Евгений Ермолаев: «Себестоимость строительства снизится на 20%»

Евгений Ермолаев: «Себестоимость строительства снизится на 20%»

«О порядке проведения проверки достоверности определения стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета»

С 1 января 2010 года вступает в силу постановление Правительства РФ «О порядке проведения проверки достоверности определения стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета». Руководитель Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов Евгений Ермолаев считает, что этот документ сделает отношения между заказчиком и строителями более прозрачными, а также избавит бюджет от лишних трат и регламентирует отношения заказчика, проектировщиков, экспертов. Сметные нормативы цен будут применяться и во внебюджетной сфере, но они будут носить рекомендательный характер.

— Как принятый документ может изменить ситуацию с ценообразованием в отрасли?

— По нашим подсчетам, себестоимость строительства снизится на 20%, при разработке нормативов мы анализировали стоимость строительства объектов за последние 5 лет. Строительство — это первая отрасль, в которой правительство создает документы, которые позволят с высокой точностью определить затраты на строительство объекта еще на стадии бюджетного планирования. То есть раньше выделялось столько денег, сколько затрат смогли обосновать строители. При этом контроль финансирования осуществляла служба заказчика-застройщика — дирекции объединенных заказчиков по определенным отраслям. Их штат может управлять и координировать строительство, но не может эффективно выполнять функции в системе ценообразования. При этом сами документы не являлись обязательными для применения.

— Какие новшества ждут проектировщиков, сметчиков, экспертизу и госзаказчика?

— Будет выпущено несколько видов нормативов. Первый вид документов будет содержать предельные показатели стоимости по видам объектов капстроительства на единицу мощности. Например, для общепита такой единицей станет количество посетителей, для больницы — количество койко-мест и т.д. Исходя из заданного параметра мощности, уже на стадии планирования можно будет определить бюджет строительства. До выхода постановления все выкладки на стадии бюджетного планирования были абстрактными, а фактические издержки могли превосходить запланированные в два-три раза. Первый вид нормативов обосновывает строку в бюджете. Второй вид — нормативы цены конструктивных решений. Эти нормативы содержат стоимостные показатели в текущем уровне цен для всех типовых конструктивных решений (полов, крыш и т.д.). Например, для полов зарезервировано не менее 200 нормативов. Соответственно, на этапе принятия технических решений проектировщик уже знает цену каждого материала и стоимость своего выбора для того, чтобы уложить стоимость объекта в определенные рамки. Раньше документы, используемые при проектировании, описывали лишь технологический процесс строительства.

— А если некоторые конструкции не предусмотрены нормативами?

— Любое физическое или юридическое лицо может разработать норматив (например, какой-либо вид пола), обосновать его необходимость и предложить внести его в список нормативов. Но если он будет дороже, а по качественным характеристикам будет таким же, как остальные, тогда его вряд ли внесут в реестр.

— Какие нововведения коснутся экспертизы?

— Новшества коснутся и третьего этапа — рассмотрения технической части проекта на предмет надежности и безопасности конструктивных решений. Раньше экспертная комиссия рассматривала смету и могла по своему усмотрению принимать на этот счет решения. Ее действия не были регламентированы, и часто случалось, что проектировщики или эксперты через свои полномочия лоббировали интересы некоторых производителей стройматериалов. Теперь рассмотрение сметы и проверка достоверности определения стоимости выделились в отдельные процессы.

После прохождения экспертизы документы в полном комплекте должны быть представлены на проверку достоверности — в Главгосэкспертизу России. Это касается тех объектов, которые финансируются федеральным бюджетом. Для проведения проверки объектов, финансируемых местным бюджетом, субъект Федерации сам может создать дополнительный орган либо делегировать полномочия одному из строительных ведомств. На этом этапе будет проверяться обоснованность цен на момент предоставления документов. Представленные показатели будут сравниваться с ценами за предыдущие три месяца. Например, если документы подавались в ноябре, то указанные в них цены будут сравниваться с рыночными ценами июля-августа. При заключении госконтракта учитывается инфляция, и цены индексируются на весь срок строительства. Нормативный срок строительства бюджетных объектов пока не определен, мы его предусмотрим исходя из практики строительства последних пяти лет.

