По мнению Андрея Соколова, Юг должен стать центром развития туризма в стране. Задача властей южнороссийских регионов — не только готовить качественные проекты, но и «упаковывать» их. Помочь в установлении конструктивных взаимоотношений с бизнесом призваны долгосрочные стратегии экономического развития. Инвесторы получат более четкие ориентиры при разработке конкретных проектов для конкретных территорий.
— Среди субъектов РФ очень динамично в последнее время развиваются регионы Южного федерального округа. По вашей оценке, каковы слагаемые их успеха?
— В предыдущие годы темпы экономического роста южных регионов были значительно ниже среднероссийских. Но к настоящему времени их экономическая активность возросла, особенно в части привлечения инвестиций. Также следует отметить повышение качества управленческих кадров — например, в Краснодарском крае.
Слаженные команды эффективных менеджеров способствуют привлечению инвестиций в самые различные отрасли и региональные программы. Определенный прогресс наметился и в отношении Чеченской Республики: если раньше восстановление республики полностью шло за счет федерального бюджета, то сейчас и частные инвесторы вкладывают средства в ее экономику.
— Какие еще меры — на уровне регионов и федерации — должны быть предприняты для того, чтобы Юг окончательно перестал ассоциироваться с «горячей точкой»?
— На федеральном уровне уже сформированы и частично запущены механизмы инвестиционной поддержки, направленные на решение проблемы инфраструктурных ограничений и создание особых экономических зон, которые станут «точками» экономического роста и обеспечат развитие регионов. Запускаются масштабные инфраструктурные проекты, государственное софинансирование которых будет обеспечиваться из Инвестфонда. Объявлены первые конкурсы по концессионным соглашениям.
При этом основа успеха регионов, особенно небогатых природными ресурсами, — в позиции их властей. Ситуация в регионах существенно отличается. Огромная работа в плане инвестпривлекательности и темпов экономического роста проделана в Краснодарском крае и Ростовской области, в то же время в Калмыкии и кавказских республиках наблюдается определенное отставание.
Задача региональных и местных властей — сформировать адекватную
— С 2008 года она реализуется в новой редакции и нацелена на поддержание усилий региональных властей в создании инженерной и транспортной инфраструктуры. Анализ возможностей региональных бюджетов показывает, что без серьезной федеральной поддержки развития их инфраструктуры существенного роста производства, создания новых рабочих мест ожидать не приходится.
— В регионах ЮФО созданы либо создаются зоны экономического развития (промышленные зоны), в которых местные власти стараются создать для резидентов максимально комфортные условия и обеспечить их всей необходимой инфраструктурой. Насколько, по вашему мнению, такие зоны эффективны?
— При создании особых экономических зон важно соблюсти баланс интересов бизнеса и региона. С одной стороны, льготный режим привлекателен для бизнеса, но с другой — недополучение средств от налогов может привести к дотационности региона. Кроме того, крупные предприятия требуют развитой инфраструктуры. Федеральная целевая программа «Юг России» как раз направлена на то, чтобы решить проблему инфраструктурных ограничений.
Юг должен стать центром развития туризма в России.
— Какие еще проблемы региональных экономик являются для Минэкономразвития приоритетными?
— Задача федеральной власти — задать основные векторы экономического развития, ориентируясь по которым, каждый регион разрабатывает свои стратегии экономического развития. Многие регионы уже начали их подготовку. Минэкономразвития готовит проект закона «О государственном прогнозировании
— В июне
— Действительно, в этом году форум посетили около 4 тысяч человек — на 13% больше, чем в прошлом. Цифры говорят сами за себя. Гости прибыли из 74 стран мира, тогда как в 2007 году — из 63 стран. Иностранные официальные делегации были представлены на самом высоком уровне: 12 президентов, 8 премьеров
XII форум был особенно популярен среди представителей как иностранного, так и российского бизнеса: число руководителей крупнейших зарубежных и отечественных компаний, посетивших форум, возросло в два раза. Присутствие