С этих проектов французы начнут активное освоение российского рынка. Заводы должны быть запущены не позднее 2012 года и стать серьезными игроками в цементной отрасли ЮФО.
— Господин Моризо, свой первый на территории России цементный завод Lafarge построит в Ростовской области. Судя по меморандуму, подписанному в рамках XII Петербургского международного экономического форума, это решенный вопрос?
— Меморандум — решающий момент.
— Однако о намерениях реализовать данный проект вы заявляли еще два года назад, во время сочинского международного экономического форума-2006…
— Цементный завод — очень сложный технический проект. Это даже не один, а несколько проектов. И главное здесь условие — месторождение, карьер. Кульбакинское месторождение, расположенное в Матвеево-Курганском районе Ростовской области, на момент аукциона еще не было изучено. Разумеется, мы предварительно изучили вопрос, получили информацию, которая позволяет делать положительные заключения. Но могут быть и сюрпризы. За месторождение Lafarge заплатил более 700 млн. рублей. Безусловно, мы не ожидали, что сумма выйдет столь внушительная. В то же время мы уверены: цементная отрасль России обладает высоким потенциалом — и готовы принять на себя определенные риски.
— Запасы месторождения известны?
— В компании Lafargte существует внутреннее правило: не начинать проект строительства завода, если выбранное месторождение не обеспечивает ему 50 лет непрерывной эксплуатации. Применительно к заводу в Ростовской области мы говорим о том, что он должен работать непрерывно 50 лет с мощностью 4 млн. тонн в год. Имеется большая уверенность в том, что запасы Кульбакинского месторождения позволят рассчитывать на такой срок и на такие объемы.
— Ранее мощность ростовского завода анонсировалась в объеме 2 млн. тонн. Планы скорректированы?
— У Lafarge мощность каждой производственной линии — 2 млн. тонн в год. При этом компания всегда предусматривает возможность ввода второй линии. Если российская экономика продолжит расти так же быстро — я уверен, что именно так и будет, — мы очень скоро начнем в Ростовской области проект строительства второй линии.
— В Крымском районе Краснодарского края, где Lafarge намерен локализовать свое второе в России цементное производство, сценарий повторится?
— Скорее всего, да.
— Этот завод будет иметь специфику?
— Позитивный момент в Краснодарском крае — геология. Здесь качество сырья — очень высокое. С другой стороны, очень сложный вопрос — землеотведение. Дополнительное осложнение — гористый рельеф. Понадобится очень длинный ленточный транспортер, который свяжет завод и карьер. В Ростовской области мы планируем использовать такую же схему транспортировки сырья, но в Краснодарском крае из-за большого перепада высот, возможно, потребуется специальная технология. Но самая серьезная головная боль — энергоснабжение завода. Эта проблема может погубить проект.
— Погубить? То есть вы допускаете, что на Кубани проект может не состояться?
— Я верю, что Краснодарский край прилагает максимум усилий для модернизации своих электрических сетей. Пока же я бы говорил о таких факторах, как вопрос времени и вопрос стоимости. А подключение завода к энергосистеме будет стоить 50 млн. евро при общей стоимости работ 400 млн. евро. При такой картине вы начнете задавать себе вопросы, беспокоиться об успешности инвестиций.
— Энергоснабжение ростовского завода — тоже проблема?
— Во всей России с энергоснабжением сейчас такая ситуация, как если бы вы хотели приобрести в магазине телевизор, вам также необходимо было бы купить часть завода, который этот телевизор производит. С международной точки зрения, это неординарная ситуация. Чтобы снять энергопроблему цементных заводов в Ростовской области и Краснодарском крае, потребуется от 5 до 10% от общего размера инвестиций. Опять же по международным нормам это очень дорого. К тому же сюда не входят затраты на энергопотребляющее оборудование, которое будет установлено непосредственно на производственных площадках заводов.
— Оценкой качества сырья занимаются французские специалисты?
— Есть российская подрядная организация, которая проводит геологическое изучение месторождений. Необходимые химические и физические испытания будут проходить в российских лабораториях. Параллельные испытания будут вестись в наших технических центрах — чтобы подтвердить правильность заключений российских коллег.
— Потенциальные потребители донского и кубанского цемента известны?
— В бизнес-плане мы предусматриваем, что порядка 80% будет оставаться внутри регионов, остальные 20% рассчитаны на внешних потребителей. Мы уже провели маркетинговое исследование и представляем те компании, которые являются ключевыми игроками в строительной отрасли Южного округа. Самое важное для нас — мы подтвердили: здесь есть рынок, есть большая потребность в цементе. И я уверен, что недостатка в клиентах у нас не будет. В будущем Lafarge может начать экспорт цемента с обоих заводов. Но это — долгосрочная перспектива: сегодня очень большой рынок находится непосредственно в России.
— На объекты, которые будут строиться к Cочинской олимпиаде, поставки не планируете?
— Безусловно, для Lafarge это привлекательный проект. Но сказать точно, какой из наших заводов будет специализироваться на поставках в Сочи, в настоящий момент мы не можем: есть крупные промышленные, инфраструктурные проекты, которые являются привлекательными и по которым мы будем работать. Есть региональные строительные рынки — небольшие, но не менее важные для нас. И на эти рынки мы также будем выходить.
— Какой завод — ростовский или краснодарский — обойдется дороже?
— В конечном счете — краснодарский: как раз из-за сложного рельефа местности.
— Когда они будут запущены?
— У Lafarge — стандартные заводы, очень похожие по технологическому обеспечению. Таким образом мы можем строить быстро. Как только закончим все работы по подготовке площадки — начнем строительство завода в Ростовской области. Уверен, мы построим его менее чем за два года и запустим в 2011 году. Краснодарский завод, думаю, начнет работать в 2012 году.
— Рассматривает ли Lafarge планы строительства цементных заводов в других регионах Юга России?
— В частности, компания рассматривала возможность строительства завода в Дагестане. Но в настоящий момент мы не можем его конкретизировать: прежде необходимо найти подходящее месторождение, а также подходящее место для размещения самого завода… В любом случае если вы посмотрите на наши проекты в России, то увидите: номер один по количеству заявленных Lafarge цементных производств — Южный федеральный округ.
— А номер два?
— Есть проект строительства цементного завода в Калужской области. Строится новая производственная линия на действующем заводе в Челябинске.
— Какими вам видятся перспективы цементной отрасли в России? Как скоро удастся ликвидировать дефицит основного стройматериала?
— В дальнейшем дефицит будет только расти: цементные мощности в России — устаревшие и постепенно выбывают.
Не только отдельные производственные линии будут остановлены — сам способ производства цемента, который сегодня применяется, неперспективен. Еще долгие годы придется производить модернизацию, внедрять новые технологии.
— Отечественные или зарубежные компании будут играть в этом процессе первую скрипку?
— Думаю, все-таки зарубежные… К моменту прихода Lafarge на российский рынок большинство цементных заводов были раскуплены. А сейчас у компании есть хорошая возможность участвовать в реструктуризации вашей цементной отрасли и привнести в нее свой огромный опыт. Мы можем не только управлять цементными заводами — мы можем их строить. У российских компаний в настоящий момент нет такого опыта. Безусловно, они будут учиться, пытаться строить заводы, но им придется совершить много ошибок, прежде чем начать заниматься этим профессионально. Не стану комментировать намерения конкретных компаний, но мы уже видим, что допущены определенные ошибки. Есть проекты, которые будет трудно реализовать.