Высокий спрос при устойчивом дефиците
Основной объем продаж ТИМ на Юге приходится на продукцию иностранных производителей: до недавнего времени отечественного производителя в этом сегменте здесь представляли лишь ростовское ОАО «Комат» и волгоградский «Термостепс», выпускающие минераловату. В прошлом году прибавились еще два. Петербургский «Пеноплэкс Холдинг» ввел в эксплуатацию завод по производству экструдированного пенополистирола в Ростовской области, а московский
Изоляция из волокнистых материалов и пенопласты (вспененный полистирол, пенополистирол, пенополиуретан) пользуется среди южнороссийских строителей наибольшим спросом. По словам главы представительства по ЮФО компании
«Российский рынок ТИМ в настоящее время находится в парадоксальной ситуации, — считает руководитель службы по связям с общественностью ИПГ Woodwey Group Юлия Потапова. — Высокий спрос уже несколько лет наталкивается на устойчивый дефицит, но при этом темпы роста рынка никак не могут выйти за рамки умеренных. Основная причина — интенсивность строительства и неспособность отечественных предприятий удовлетворять растущие потребности строительной отрасли
Осторожно, контрафакт!
По словам экспертов, конкуренция между различными видами ТИМ зависит от сферы применения, так как существуют определенные ограничения по использованию горючих утеплителей в некоторых конструкциях и зданиях. «При строительстве высотных конструкций, объектов социальной значимости необходимо использовать негорючую теплоизоляцию, например, на основе каменной ваты, которая к тому же препятствует распространению огня», — отмечают в компании Rockwool.
По мнению Юлии Потаповой,
«Например, экструзионный пенополистирол всегда будет дороже вспененного полистирола (обычного пенопласта) в силу технологии производства и очевидного превосходства технических свойств (теплопроводность, долговечность, водопоглощение, прочность и т.д.), — говорит Владимир Абызов. — Но в то же время теплоизоляционные решения (например, кровли) с экструзионным пенополистиролом зачастую обходятся заказчику не только дешевле, чем аналогичные решения с минеральной ватой, но и являются более надежными и эффективными в технологическом плане».
Как отмечает технический специалист компании Rockwool Татьяна Смирнова, сегодня
«Производители, предлагающие более дешевый материал, зачастую хотят тем самым просто «оттянуть» на себя часть заказов с рынка, — считает один из инициаторов создания ассоциации производителей экструдированного пенополистирола Владимир Абызов. — Однако чудес в природе не бывает, и за более низкой ценой, как правило, скрывается менее качественное сырье, менее надежное оборудование, менее отработанная технология… Все это в итоге не может не сказаться на качестве самого материала (заниженная плотность, искажение геометрии изделий и т.д.) и качестве работы такого производителя (срывы поставок, количество брака в партии и т.д.)».
По мнению экспертов, сегмент качественной изоляции будет увеличиваться. Это обусловлено увеличением знаний потребителей, а также постепенным, хотя и медленным, повышением культуры строительства.
«Если раньше доля потребления рулонных материалов составляла практически 100%, то сегодня мы можем констатировать изменение потребностей наших клиентов в сторону более профессиональных продуктов в области теплоизоляции вентилируемых фасадов, плоских кровель и других строительных конструкций», — говорит Андрей Кобизь.
Свежие предложения
Активно применять изоляционные материалы профессионалов подталкивает ужесточившаяся строительная нормативная база — СНиП «Тепловая защита зданий» и «Защита от шума». «В настоящее время возросли требования к звукоизоляционным материалам, а также повысились цены на тепло- и звукоизоляционные материалы, — констатирует Юлия Потапова. — В связи с этим застройщики ищут способы сокращения затрат на изоляционные материалы. Одним из способов является совмещение в одном продукте свойств тепло- и звукоизоляционных материалов. Хотя любой утеплитель в той или иной мере обладает звукоизоляционными качествами».
Все ведущие производители откликнулись на новый запрос. Только за последний год рынку были представлены три продукта.
С развитием рынка коммерческой и жилой недвижимости, реконструкцией жилого фонда одновременно на Юге рос спрос на готовые конструкции —
Зачем нужны ассоциации производителям ТИМ?
Задача ассоциации «Росизол», которая в 2007 году объединила ведущих производителей современных изоляционных материалов под марками Isover, Knauf Insulation, Linerock, Rockwool, URSA, — информировать потребителей о признаках низкого качества контрафактной продукции. Это поможет потребителям использовать только те строительные материалы, которые на протяжении многих лет наглядно доказали свое высокое качество и эффективность в вопросах энергосбережения.
Организаторы Российской ассоциации производителей экструдированного пенополистирола (РАПЭКС) выдвинули похожие тезисы. Приоритетным из них является донесение достоверной информации об экструдированном пенополистироле как о материале нового поколения. Вторым и не менее важным по значимости направлением стоит продвижение стандартов качества материала и предложение эффективных решений по его использованию. Кроме того, РАПЭКС планирует развивать цивилизованный рынок теплоизоляционных материалов из экструдированного пенополистирола. В том числе активно противодействовать неэтичному поведению участников рынка и предпринимать меры, предотвращающие выпуск продукции низкого качества или его подделок.