Миллион гектаров для малоэтажной застройки

Миллион гектаров для малоэтажной застройки

Государственные приоритеты связаны с развитием частного домостроения

На прошедшем в конце апреля в Москве Форуме жилищно-коммунальной сферы и инвестиционно-строительной деятельности законодатели поделились новыми идеями господдержки отрасли, а представители региональной власти — опытом реформирования ЖКХ.

Одной из обсуждаемых в строительном сообществе стала инициатива президента РФ Дмитрия Медведева о создании фонда содействия жилищному строительству. Его задача — стимулировать строительство малоэтажного жилья: ежегодно в России, по мнению президента, должно возводиться дополнительно к тому, что уже строится, от 500 тыс. до 1 млн. индивидуальных домов. Речь идет о крупных проектах — по сути, о целых городах с несколькими тысячами домов. Фонд займется отбором неэффективно используемых земель, принадлежащих федеральным ведомствам — Минобороны, академии наук и Министерству сельского хозяйства.

На форуме замминистра регионального развития РФ Сергей Круглик заявил, что за счет земель сельхозназначения в пригородах или в черте крупных российских городов можно выделить более 1 млн. га под строительство жилья. По его словам, нужно создать специальные комиссии с участием региональных властей, которые занимаются отводом таких земель. Затем земли должны перейти во владение региональным властям, в том числе и муниципалитетам. По мнению экспертов, на процесс инвентаризации и различных землеустроительных работ может уйти достаточно времени, и первые результаты появятся только в следующем году.

Ускорить процесс пообещал председатель совета федерации Сергей Миронов, сообщив, что готов в максимально быстрые сроки подготовить законодательные инициативы. В своем выступлении спикер также предложил создать государственную строительную корпорацию, чтобы сформировать фонд социального жилья. По его мнению, госкорпорация будет давать заказы частным строительным компаниям, заранее определяя норму прибыли, а построенное жилье от имени государства сдавать в наем. «Как показывает мировая практика, наиболее эффективны два пути формирования фонда социального жилья, — пояснил управляющий директор АБ «Дойче банк-Лондон» Тим Николл. — во-первых, когда девелоперы передают часть жилья муниципалитетам; во-вторых, когда государство выкупает недвижимость у жильцов, которые не могут погасить ипотечные кредиты (такая ситуация сейчас типична для Америки. — Прим. ред.). По словам специалиста, в случае с застройкой больших территорий социальным жильем, где проживает малоимущее население, велик риск создания гетто и обострения социальных отношений».

Согласно стратегии массового строительства жилья, до 2025 г. более 80% от общего объема займет коммерческое и некоммерческое строительство, остальное — возведение социального и наемного: кооперативные (например, жилищно-строительные кооперативы) и индивидуальные застройщики введут 1 млн. кв. м, профессиональные — 18, млн. кв. м жилья. Всего, по прогнозам Минрегионразвития, с 2008-го по 2025 г. будет введено 2,01 млрд. кв. м жилья. Причем до 60% от этого объема планируется на долю малоэтажной застройки. Такие объемы строительства (до 1 0 млн. кв. м к 2025 г. — Прим. ред.) без наращивания мощностей стройиндустрии и подготовки квалифицированных кадров стройкомплекс выдать не готов, считает президент российского союза строителей Забелин. По его мнению, стимулировать его развитие должно введение саморегулирования в отрасли.

Коренные изменения в строительной отрасли происходят параллельно с растянувшейся на 15 лет реформой жилищно-коммунальной сферы. По словам Сергея Круглика, в ближайшее время будут пересмотрены 17 законов, касающихся ЖКХ, и, главным образом, сформированы особые процедуры ценообразования. Также он заявил, что к осени 2008 г. будет представлен трехлетний план ликвидации перекрестного субсидирования, которое тормозит реформу ЖКХ — из-за низкой стоимости продукции и услуг госмонополий для населения. Если раньше убрать «перекресток» мешало федеральное законодательство из-за введения предельного индекса роста тарифов для населения, то в ближайшее время эти тарифы будут пересмотрены.

Проблемы в жилищной сфере — низкая эффективность управления жильем (лишь в 6% многоквартирных домов в РФ созданы ТСЖ) и ликвидация аварийного жилищного фонда (11,2 млн. кв. м) — будут решены с помощью увеличения объемов его капремонта и модернизации. По словам генерального директора фонда содействия реформированию ЖКХ Константина Цицина, выделяемые средства мотивируют региональные и местные власти на проведение реформы ЖКХ и оздоровление коммунальной сферы. В своем выступлении мэр Ростова-на-Дону Михаил Чернышев подчеркнул важность создания фонда для регионов и внес на рассмотрение свое предложение по изменениям работы фонда:

«Мы выполнили условия фонда, тем не менее хотелось бы включить в статью 15 федерального закона о фонде пункт о расширении возможности местного самоуправления, включать работы, связанные с укреплением несущей способности зданий и сооружений, в число обязательных, которые будут регламентированы фондом. К сожалению, у нас есть жилье, которое требует этого. Фонд будет существовать еще лет, так что в следующем году можно было бы доработать нормативные документы».

Интернет-технологии проконтролируют учет ресурсов

По словам мэра Ростова Михаила Чернышева, в основе муниципальной жилищной политики лежит принцип формирования ответственного эффективного собственника, который контролирует качество предоставляемых услуг. «В этом году мы поставили задачу оснастить весь жилой многоквартирный фонд счетчиками учета, в том числе и тепловой энергии, — комментирует Михаил Чернышев.

— В дальнейших планах — создать общегородскую автоматизированную информационно-измерительную систему коммерческого учета ресурсов. Кроме бюджетных средств, мы привлекли и внебюджетные источники, прежде всего нашего инвестора — ЗАО «Ресурсинвест». По словам специалистов компании, в одном из районов города запущен пилотный проект по внедрению беспроводной системы считывания показаний общедомовых приборов учета (в будущем — и поквартирных), в которую включаются паспортные столы, регистрация объектов недвижимости, лицевые счета клиентов и т.д.

По словам мэра Ростова, это позволит собственникам и УК, во-первых, контролировать поставку коммунальных услуг в жилые дома в режиме реального времени. Во-вторых, объективно формировать данные для расчетов за коммунальные ресурсы и качество услуг. В-третьих, это снизит неплатежи. Дополнительно система позволяет экономить поставляемые ресурсы (в частности, муниципалитет может ввести дифференцированные тарифы типа «день-ночь») и оптимизировать штат сотрудников УК.

Логотип Вестник Строительство