы выдали 453 разрешения, в 2008-м — 301 разрешение, а за девять месяцев 2009 года — всего 203. Меньше выдается разрешений и на ввод объекта в эксплуатацию — от 164 в 2007-м до 92 в нынешнем году. Многие застройщики обращаются к нам с просьбой продлить срок действия разрешения на строительство, чтобы не потерять земельный участок — они не укладываются в сроки. Мы принимаем самые различные меры по поддержке отрасли. К примеру, совместно с департаментом муниципального имущества занимаемся переоценкой участков под строительство, ранее уже прошедших межевание и имеющих проект планировки. Но наши аукционы порой просто срываются из-за отсутствия участников.

— Работают ли в Волгограде федеральные, региональные или муниципальные антикризисные программы? Заметен ли эффект от их действия, есть ли прогнозы по оживлению рынка, и с чем они связаны?

— Мы участвуем во всех антикризисных программах на условиях софинансирования. Так, по 185-му федеральному закону приобретаем жилье в недостроенных домах с высокой степенью готовности, и потом переселяем туда жителей аварийных и ветхих домов. В 2008 году из бюджетов различных уровней было выделено 426 млн. рублей, 118 из них — деньги муниципалитета. В нынешнем году будет освоено 626 млн. рублей, порядка 60 млн. даст город. В дополнение к 185-му закону был принят ФЗ-225, по нему область получила около 1 млрд рублей, из них 630 млн. для Волгограда. Но возникли неожиданные трудности: перед кризисом мало кто строил дома эконом-класса. А по закону при переселении граждан из ветхого жилья мы должны предоставлять квартиры по схеме «метр — за метр», да и цена новых квартир с полной отделкой не должна превышать 31750 рублей за кв. метр. За метры сверх нормы доплачиваем сами. К примеру, ВЗ ЖБИ-1 получит 55 млн. рублей как раз за «лишние» метры.

— До кризиса многие строительные компании Волгограда стали объектами поглощения федеральных игроков. Кроме того, они приходили в регион самостоятельно. Какие сейчас тенденции существуют на строительном рынке?

— Так как проблемы с финансированием актуальны для всей отрасли, не думаю, что в ближайшее время мы увидим какие-то значимые сделки на рынке слияний и поглощений. Хотя нас радует, что Волгоград по-прежнему интересен для крупных игроков. К примеру, недавно известная московская фирма «СУ-155» приобрела два крупных земельных участка под жилищную застройку. Компания «Тандер» также купила участок под строительство ТРЦ, в планах — построить у нас логистический центр для «Магнитов». Открылись крупные торговые комплексы — OBI, «Спортмастер», завершены переговоры с компанией Auchan, которая также приобрела участок в Советском районе Волгограда и намерена построить ТРЦ, возможно, с аквапарком.

— Насколько сильно снизились цены на жилую, офисную, торговую недвижимость? С помощью чего мэрия может стимулировать спрос на объекты недвижимости?

— До кризиса цены на жилье в Волгограде росли очень быстро, едва ли не быстрее всех в ЮФО. Средняя цена за «квадрат» на пике составляла 55 тысяч рублей, притом, что была недвижимость и за 30, и за 120 тысяч за метр. Сегодня средняя цена — порядка 38 тыс. рублей. Думаю, это предел, и дальше цены будут только расти — строить стали гораздо меньше, так что дефицит готового жилья может возникнуть сразу же, как только восстановится платежеспособность населения и заработают ипотечные программы. В качестве стимулирующей меры мы вышли к депутатам городской думы с предложением — установить минимальную арендную плату за землю или вообще освободить от платежей застройщиков, укладывающихся в сроки нормативного строительства. Мы готовы даже смириться с некоторыми потерями бюджета. Уверен, депутаты нас поддержат. Развитие застроенных территорий с домами высокой степенью износа — еще один способ бороться с кризисом. Мы проводим самые различные проектно-планировочные работы, межевание, а потом выставляем участки с уже имеющейся инженерной инфраструктурой на аукционы. Такие проекты просчитаны для всех районов города.

— До кризиса мэрия Волгограда совместно с коммерческими застройщиками презентовала проект комплексного освоения «родниковая долина». Как сейчас обстоят дела?

— По «Родниковой долине» город принял решение стать гензаказчиком, так как работа с частными застройщиками нас не устроила. Мы разработали проект комплексной застройки на два участка общей площадью 150 га, сейчас готовим документы на конкурс Минрегионразвития РФ. Надеемся получить госгарантии на кредиты, за счет которых будем строить всю инженерную инфраструктуру. Проценты будут погашаться за счет госгарантий, а с кредитом будем расплачиваться, продавая участки внутри микрорайона. Ведь если там уже будет вся инфраструктура, если будут проекты комплексной застройки, инвестиционная привлекательность «Родниковой долины» значительно вырастет.

— Что сделано в нынешнем году по вопросу совершенствования градостроительной документации?

— В нынешнем году нами разработан план по реализации генерального плана Волгограда до 2025 года и правила землепользования и застройки, которые, по мнению многих российских экспертов, являются одними из лучших в стране — это наша гордость. Если бы ничего этого не было, с 1 января 2010 года мы бы просто не имели права распоряжаться нашей землей, по сути, мы бы «убили» строительную отрасль. Но у нас есть все необходимые документы, а возникающие вопросы решает межведомственная городская комиссия по внесению изменений в генплан. Что же касается текущих вопросов, у нас подготовлено порядка 115 постановлений администрации на разработку проектов планировки и межевания в целом по городу. На сегодня 58 из них уже утверждено — участок можно реализовывать и строить. Еще около 30 проектов рассматриваются.

— Со следующего года большую часть организационных вопросов в отрасли будут решать саморегулируемые организации застройщиков. Есть ли такие в Волгограде, как они работают, что находится в их компетенции?

— У нас в городе создана СРО, до конца года должна заработать еще одна — областная, и один филиал крупной московской ассоциации. В общей сложности порядка 30% строительных компаний являются членами СРО. Конечно, это очень мало, и мы надеемся, что срок для вступления предприятий в такие организации будет продлен хотя бы на полгода.

Строительство социальных объектов за счет бюджетных средств в 2009 году

Объект Объем средств, млн. руб. Подрядчик
Жилой дом по ул. Качалова, 48, в Краснооктябрьском районе Волгограда под расселение граждан из аварийного и ветхого жилья 100,3 ОАО «Приволжтрансстрой»
Малоэтажный жилой дом по ул. Зевина, 5, в Советском районе Волгограда под расселение граждан из аварийного и ветхого жилья 15 ООО «Волгоградпромстрой»
Блочно-модульная котельная для МОУ СОШ №41 в Дзержинском районе Волгограда 11,1 ООО «Анкер-С»
Расширение и реконструкция канализации г. Волгограда. 2-я очередь. Иловые площадки (складирование) на площади 10 га очистных сооружений Волгограда. Корректировка рабочего проекта на площади 6,4 га 76,8 ООО «Монолит»
Канализационные сети и канализационная насосная станция по ул. Железнодорожной в Красноармейском районе Волгограда 15,6 ООО «УМР-4»

Логотип Вестник Строительство