Покупать хорошо, воспитать лучше

Покупать хорошо, воспитать лучше

«Вестник» провел круглый стол на тему «Как вырастить и удержать специалиста?»

Из времен борьбы за индустриализацию дошла и сохранила актуальность фраза «кадры решают все!». А кто решает за кадры, формирует сегодня политику подготовки трудовых ресурсов? Как вырастить и закрепить на производстве знающих дело и ответственных рабочих и специалистов? Эти и другие вопросы обсуждались на встрече за круглым столом, организованном редакцией «Вестника» в рамках собственной социальной программы «Я — строитель!», цель которой — привлечь внимание к проблеме кадров в строительстве.

Дешево и сердито

Кадровый голод — отнюдь не специфическая проблема российского строительства. В свое время Германия, переживавшая строительный бум, вынуждена была опираться на рабочих из Турции и других южных стран. Бум закончился, а турки остались, и теперь уже немцы предлагают импортировать в Россию гастарбайтеров-строителей…

По наблюдению руководителя обкома профсоюза работников строительства и предприятий стройиндустрии Ильи Калашникова, количество рабочих-иностранцев на Дону намного выше официальных цифр. Их работа и быт зачастую организованы с нарушением гигиенических норм и требований техники безопасности, а оплата труда — на порядок ниже средней по отрасли. Но такая «экономия» выходит боком — и работодателям, прибегающим к их услугам, и всему стройкомплексу. Дешевый труд по определению не может быть качественным, а к новой технике и технологиям неквалифицированная рабочая сила и вовсе невосприимчива. Хотя именно они определяют сегодня конкурентоспособность в стройкомплексе.

— Последние 7–8 лет характеризуются не только ростом капиталовложений в строительстве, но и настоящим технологическим прорывом, — отметил заместитель министра территориального развития, архитектуры и градостроительства области Игорь Далаксакуашвили. — Только успели освоить монолитное домостроение, как настал черед сборно-каркасных технологий АРКОС и т.д.

Качественно видоизменяются и отделочные работы. И хотя большая часть жилых домов традиционно сдается в стройварианте, едва вселившиеся в них жильцы начинают искать мастеров-отделочников, и спрос на них постоянно растет. Однако эта перспективная ниша, за редкими исключениями, занята бригадами шабашников…

В отличие от набираемых «с улицы» людей, кадровые строители могут в считанные дни осваивать тонкости новых технологий и приемов работы. Однако донские строительные фирмы с мощным кадровым потенциалом, способные собственными силами решать самые сложные задачи, можно пересчитать по пальцам. Что тому причиной? В привычке многих строительных боссов жить сиюминутными интересами, в издержках системы профессионального образования или, может быть, в несовершенстве законодательства? Разные мнения по этому поводу не заставили себя ждать…

Нечестные игры

Председатель совета директоров ОАО «Кавсантехмонтаж» Владимир Анашкин вспомнил времена, когда в его коллективе, тогда еще тресте, трудились более тысячи сварщиков, обеспеченных работой на годы вперед. Сейчас заказов тоже всем хватает, но кадровые вопросы решаются порой специфически. К самому Владимиру Дмитриевичу обратились представители подрядчика из крупного южного города с просьбой помочь в возведении крупного объекта. А на его предложение заключить соответствующий договор, ответили: прорабов и мастеров у нас хватает, вы нам сварщиков одолжите, а мы в долгу не останемся. Что ж, в данном случае попытались хотя бы соблюсти видимость договоренности. Но чаще обходятся и без этого, выиграв правдами и неправдами солидный тендер, бесцеремонно переманивают чужие кадры.

— Так продолжаться не может, — с рабочей прямотой отрезал Анашкин, — надо принимать совместно с органами власти серьезную, даже не областную, а на уровне федерального округа программу подготовки и закрепления кадров.

Как ее финансировать? Генеральный директор ЗАО «Дон-КПД» Николай Коробченко высказался за принятие закона, требующего отчислять, например, из фонда оплаты труда предприятий определенный процент на эту работу. Но вряд ли законодатели пойдут на такой, прямо скажем, не совсем рыночный шаг. Закрепить их в коллективе способны другие меры. В том же ЗАО «Дон-КПД» действует расширенный соцпакет, руководство компании заботится не только о своих рабочих, но и об их детях, особенно если они тоже собираются стать строителями. Предоставлена учебно-производственная база для двух кафедр РГСУ, ежегодно принимаются для прохождения практики более ста студентов, многие из них потом приходят сюда на постоянную работу.

Коробченко говорит, что из принципа не принимает просящихся назад «летунов», научился обходиться без них. Но как все-таки поступать с теми, кто, решая свои проблемы за счет других, ведет нечестные игры? один из выступавших верно заметил, что наметившееся в стране отставание производительности труда от уровня зарплаты объясняется сокращением роста числа высокопрофессиональных работников. Да и откуда им взяться, если подготовка и повышение квалификации кадров поставлены на самотек, и по кругу, с одной стройки на другую, перемещаются одни и те же люди… очевидно, что ни властные органы, ни профсоюзы сами по себе проблему не решат.

