Лев Алферов: «Самые масштабные инвестпроекты связаны с развитием инфраструктуры»

Лев Алферов: «Самые масштабные инвестпроекты связаны с развитием инфраструктуры»

Успешная реализация всех проектов в Волгоградской области зависит от слаженности взаимодействий на всех уровнях власти

Во всех муниципальных образованиях Волгоградской области, ведущих активное жилищное строительство, ресурсы точечной застройки уже исчерпаны и не могут дать каких-нибудь ощутимых темпов прироста. В ближайшие годы начнется реализация масштабных проектов комплексной застройки, самый крупный из которых может дать Волгограду 2 млн. квадратных метров жилья.

О перспективах и болезнях роста региональной строительной индустрии рассказал «Вестнику» заместитель главы администрации Волгоградской области по строительству и ЖКХ Лев Алферов.

— Лев Александрович, какие крупные проекты комплексной застройки вы могли бы выделить, в том числе и получившие поддержку в рамках нацпроекта «Комфортное и доступное жилье — гражданам России»?

— Для комплексного освоения больших участков нужно активное участие муниципалитетов: именно они занимаются вопросами подготовки площадок, строительством инженерных сетей, организацией земельных аукционов. Там, где власти работают хорошо, результат виден сразу. К примеру, в Волжском сейчас сразу четыре микрорайона — 14-й, 32-й, 38-й и Мираж — вошли в ФЦП «Жилище». До 2010 года будет построено свыше 360 тыс. кв. м жилья, а из федерального бюджета город, построивший коммунальную инфраструктуру на свои средства, получит компенсацию порядка 113 млн. руб.

Есть крупные проекты и в Волгограде: проект реконструкции поселка Ангарский за счет сноса старого и ветхого жилья реализуется совместно с Союзом строителей Словакии. Если все пойдет по плану, к 2015 году мы получим до 2 млн. кв. м. Другой проект — 131-й микрорайон, рядом с Мамаевым курганом. Это свыше 300 тыс. «квадратов» и полмиллиарда рублей только на инфраструктуру.

В остальных районах проектов пока немного. Есть муниципальный проект на 170 тыс. м в Камышине, микрорайон на 11 таунхаусов в г. Калач-на-Дону, проекты малоэтажной застройки в Быковском и Старополтавском районах для молодых специалистов, но спрос не очень большой. На селе по-прежнему предпочитают строиться самостоятельно, да и количество платежеспособных семей до сих пор невелико. Но, кстати, словацкие застройщики говорят о том, что если опыт с застройкой Ангарского будет удачным, они не прочь попробовать свои силы в застройке Ерзовки и Средне-Ахтубинского района.

Российские инвесторы постоянно приезжают, например, москвичи готовы строить до 100 кв. м жилой и коммерческой недвижимости ежегодно. Мы, в свою очередь, постоянно подталкиваем глав районов к участию в федеральных программах, это ведь реальные деньги, которые пойдут на улучшение инфраструктуры всего района, всей области.

— Строительство неразрывно связано с инвестициями. Как вы оцениваете инвестиционные перспективы вашего региона?

— В 2008 году международное рейтинговое агентство Standart & Poor`s повысило инвестиционный рейтинг нашей области с В— (стабильный) до Вв— (позитивный). Мне кажется, это неплохой сигнал для всех инвесторов. Мы приняли целый ряд законов, направленных на поддержку и развитие инвестиционной деятельности, регулярно представляем наши проекты на всех крупнейших выставках и инвестиционных форумах в России и за рубежом.

Прекрасно понимая, что приход инвестиций в регион зависит от качества инфраструктуры, особое внимание уделяем именно инфраструктурным проектам, будь то реконструкция международного аэропорта Волгограда или строительство транспортно-логистического комплекса в Городищенском районе. Самые масштабные инвестиционные проекты тоже инфраструктурные: трасса в обход Волгограда и вторая ветка канала «Волго-Дон». Но какой бы ни была сумма инвестиций, в какую бы отрасль ни вкладывались деньги, главное — чтобы власти на всех уровнях работали качественно и слаженно, чтобы любой инвестор получал у нас зеленый свет.

— Сегодняшний строительный рынок довольно насыщен, вместе с тем на нем постоянно появляются новые технологии. Насколько активно стройиндустрия региона внедряет новые технологии и материалы, вводит новые мощности?

