«Флагманским проектом для Юга станет подготовка к Олимпиаде-2014»

«Флагманским проектом для Юга станет подготовка к Олимпиаде-2014»

Считает директор Департамента проектов развития экономики регионов Минэкономразвития РФ Андрей Соколов

По мнению Андрея Соколова, Юг должен стать центром развития туризма в стране. Задача властей южнороссийских регионов — не только готовить качественные проекты, но и «упаковывать» их. Помочь в установлении конструктивных взаимоотношений с бизнесом призваны долгосрочные стратегии экономического развития. Инвесторы получат более четкие ориентиры при разработке конкретных проектов для конкретных территорий.

— Среди субъектов РФ очень динамично в последнее время развиваются регионы Южного федерального округа. По вашей оценке, каковы слагаемые их успеха?

— В предыдущие годы темпы экономического роста южных регионов были значительно ниже среднероссийских. Но к настоящему времени их экономическая активность возросла, особенно в части привлечения инвестиций. Также следует отметить повышение качества управленческих кадров — например, в Краснодарском крае.

Слаженные команды эффективных менеджеров способствуют привлечению инвестиций в самые различные отрасли и региональные программы. Определенный прогресс наметился и в отношении Чеченской Республики: если раньше восстановление республики полностью шло за счет федерального бюджета, то сейчас и частные инвесторы вкладывают средства в ее экономику.

— Какие еще меры — на уровне регионов и федерации — должны быть предприняты для того, чтобы Юг окончательно перестал ассоциироваться с «горячей точкой»?

— На федеральном уровне уже сформированы и частично запущены механизмы инвестиционной поддержки, направленные на решение проблемы инфраструктурных ограничений и создание особых экономических зон, которые станут «точками» экономического роста и обеспечат развитие регионов. Запускаются масштабные инфраструктурные проекты, государственное софинансирование которых будет обеспечиваться из Инвестфонда. Объявлены первые конкурсы по концессионным соглашениям.

При этом основа успеха регионов, особенно небогатых природными ресурсами, — в позиции их властей. Ситуация в регионах существенно отличается. Огромная работа в плане инвестпривлекательности и темпов экономического роста проделана в Краснодарском крае и Ростовской области, в то же время в Калмыкии и кавказских республиках наблюдается определенное отставание.

Задача региональных и местных властей — сформировать адекватную нормативно-правовую базу, подготовить качественные проекты, «упаковать» их, а главное, выстроить взаимоотношения с бизнесом, создать комфортную среду для развития предпринимательства, подтянуть крупных стратегических инвесторов. Региональные и местные власти должны активнее участвовать в имиджевых мероприятиях — экономических форумах, выставках, конференциях, а также проводить подобные мероприятия и у себя, чтобы потенциальные инвесторы могли убедиться, что данный регион динамично развивается, обладает необходимым кадровым потенциалом и ресурсной базой для реализации инвестпроектов. Я думаю, что в дальнейшем инвестиционная активность в таких регионах будет быстро расти.

— Какие ставки делаются на федеральную целевую программу «Юг России»?

— С 2008 года она реализуется в новой редакции и нацелена на поддержание усилий региональных властей в создании инженерной и транспортной инфраструктуры. Анализ возможностей региональных бюджетов показывает, что без серьезной федеральной поддержки развития их инфраструктуры существенного роста производства, создания новых рабочих мест ожидать не приходится.

— В регионах ЮФО созданы либо создаются зоны экономического развития (промышленные зоны), в которых местные власти стараются создать для резидентов максимально комфортные условия и обеспечить их всей необходимой инфраструктурой. Насколько, по вашему мнению, такие зоны эффективны?

— При создании особых экономических зон важно соблюсти баланс интересов бизнеса и региона. С одной стороны, льготный режим привлекателен для бизнеса, но с другой — недополучение средств от налогов может привести к дотационности региона. Кроме того, крупные предприятия требуют развитой инфраструктуры. Федеральная целевая программа «Юг России» как раз направлена на то, чтобы решить проблему инфраструктурных ограничений.

Юг должен стать центром развития туризма в России. В Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии осваиваются горнолыжные курорты, на границе Краснодарского края и Ростовской области будет создаваться игорная зона. Естественно, флагманским проектом для ЮФО станет подготовка к Олимпиаде-2014 в Сочи. Мы рассчитываем, что все эти меры дадут хороший мультипликативный эффект для развития туристического бизнеса.

— Какие еще проблемы региональных экономик являются для Минэкономразвития приоритетными?

— Задача федеральной власти — задать основные векторы экономического развития, ориентируясь по которым, каждый регион разрабатывает свои стратегии экономического развития. Многие регионы уже начали их подготовку. Минэкономразвития готовит проект закона «О государственном прогнозировании и социально-экономическом развитии Российской Федерации». Мы рассчитываем, что после его принятия процесс разработки региональных стратегий будет упорядочен. На их основе можно увязать интересы всей страны и развития отдельных территорий. Кроме того, более четкие ориентиры получит бизнес, который сможет разрабатывать инвестиционные проекты исходя из региональных стратегий.

— В июне в Санкт-Петербурге проходил XII Международный экономический форум. Судя по количеству участников, он привлек к себе еще больший интерес, чем предыдущие. Лично для вас какие моменты форума послужили свидетельством того, что Россия сегодня — полноправный участник мировой экономики?

— Действительно, в этом году форум посетили около 4 тысяч человек — на 13% больше, чем в прошлом. Цифры говорят сами за себя. Гости прибыли из 74 стран мира, тогда как в 2007 году — из 63 стран. Иностранные официальные делегации были представлены на самом высоком уровне: 12 президентов, 8 премьеров и вице-премьеров, 37 министров, 48 послов.

XII форум был особенно популярен среди представителей как иностранного, так и российского бизнеса: число руководителей крупнейших зарубежных и отечественных компаний, посетивших форум, возросло в два раза. Присутствие в Санкт-Петербурге большого количества выдающихся политиков, предпринимателей и экспертов — это очевидный сигнал к взаимному сотрудничеству и растущему интересу к России со стороны международного сообщества.

Логотип Вестник Строительство