Нужна четкая позиция профессионального сообщества строителей. Никто лучше их самих не знает имеющихся подводных камней и путей, позволяющих их обогнуть. Принятие закона о саморегулируемых организациях должно дать действенные рычаги влияния на положение дел и микроклимат в отрасли изнутри. Одно дело, когда реестр недобросовестных подрядчиков составляется в недрах министерства, и другое — когда за наведение порядка возьмутся сами строители. Ведь срыв выполнения заказа и плохое качество работ, за которые светит попадание в этот реестр, и низкая квалификация кадров — две стороны одной медали…

Теория плюс практика? Нет, практика плюс теория!

Впрочем, наведение порядка в работе с кадрами — только полдела. Прежде эти кадры надо иметь в наличии. Кризисные 90-е позади, а руководители отрасли все громче говорят о дефиците кадров, а новое пополнение не торопится его восполнить. По словам председателя Ассоциации строителей Дона Евгения Ивакина, даже в ведущем профильном вузе — РГСУ — около 50% выпускников не испытывают мотивации реализовать полученные знания на практике. А Николаю Коробченко довелось принимать экзамены у выпускников Ростовского строительного техникума. Ребята, по его словам, смышленые и знающие, многие сдали на «отлично».

Но по общему настрою выпускников опытный руководитель понял, что большинство из них не собираются связывать себя со стройками. А причина лежит в широком разрыве между системой профобразования и реальным производством. Между тем, по словам начальника сектора по работе с перспективными кадрами Таганрогской межрайонной торгово-промышленной палаты Аллы Пашковой, существует универсальная модель интеграции этих двух сфер. Она подразумевает подготовку специалистов не «в общем и целом», а под конкретные рабочие места, корректировку учебных планов в соответствии с пожеланиями работодателей. Соответствующий пилотный проект реализуется в таганроге с 2006 года. Работодателей приучили знакомиться, присматриваться к будущим кадрам, когда они еще учатся на втором курсе. И сам учебный процесс включает не только традиционные лекции и семинары, но и максимально приближенные к реальной жизни тренинги, деловые игры и основательную производственную практику. К сожалению, широко этот опыт пока не пошел. У работников образования свои претензии к производственникам как заказчикам и потребителям готовящихся для них кадров.

— Работодатели не хотят заглядывать на 5–6 лет вперед, хотя столько требуется на обучение студентов, — сказал руководитель Института архитектуры и искусств ЮФУ Виталий Колесник. — А ведь молодые люди постоянно нуждаются во внимании — и пока учатся, и когда приходят на работу. Сегодня, увы, напрочь исчезло понятие молодого специалиста, как и наставника молодежи…

В этом Колесника поддержал исполнительный директор Союза строителей ЮФО Виктор Матвиенко, отметив, что многие старые традиции сохраняют свою актуальность и в новых условиях. А Игорь Далаксакуашвили сказал, что у ростовчан реализуется свой пилотный проект интеграции образования и производства на примере шефства компании «Интеко» над строительным колледжем.

— Все правильно: хочешь иметь толковые кадры — помогай их воспитывать! — резюмировал генеральный директор ООО «Рост-Экс» Сергей Некрасов. — Специалист на рынке труда — тот же товар, за который нужно в той или иной форме платить.

Но прежде чем «покупать» специалиста, его надо обучить, «произвести», причем главное в учебном процессе должна занять практика, отработка производственных навыков. Но если вузы в большинстве своем сохранили опытный преподавательский состав и учебно-производственную базу, то положение колледжей, не говоря уже о ПТУ, более чем скромное. Днем с огнем не сыщешь по области толковых преподавателей, согласных занять должности мастеров производственного обучения, готовящих кадры массовых рабочих профессий.

Никто из участников не отрицал возможности софинансирования за счет предприятий работы по подготовке кадров. Открытым, но вполне решаемым остался вопрос, в какой форме это делать. Какие именно рабочие и специалисты и в каком количестве потребуются отрасли в будущем? То есть требуется выполнить обоснованный прогноз развития ситуации на рынке труда. И решить эту задачу без участия государства невозможно. Руководству РО этого доказывать не надо. Если бы не сложившееся взаимодействие областных строительных министерств, вице-губернатора Ивана Станиславова с ассоциацией строителей Дона, заметил Евгений Ивакин, положение с кадрами могло быть гораздо хуже. Хотя главная работа, конечно, еще впереди.

Игорь Далаксакуашвили подчеркнул что проблемы необходимо решать в комплексе, в усилении нуждаются все звенья производственной цепочки.

— Нужно проработать правовую сторону вопроса, — добавил Далаксакуашвили. — Мы попытаемся найти оптимальную модель договоров, которые бы позволяли работодателю, обучившему специалиста, защитить себя от его перехода в другие фирмы. кроме того, надо создать высокотехнологический обучающий центр на базе какого-нибудь ПТУ, где можно проходить практику, — такой своеобразный полигон, позволяющий воспроизводить все новые технологические процессы. Ну и с учебным процессом есть проблемы. Точно ли нужно держать будущего рабочего три года в ПТУ, обучая его всяким премудростям политеса? Десять месяцев было бы нормально: два месяца теории, полгода полноценной практики. Вот то, что сегодня нужно.

Логотип Вестник Строительство