— Пока Волгоградская область почти полностью обеспечивает свои потребности в большинстве стройматериалов. Наши кирпичные заводы и предприятия по производству железобетонных конструкций активно занимаются модернизацией, устанавливают новое итальянское и немецкое оборудование. Растет производство вяжущих строительных смесей, цемента, гипсокартона, металлоконструкций и металлочерепицы.

У нас почти 60 предприятий, занимающихся выпуском оконных и дверных конструкций из ПВХ и алюминиевого профиля, есть и свои производители такого профиля, работающие по немецким технологиям. Словом, дефицита нет. Но по нашим прогнозам, в 2010 году большая часть производителей могут исчерпать свои мощности, поэтому уже сегодня мы приглашаем руководителей крупных предприятий и институтов, которые наладили бы у нас в регионе производство оборудования для отрасли, а не только стройматериалов.

Самое главное, уже чувствуется нехватка специалистов как в строительстве, так и в производстве стройматериалов. Мы вместе с муниципальными властями решаем эту проблему.

— Последние годы ознаменовались принятием большого количества документов в сфере градостроительного проектирования, в том числе и генеральных планов городов. Что происходит в этом отношении в Волгоградской области?

— В Волгоградской области есть своя программа по обновлению градостроительной документации. В ее рамках разработаны генпланы городов областного значения и схемы территориального планирования. До 2011 года мы все районы обеспечим новой граддокументацией. Финансирование программы совместное, и если районы не найдут деньги на обновление документации, на разработку генплана застройки, они вообще не получат средства из областного бюджета. Этот порядок вступит в силу при рассмотрении проекта бюджета на 2011 год. Жестко? Да. Но иначе процесс затянется до бесконечности, а пострадавшими в итоге окажутся все жители области.

— Расскажите о планировочной структуре градостроительной системы «Большой Волгоград». В чем ее особенности? Знакомы ли вы с проектами соседних регионов — «Большой Ростов», «Большой Сочи»? Каково ваше мнение о них?

— Не просто знакомы, а мы постоянно стараемся изучать то, что делают наши соседи-конкуренты. Ведь XXI век — это век конкуренции городов, которые либо будут вписаны в глобальную интеграционную систему, либо так и останутся «местечковыми». Пока Ростов и Сочи нас опережают. У нас на основе концепции «Большой Волгоград» разрабатывался генплан, сейчас идет подготовительная работа по вхождению в проект Минрегионразвития, предусматривающий объединение крупных областных центров с их городами-спутниками и создание качественно новой транспортной и коммунальной инфраструктуры. Это может принести объединенному мегаполису до 100 млрд. рублей одних только федеральных инвестиций!

Планировочная структура системы включает Волгоград как центр принятия решений, выполняющий административно-управленческие, транспортные, социально-культурные функции; Волжский, который может взять на себя часть функций по социальному обслуживанию населения Большого Волгограда; рекреационную обслуживающую зону — Краснослободск и пойму Ахтубы; спальные и производственные районы ближнего и дальнего пояса на основе поселений вдоль крупных федеральных и региональных трасс.

— Как решается транспортный вопрос в контексте развития области? Каков объем средств, получаемых областью на ремонт и содержание дорог в 2008 году?

— Главная задача на ближайшие годы — обеспечить подъездами с твердым покрытием все села области. Таких осталось порядка 400. Но есть и другие задачи — межпоселковые и межобластные дороги, городские улицы. Денег не хватает. В нынешнем году мы получим из федерального бюджета почти 1,24 млрд. рублей. Конечно, этого недостаточно. Самый крупный объект — мостовой переход через Волгу. В последние годы, после требования президента Владимира Путина ввести в эксплуатацию все внеклассные мосты-долгострои до конца 2009 года, финансирование его строительства значительно ускорилось. В 2007 году мы получили 3,1 млрд рублей, в нынешнем — еще 1,13 млрд. В начале декабря планируем открыть движение автомобилей на первом пусковом комплексе первой очереди строительства, а в 2009 году полностью сдадим его в эксплуатацию.

— Как идет подготовка к реализации проекта строительства дороги «Обход Волгограда»? Расскажите подробнее о самом проекте и результатах, на которые вы рассчитываете.

