От импорта к производству

От импорта к производству

Растущий спрос застройщиков Юга России на теплоизоляционные материалы (ТИМ) подстегивает крупных федеральных игроков создавать свои производства в регионе

Растущий спрос застройщиков Юга России на теплоизоляционные материалы (ТИМ) подстегивает крупных федеральных игроков создавать свои производства в регионе. Скоро будет жарко.

Высокий спрос при устойчивом дефиците

Основной объем продаж ТИМ на Юге приходится на продукцию иностранных производителей: до недавнего времени отечественного производителя в этом сегменте здесь представляли лишь ростовское ОАО «Комат» и волгоградский «Термостепс», выпускающие минераловату. В прошлом году прибавились еще два. Петербургский «Пеноплэкс Холдинг» ввел в эксплуатацию завод по производству экструдированного пенополистирола в Ростовской области, а московский «Мосстрой-31» — завод по производству вспененного полистирола в Краснодарском крае. Их появление вызвано растущим спросом на материалы из экструдированного пенополистирола в России и на Юге в частности — на 40–50%. Так, только в Ростовской области в 2006 г. его потребление увеличилось на 65% и образовался дефицит, поэтому материал подорожал на 25%.

Изоляция из волокнистых материалов и пенопласты (вспененный полистирол, пенополистирол, пенополиуретан) пользуется среди южнороссийских строителей наибольшим спросом. По словам главы представительства по ЮФО компании «Сен-Гобен» (бренд — Isover) Андрея Кобизя, на рынке ЮФО более широкое применение имеют материалы на основе высококачественного стеклянного штапельного волокна.

Общая доля производителей этого сегмента составляет более 50%. Это подтверждают данные компании «Пеноплэкс» больше всего на Юге потребляют утеплители на основе каменной (базальтовой) ваты (35%), стекловату (30%) и пенополистиролы (25%). Среди основных игроков называются такие компании, как Isoroc, Isover, Knauf, Rockwool, URSA, «Пеноплэкс», «Технониколь», что в целом повторяет общероссийскую ситуацию. По мнению опрошенных игроков рынка, наибольший объем потребления изоляции приходится на Краснодарский край (по разным данным, от 40% до 60%), Ростовскую область (от 20% до 30%) и Ставропольский край (от 10% до 15%).

«Российский рынок ТИМ в настоящее время находится в парадоксальной ситуации, — считает руководитель службы по связям с общественностью ИПГ Woodwey Group Юлия Потапова. — Высокий спрос уже несколько лет наталкивается на устойчивый дефицит, но при этом темпы роста рынка никак не могут выйти за рамки умеренных. Основная причина — интенсивность строительства и неспособность отечественных предприятий удовлетворять растущие потребности строительной отрасли из-за устаревания производственной базы. Дополнительная причина — государственные ужесточения строительных норм и требований к теплоизоляции зданий и сооружений».

Осторожно, контрафакт!

По словам экспертов, конкуренция между различными видами ТИМ зависит от сферы применения, так как существуют определенные ограничения по использованию горючих утеплителей в некоторых конструкциях и зданиях. «При строительстве высотных конструкций, объектов социальной значимости необходимо использовать негорючую теплоизоляцию, например, на основе каменной ваты, которая к тому же препятствует распространению огня», — отмечают в компании Rockwool.

По мнению Юлии Потаповой, из-за низкой себестоимости производства экструдированного пенополистирола на рынке появилось большое количество компаний, вследствие чего цены в этом сегменте будут снижаться. Генеральный директор ООО «Пеноплэкс СПб» Владимир Абызов считает, что когда между собой по цене конкурируют теплоизоляционные материалы различных типов, нельзя однозначно утверждать, что материал с более низкой ценой является менее качественным, и наоборот.

«Например, экструзионный пенополистирол всегда будет дороже вспененного полистирола (обычного пенопласта) в силу технологии производства и очевидного превосходства технических свойств (теплопроводность, долговечность, водопоглощение, прочность и т.д.), — говорит Владимир Абызов. — Но в то же время теплоизоляционные решения (например, кровли) с экструзионным пенополистиролом зачастую обходятся заказчику не только дешевле, чем аналогичные решения с минеральной ватой, но и являются более надежными и эффективными в технологическом плане».

