Нам сверху видно все!

Нам сверху видно все!

Ростехнадзор ужесточил требования промбезопасности к башенным кранам

По оценкам гендиректора НПП «Ростехкран» Михаила Холодного, 85% башенных кранов, работающих на донских стройках, находятся за пределами нормативного срока службы. Продлить их безопасную эксплуатацию — основная задача «Ростехкрана». Облегчили работу разработчиков проектной документации утвержденные Ростехнадзором в 2007 г. новые «Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ…».

— Михаил Семенович, в чем отличие этого документа от тех, которыми вы раньше руководствовались в работе?

— До 2007 года в Ростехнадзоре подобных документов вообще не существовало. Мы руководствовались теми, которые были разработаны строительным ведомством. Однако в каждом из них были изложены частичные требования к проектам производства работ. А новые «Методические рекомендации» разработаны и утверждены федеральной надзорной службой. Авторам удалось в одном документе объединить требования к проектной документации.

— То, что ужесточились правила, как-то повлияло на владельцев кранов и другой подъемной техники?

— Безусловно. Этот документ снимает много противоречивых трактовок, определяет единые подходы при разработке проектов производства работ, хотя он тоже не идеален и требует дальнейшего совершенствования. Если кто-то не знает о том, что вступил в действие новый документ, мы приглашаем всех на семинары и дадим консультацию по интересующим вопросам.

— Вы сказали о том, что парк устарел почти на 85%. Как долго можно продлевать жизнь подъемных механизмов?

— Благодаря современным методам исследования эксперты дают оценку остаточного ресурса крана, позволяющую определить предельный срок его эксплуатации. После этого срока эксплуатация подъемного механизма становится опасной и может привести к аварийной ситуации с тяжелейшими последствиями. Сейчас есть все технические возможности для того, чтобы ограничить и снизить риск возникновения аварийной ситуации. Для этого краны оснащаются координатной защитой, которая не позволяет подвижным механизмам перемещаться в неконтролируемых зонах.

И все же бывают ситуации, когда даже технические возможности крана не обеспечивают его безопасную эксплуатацию на 100%. А застройщики зачастую даже не знают о существовании механизмов, которые могли бы заменить башенный кран. Очень неохотно занимаются владельцы техники и обновлением парка, предпочитая использовать краны, бывшие в употреблении.

Несколько лет назад возникла опасная ситуация, когда застройщики стали приобретать краны, выпущенные в Китае и не имеющие разрешительных документов на применение. Начались аварии. Органы Ростехнадзора оперативно приняли меры, согласно которым эксплуатация таких устройств без соответствующих экспертиз технического состояния была запрещена. Краны б/у, поступающие в настоящее время из Испании, Италии и Германии, проходят серьезный цикл внутреннего пропускного контроля через процедуры сертификации и экспертизы и не представляют опасности.

Логотип Вестник Строительство