— Каковы сроки принятия нормативов?

— Нами уже разработаны нормативы для бюджетного планирования по объектам жилищного и гражданского назначения и инженерной инфраструктуры. Для промышленных объектов их не будет — этим будет заниматься сам застройщик. До 1 марта 2010 года разработаем сборники цены конструктивных решений, нормативы по видам конструкций. Конечно, они не опишут все случаи, но в их состав войдут наиболее распространенные. А для уникальных объектов будут разработаны индивидуальные нормативы. Предполагается, что количество таких проектов будет занимать в общем количестве не более 5%.

Что касается региональных объектов, то известно, что зачастую одни и те же объекты, построенные на одном и том же рынке и территории, по цене различаются в полтора-два раза. Такое различие обусловлено несовершенством территориальных сметных нормативов.

— Как они будут совершенствоваться?

— Сейчас проводится реформа региональных систем ценообразования — в начале года в каждом субъекте должен появиться новый территориальный спектр нормативов в технологическом разрезе. Он будет в новой редакции, и будет соответствовать государственным сметным нормативам, которые появились в начале 2009 года. Норматив цены строительства и конструктивных решений касается новых объектов, при осуществлении капремонта или реконструкции будут сохраняться старые системы документов технического характера.

— Коснутся ли новые требования объектов Олимпиады?

— Олимпийский «поезд» ушел: практически все объекты спроектированы. Мы смотрели документацию, их стоимостные параметры определены, по нашим оценкам, там никаких исключений нет. При их проектировании не существовало нормативов, из-за этого цена строительства часто менялась.

— Как появление нормативов повлияет на реализацию строительных аукционов (ФЗ-94)?

— Сама рыночность госзакупок определяется путем аукциона, и единственным критерием в нем является цена строительства. В последние годы выигрывали конкурс предложения с рублевой разницей, и это подчеркивало несовершенство законодательства, а строители были не защищены от недобросовестных предпринимателей. Мы обсуждаем возможные поправки в 94-й закон. Одна из них предполагает введение расчетно-минимальной цены строительства и показателя, который определяется исходя из попыток минимизации издержек на объект строительства. Идея заключается в том, что предложения ниже этого показателя должны рассматриваться по особой процедуре, где конкурсант обозначает, за счет чего он снижает свои издержки. Известно, что холдинги или производители смогут снижать издержки до 20%.

— Что произойдет с частными экспертизами после вступления в силу постановления?

— Негосударственные экспертизы могут создаваться, так как техэкспертиза похожа на аудит. Мы со своей стороны начнем стимулировать коммерческие экспертизы, которые будут брать на себя функции, отсутствующие у госэкспертиз. Например, у государственных экспертных органов нет функции выдачи заключений об экономической эффективности проектных решений. Поэтому прежде чем принести документы в Госэкспертизу, заказчик может обратиться в некоммерческий экспертный орган, который может указать на резервы сокращения издержек.

— Достоверность цен во внебюджетном строительстве как-нибудь будет регулироваться?

— В следующем году мы будем расширять номенклатуру документов по негосударственным сметным нормативам. Они будут ранжировать различные строительные работы по видам и стоимости (по трем классам потребительских свойств). Эти нормативы носят рекомендательный характер, они смогут регулировать отношения между генподрядчиком и застройщиками, так как будут определять уровень цен и корректироваться с началом каждого бюджетного года.

— Существует ли прогноз цен на основные стройматериалы (щебень, песок, арматуру, цемент, металлопродукцию) в 2010 году?

— В 2010-м цены падать не будут, так как производство стройматериалов сокращается, а издержки растут. В целом в этом году, по сравнению с докризисными временами, цены на стройматериалы упали на 18%. В первой половине 2010 года заработает наш интерактивный портал, который объединит множество поставщиков и будет отражать реальные цены. На сайте будут размещаться задекларированные и подтвержденные цены.

Логотип Вестник Строительство