Сметная реформа в действии

Сметная реформа в действии

Территория Республики Дагестан поделена на семь ценовых зон

Известно, что с 1 января 2010 года вступает в силу постановление Правительства РФ «О порядке проведения достоверности определения стоимости объектов, строительство которых финансируется за счет федерального бюджета». Поэтому наш разговор с руководителем регионального центра ценообразования в строительстве Республики Дагестан Магомедом Шихабудиновым начался именно с этого документа.

— Как вы считаете, сможет ли данное постановление Правительства РФ на практике сделать отношения между заказчиком и строителями более прозрачными?

— Безусловно, да. Но для того чтобы это постановление было реализовано, а не осталось на бумаге, необходимо на федеральном и региональном уровнях проработать целый ряд поднормативных актов и регламентов. Это, во-первых, словарь терминов, категорий, показателей и т.д. для однозначного толкования и применения всеми участниками инвестиционного процесса. К примеру, что такое сметная стоимость объекта, а что такое стоимость строительства объекта? Что такое работа, вид работ, комплекс работ, этап и т.д.?

Во-вторых, необходим классификатор унифицированных ресурсно-технологических моделей по видам строительства по субъектам РФ (УРТМ), укрупненных показателей стоимости строительства (УПСС), укрупненных показателей стоимости конструктивных решений (УПСКР), укрупненных показателей стоимости по видам и комплексам работ.

В-третьих, необходима процедура проверки достоверности стоимости строительства. Если по 87-му постановлению проектировщики определяют сметную стоимость объекта на момент выпуска ПСД и если по этому постановлению не регламентированы правила, по каким нормативным актам проектировщик будет рассчитывать сметную стоимость в текущем уровне цен?

Вдобавок от выпуска ПСД до объявления торгов, строительства и сдачи объекта — процесс очень и очень продолжительный. В конечном итоге кто по регламентам определяет стоимость строительства? На все эти вопросы по настоящее время нет регламентированных ответов. Предложения и ответы на все эти вопросы неоднократно были озвучены на различных семинарах и совещаниях со стороны региональных органов по ценообразованию в строительстве, получали поддержку и одобрение со стороны ФГУ ФЦЦС. Но прописанных на уровне Минрегиона РФ регламентов нет.

— Проводится ли реформа систем ценообразования в вашем регионе? Считаете ли вы, что это поможет в вашей работе? Подготовлен ли уже новый территориальный спектр нормативов?

— Да. Территория Республики Дагестан нами разделена на семь ценовых зон.

Привязка ТЕР-2001 к ГЭСН-2001 в редакции 2009 года завершена. Сейчас начата процедура согласования ТЕР РД с Минрегионом РФ.

Новая редакция ТЕР для Республики Дагестан — это огромный позитивный материал в части реализации нормативно-правовых актов в области ценообразования и сметного нормирования в градостроительной сфере.

— Предполагается ли разработка нормативов по бюджетному планированию для объектов жилищного и гражданского назначения и инженерной инфраструктуры?

— Да, планы по разработке нормативов у нас есть, они нужны, но пока, к сожалению, никаких проработок нет. Вернее, будут проработаны на основе «новых» ТЕР-2001 в редакции 2009-го, которые будут введены с начала 2010 года.

— Какая структура в вашей республике будет проверять обоснованность цен на момент предоставления документов?

— В настоящее время еще не определена подведомственная структура по определению достоверности стоимости строительства.

— Ваши предложения по внесению изменений в ФЗ-94, к которому накопилось немало справедливых нареканий, поскольку он давал право недобросовестным подрядчикам выигрывать конкурсы.

— Здесь самый наболевший и непроработанный вопрос о процедуре и регламенте определения начальной (максимальной) цены контракта. По всем этим вопросам 20–23 августа 2009 г. проводился семинар-совещание в Самарском РЦЦС. На нем были выработаны конкретные предложения по внесению изменений в ФЗ-94.

Сегодня большинство заказчиков для объявления аукционной начальной цены строительства объекта принимают среднеотраслевой индекс удорожания, рассчитываемый нами по единой по всем субъектам РФ УРТМ. У каждого объекта своя конкретная ресурсная модель, свой индекс удорожания. Поэтому сегодня использование средневзвешенных среднеотраслевых по региону индексов, как это практикуется в республике, приводит к невозможности выполнения заявленных объемов работ или, наоборот, к существенному завышению цены контракта. Огромный пробел в ФЗ-94 — в его реализации в градостроительной сфере. Это самая большая проблема в комплексе с другими, оговоренными мною выше.

— Ваш прогноз цен на основные стройматериалы в будущем году в вашем регионе?

— Думаю, что они несколько снизятся, если объемы инвестиций в строительство останутся на уровне текущего года.

— Повлиял ли кризис на прогноз цен на материалы, сделанный в 2008 году?

— Прогноз не подтвердился. Сегодня индекс удорожания стоимости материалов на уровне второго квартала 2008 года.

367015, Республика Дагестан, г. Махачкала, пр. И. Шамиля, 58 а.

Логотип Вестник Строительство