Регион-стройка
Растущий стройкомплекс региона в последние три года требовал все больше и больше материалов. Особенно сильно это ощущалось в 2007-м и первой половине 2008 года, когда высокая строительная активность в ЮФО поддерживалась за счет инвестиционной деятельности столичных девелоперов, региональных строительных компаний и развития ипотечного кредитования. «Вплоть до осени 2008 года ситуация на рынке была очень многообещающей, — рассказала генеральный директор исследовательской компании
В 2008 году спрос на кирпич в ЮФО превысил предложение, что привело к росту цен и импорту материала из других регионов РФ, стран СНГ и ЕС. «За 10 месяцев 2008 года наша компания увеличила объемы производства и реализации товарной продукции на 27,7% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года, — сообщил первый заместитель генерального директора по маркетингу, сбыту и ВЭД ОАО «Славянский кирпич» Игорь Слупский. — Прирост объемов продаж нам удалось обеспечить за счет ввода в эксплуатацию в марте 2007 года новой технологической линии, оснащенной современным импортным оборудованием, что дало возможность расширить ассортимент и качество производимой продукции».
Действительно, стараясь удовлетворить растущий спрос на материалы, на Юге России открывались новые предприятия. Например, была открыта новая технологическая линия мощностью 20 млн. лицевого кирпича в год на действующем кирпичном заводе «Славянский кирпич» (х. Галицын — март 2007 г.), введен в эксплуатацию Маркинский кирпичный завод мощностью 60 млн. лицевого кирпича в год (г. Шахты — 2008 г.), а также кирпичный завод мощностью 180 тыс. тонн обожженной продукции в год (120 млн. поризованного кирпича в год) ОАО «Славянский кирпич» (г.
Большая часть новых предприятий, по словам генерального директора ЗАО «ЮжНИИстром» Николая Гурова, стараясь воспользоваться растущим спросом, ориентировалась на выпуск «рядового» строительного кирпича красного цвета.
«Из общего числа предприятий стоит выделить завод керамического кирпича ОАО «Стройфарфор» мощностью 60 млн. штук в год и производство лицевого кирпича мощностью до 20 млн. штук в год ОАО «Славянский кирпич», — отметил господин Гуров.
Наиболее успешными компаниями, производящими кирпич, в ЮФО стали ОАО «Новокубанский кирпичный завод», ООО «Фабрика керамических изделий», ОАО «Губский кирпичный завод» Краснодарского края и донские ОАО «Донской кирпич»,
Цены на кирпич в это время росли довольно быстро. «Они менялись в соответствии с изменениями строительного рынка, — вспоминает Игорь Слупский. — В 2007 году рост цен составил около 100%, а в 2008-м — 30%». «Это было благоприятное время для прироста новых мощностей, расширения ассортимента и повышения качества продукции, — убежден Николай Гуров. — Однако этой возможностью воспользовались очень немногие, и кризис это подтвердил».
Торможение о кризис
Кризис 2008 года, повлекший за собой спад в строительной отрасли, отразился и на рынке кирпича Юга России. «На сегодняшний день кирпич относится к одним из самых «пострадавших» направлений в производстве строительных материалов, — считает Екатерина Новикова. — В конце 2008 года
«После кризиса цены на кирпич резко упали, — рассказал директор
Предприятиям ЮФО пришлось приспосабливаться к изменившейся ситуации. «Мы вынуждены были пойти на существенное сокращение затрат по всем направлениям, — сообщил Алексей Калинов, — и отложить до лучших времен реализацию почти всех инвестиционных проектов. А также вынуждены были более чем на 40% снизить отпускные цены на продукцию».
Ряду компаний вообще пришлось заморозить свои проекты или сократить инвестиционные программы. Так, проект московской ГК «Ореско» по строительству завода мощностью 60 млн. штук кирпича в год в Пролетарском районе Ростовской области был отложен
Ощутили кризис и в ОАО «Славянский кирпич». «Негативные последствия кризиса для нашей компании в полной мере проявились в 4-м квартале 2009 года, — отметил Игорь Слупский. — Снижение спроса на кирпич совпало во времени с ежегодным сезонным снижением спроса на стеновые материалы. Но данные последствия для нас предсказуемы и некритичны. Сегодня более значимую проблему для нашей компании представляет снижение эффективности бизнеса в связи со снижением цен на продукцию и повышением процентных ставок по кредитам для финансирования оборотного капитала и увеличение сроков окупаемости инвестиционных проектов. При несопоставимой стоимости заемных средств к норме прибыли компании невозможно развитие бизнеса, а это уже проблема всей экономики России».