Как отмечает технический специалист компании Rockwool Татьяна Смирнова, сегодня по-прежнему есть потребители, ориентирующиеся при выборе материала на низкую стоимость продукции, при этом они не обращают внимания на качество и не задумываются о сроке службы теплоизоляции. Случаи распространения низкокачественных ТИМ и контрафактной продукции настолько участились, что в 2007-м и начале 2008 г. ведущие игроки рынка ТИМ объединились в ассоциации (см. Зачем нужны ассоциации производителям ТИМ?), чтобы поставить барьер для продукции, наносящей вред компаниям, строителям и угрожающей безопасности потребителей.

«Производители, предлагающие более дешевый материал, зачастую хотят тем самым просто «оттянуть» на себя часть заказов с рынка, — считает один из инициаторов создания ассоциации производителей экструдированного пенополистирола Владимир Абызов. — Однако чудес в природе не бывает, и за более низкой ценой, как правило, скрывается менее качественное сырье, менее надежное оборудование, менее отработанная технология… Все это в итоге не может не сказаться на качестве самого материала (заниженная плотность, искажение геометрии изделий и т.д.) и качестве работы такого производителя (срывы поставок, количество брака в партии и т.д.)».

По мнению экспертов, сегмент качественной изоляции будет увеличиваться. Это обусловлено увеличением знаний потребителей, а также постепенным, хотя и медленным, повышением культуры строительства.

«Если раньше доля потребления рулонных материалов составляла практически 100%, то сегодня мы можем констатировать изменение потребностей наших клиентов в сторону более профессиональных продуктов в области теплоизоляции вентилируемых фасадов, плоских кровель и других строительных конструкций», — говорит Андрей Кобизь.

Свежие предложения

Активно применять изоляционные материалы профессионалов подталкивает ужесточившаяся строительная нормативная база — СНиП «Тепловая защита зданий» и «Защита от шума». «В настоящее время возросли требования к звукоизоляционным материалам, а также повысились цены на тепло- и звукоизоляционные материалы, — констатирует Юлия Потапова. — В связи с этим застройщики ищут способы сокращения затрат на изоляционные материалы. Одним из способов является совмещение в одном продукте свойств тепло- и звукоизоляционных материалов. Хотя любой утеплитель в той или иной мере обладает звукоизоляционными качествами».

Все ведущие производители откликнулись на новый запрос. Только за последний год рынку были представлены три продукта. «Сен-Гобен» вывела новый профессиональный продукт в области общестроительной теплоизоляции для частных застройщиков «Isover ЗвукоЗащита», Woodwey Group — СОФТБОРД, сочетающий звукоизоляционные свойства и экологическую безопасность, Knauf Insulation — систему «Акустическая перегородка».

С развитием рынка коммерческой и жилой недвижимости, реконструкцией жилого фонда одновременно на Юге рос спрос на готовые конструкции — сэндвич-панели и комплектные системы, представляющие собой, как правило, сочетание конструкционных, теплоизоляционных и декоративных материалов (системы перегородок, фасадные системы). Knauf Insulation предложил систему «Теплая стена», «Технониколь» — «Техносэндвич», URSA Glasswool Фасад и URSA Glasswool П-30 — материал для вентилируемых фасадов зданий высотой более 75 метров. По мнению экспертов, рынок теплоизоляции будет продолжать развиваться темпами не менее 12–14% в год. Это обусловлено инвестиционной привлекательностью всего региона ЮФО, начиная от побережий Каспийского и Черного морей, Ставропольского края и заканчивая промышленно развитыми Ростовской и Волгоградской областями. Немалую роль в этом играют национальные проекты в области развития АПК и возведения доступного жилья, а также набирающая обороты подготовка к Олимпийским играм в Сочи.

Зачем нужны ассоциации производителям ТИМ?

Задача ассоциации «Росизол», которая в 2007 году объединила ведущих производителей современных изоляционных материалов под марками Isover, Knauf Insulation, Linerock, Rockwool, URSA, — информировать потребителей о признаках низкого качества контрафактной продукции. Это поможет потребителям использовать только те строительные материалы, которые на протяжении многих лет наглядно доказали свое высокое качество и эффективность в вопросах энергосбережения.

Организаторы Российской ассоциации производителей экструдированного пенополистирола (РАПЭКС) выдвинули похожие тезисы. Приоритетным из них является донесение достоверной информации об экструдированном пенополистироле как о материале нового поколения. Вторым и не менее важным по значимости направлением стоит продвижение стандартов качества материала и предложение эффективных решений по его использованию. Кроме того, РАПЭКС планирует развивать цивилизованный рынок теплоизоляционных материалов из экструдированного пенополистирола. В том числе активно противодействовать неэтичному поведению участников рынка и предпринимать меры, предотвращающие выпуск продукции низкого качества или его подделок.

Логотип Вестник Строительство