— Содержание проекта несколько изменилось по сравнению с тем, что было раньше. Вместо обычной объездной дороги специалисты нашего управления автодорог разработали серьезную комплексную схему, в которой «Обход Волгограда» становится участком крупной транспортной развязки «Север — Юг — Запад — Восток». Сейчас в Палласовском районе на границе с Казахстаном строится пограничный КПП «Вишневка — Джанибек». Там же, в Палласовском районе, будет реализован проект строительства ГОКа, а рядом с о. Эльтон появится крупный бальнеологический курорт. Значительно увеличится количество транспорта, в том числе и транзитного из Европы в Азию.

В комплексной схеме есть трасса от границы с Казахстаном до Волжского, мостовые переходы через Волгу и Ахтубу (их еще предстоит построить), и развязка, от которой транспорт будет расходиться в разные стороны — либо по объездной дороге на юг, в Калмыкию и на Кавказ, либо по М6 в Москву и Европу. Предстоит реконструировать значительную часть региональных дорог — их категорийность пока не позволяет пускать тяжелый транспорт. Это очень крупный и достаточно дорогой проект, но зато он поможет значительно увеличить объем грузопотока между Европой и Азией. Сейчас завершается корректировка инженерного проекта обхода, поскольку мы получили ряд замечаний от Главгосэкспертизы. В конце августа надеемся получить экспертное заключение, и будем обращаться к правительству. Надеемся попасть в федеральную целевую программу по развитию дорожной сети уже в 2010–2011 годах.

— Как в области ведется работа с фондом содействия реформированию ЖКХ? Какие средства выделены?

— Если бы мы активно не работали, область бы просто не получила деньги. В нашу первую заявку вошли десять муниципальных образований — пять городских округов, три городских и два сельских поселения. Из фонда мы получили 756 млн. рублей, думаю, еще примерно 300 млн. в этом году мы получим. На эти средства будет проведен капитальный ремонт в 511 многоквартирных домах (84,5 тыс. чел., 1,7 млн. кв. м), и 285 семей будут переселены из ветхого жилья. В середине 2009 года будут дозаявляться и другие муниципалитеты. Увидев реальные деньги, в отрасль активно пошел частный бизнес. Уже сегодня в основных городах и райцентрах почти половину жилого фонда обслуживают частные компании, а в Волгограде и Волжском — почти 100%. В ТСЖ сейчас по области 6,4% жилого фонда, к 1 сентября 2009-го по области будет не менее 10%. Люди увидели результаты, то есть тот самый капремонт, которого не было 15–20 лет. Всего же из фонда мы планируем получить 4,5 млрд. рублей.

— В 2006 году Волгоградская область выступила инициатором проекта «Южная трансрегиональная водная система». Какова судьба этого проекта сейчас?

— Проект прошел несколько экспертиз, имеет положительные заключения экспертов, сейчас идет окончательная корректировка, после чего мы передадим проект в Правительство РФ. Уже сейчас им интересуются два крупных зарубежных инвестора — из Израиля и Швейцарии. Проект очень масштабный и перспективный, в нем принимают участие четыре региона: мы, Астраханская область, Калмыкия и Ставропольский край. Ориентировочная стоимость — порядка 27 млрд рублей, из которых Волгоград может получить около 40%. Связано это с тем, что именно у нас находятся два крупных месторождения питьевой воды — Песковатское и Светлоярское, которые могут суммарно обеспечить до миллиона кубических метров чистейшей воды в сутки.

Нехватка воды ощущается не только, к примеру, в засушливой Калмыкии или Астраханской области. У нас в Заволжье вода излишне соленая из-за месторождений бишофита, а в Придонье вода железистая с примесью карбонатов — тоже малопригодная для питья. Один оператор возьмет в концессию водное хозяйство четырех регионов, будет строить водопроводы, там, где необходимо, вести единую тарифную политику, обладать мощной базой и штатом специалистов. Так мы сможем защитить себя от растущего дефицита питьевой воды — серьезнейшей проблемы для всего Нижнего Поволжья.

Справка

Областная целевая программа «Жилище» была утверждена в 2007 году. Она предусматривает значительный рост и объемов производства стройматериалов, и строительства за счет привлечения частных и государственных инвестиций, а также выделение средств из областного бюджета, компенсирующих расходы муниципалитетов на развитие инфраструктуры. В 2007 году было введено в эксплуатацию 757,8 тыс. кв. м жилья. Это на 19% больше, чем в 2006 году. Суммарный объем работ, выполненный предприятиями стройиндустрии, превысил 32 млрд. рублей, прибыль крупных и средних предприятий составила 2 млрд. рублей, увеличившись в 2,9 раза.

Логотип Вестник Строительство