К концу 2009 года цены стабилизировались и даже стали расти. Игроки рынка объясняют это прежде всего ростом цен на энергоносители, так как производство кирпича является довольно энергоемким процессом. «Кроме того, на сегодняшний день те, кто хотел быстро распродать кирпич и уйти с рынка, уже сделали это, — уверен Алексей Калинов. — Те же, кто остались, поняли, что продавать товар ниже себестоимости нельзя — это путь в тупик, и стабилизировали цены. И, наконец, начавшееся оживление на рынке недвижимости выравнивает финансовое положение строительных и девелоперских компаний, что оказывает поддержку платежеспособному спросу».
Надежда на частника и Олимпиаду
Сегодня игрокам рынка приходится искать новые пути сбыта продукции. Например, многие предприятия переориентируются на поставки кирпича для малоэтажного строительства. «В современных условиях это направление является наиболее перспективным, так как темпы снижения объемов по нему самые низкие, — утверждает Алексей Калинов. — Это обусловлено тем, что производственный цикл в малоэтажном домостроении короче и суммы необходимых инвестиций меньше, соответственно, легче изыскать финансирование. Процессы проектирования и согласований также относительно проще и дешевле».
«Я не разделяю мнения об активном развитии малоэтажного строительства в настоящее время, — сказал Игорь Слупский. — Исключение может составить Ростовская область, где реализуются две федеральные программы по малоэтажному строительству, но ограничения по стоимости и площади жилых домов, а также общие объемы строительства не смогут оказать позитивного влияния на отрасль в целом. С наибольшей вероятностью основные объемы застройки будут представлены щитовыми сборными домами, и лишь незначительные объемы будут представлены домами из кирпича местных производителей».
По оценкам экспертов, производители кирпича в ЮФО находятся в более выгодной позиции по сравнению с их коллегами из других регионов, так как южные производители могут рассчитывать на поставки на олимпийские объекты. «Мы уже поставляем кирпич на объекты, которые возводятся по олимпийским программам, — сообщил Алексей Калинов. — Однако пока что и сроки, и объемы поставок несколько меньше, чем мы ожидали, и в целом строительство этих объектов ведется не так быстро, как хотелось бы».
Игорь Слупский считает, что сильно рассчитывать на олимпийскую стройку не стоит.
Тем не менее игроки рынка и эксперты верят в хорошие перспективы рынка производства кирпича на Юге России. Алексей Калинов считает, что ценовое дно уже пройдено, и теперь цены будут постепенно возвращаться к докризисному уровню.
«Насколько быстрыми темпами восстановится рынок, будет зависеть от того, как быстро будет выздоравливать экономика в целом, восстанавливаться платежеспособный спрос на жилье и ипотека, — говорит он. — Безусловно, немалую роль будут играть и усилия государства по созданию инфраструктуры, которая будет позволять реализовывать капиталоемкие инвестиционные проекты. В целом стратегические перспективы рынка выглядят довольно неплохо, учитывая тот факт, что у
Важным условием восстановления рынка, по словам специалистов, является поддержка государства и региональных властей в фискальной и финансовой сферах. Первый шаг в этом направлении был сделан, когда была ставка налога на прибыль на 4 пункта, но этого пока недостаточно для нивелирования последствий финансового кризиса для реального сектора. «Необходимо снизить ставку налога на добавленную стоимость как минимум на 5 пунктов и снизить фискальную нагрузку на фонд оплаты труда», — убежден господин Слупский.
Но и самим предприятиям больше не стоит рассчитывать лишь на слепой рост спроса. «Стратегия успешного функционирования и развития сегодня состоит в определении наиболее перспективных для рынка видов продукции, которые можно производить с максимальным использованием имеющихся сырьевых ресурсов, — считает Николай Гуров. — А реальное производство нужно подтянуть до высокого технического уровня, обеспечивающего выпуск конкурентоспособной продукции».