Мартин Шаккум: «От стабилизации мы переходим к развитию»

Мартин Шаккум: «От стабилизации мы переходим к развитию»

Все неэффективно используемые земли государственных ведомств и предприятий будут переданы федеральному фонду содействия развитию жилищного строительства

Согласно закону «О содействии развитию жилищного строительства», принятому Госдумой и одобренному Советом Федерации в июле, до 1 октября нынешнего года правительство должно определить размер и состав первоначального имущественного взноса и передать его фонду. Предполагается, что принятие закона и создание фонда позволит вовлечь в хозяйственный оборот значительный массив неиспользуемых федеральных земель. О целях и задачах фонда содействия развитию жилищного строительства корреспондент «Вестника» беседовал с председателем комитета Госдумы РФ по промышленности и строительству Мартином Шаккумом.

— Основная цель деятельности фонда — содействие развитию жилищного строительства за счет вовлечения в оборот неэффективно используемых земель. Какими полномочиями наделен создаваемый фонд?

— Кроме жилищного строительства, фонд будет содействовать созданию инженерной, социальной, транспортной инфраструктур, промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов. Предполагается, что для достижения этих целей фонд будет проводить аукционы по продаже прав на заключение договоров аренды земель для комплексного жилищного строительства, по продаже участков, предназначенных для строительства предприятий стройиндустрии и создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов, а также готовить заключения о целесообразности или нецелесообразности использования находящихся в федеральной собственности земельных участков и расположенного на них федерального недвижимого имущества для строительства.

Закон допускает возможность передачи полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, которые находятся в федеральной собственности, субъектам Федерации. Но в этом случае у субъекта должны быть утверждены генпланы городского округа, поселения или схема территориального планирования муниципального района, правила землепользования и застройки, а также программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований.

— Сейчас аукционы по продаже находящихся в федеральной собственности земель или права их аренды единичны. С чем это связано? Поможет ли создание фонда сократить административные барьеры?

— Готов согласиться с тем, что практика предоставления земельных участков для жилищного строительства неэффективна. Но в том, что аукционы носят единичный характер, есть и объективные причины. Основная — значительные временные и финансовые затраты на подготовку земельных участков для аукционов.

Создаваемый фонд будет наделен широким кругом полномочий, начиная с раздела земельных участков, их кадастрового учета и заканчивая проведением аукционов для жилищного и иного строительства. Участие уполномоченного федерального органа в этой процедуре сведено к минимуму: он будет принимать решения о принудительном прекращении прав федеральных организаций на земельные участки и объекты недвижимости. Так что создание фонда позволит уйти от административных барьеров в сфере предоставления земельных участков.

— Фонд будет определять, какие земли востребованы для строительства. А какая структура будет принимать решения о передаче участков? Уже определены основные критерии для таких решений?

— Фонд будет готовить предложения об использовании земельных участков на основании заявок субъектов РФ. Для оценки дальнейших вариантов использования федеральных земель будет создан межведомственный коллегиальный орган. Регламент его работы, состав и порядок принятия решений утвердит правительство. Решение передать земли в собственность фонду или полномочия по управлению и распоряжению ими субъектам Федерации также будет принимать этот коллегиальный орган.

Что касается критериев, то, на мой взгляд, выработать какие-то универсальные невозможно. Воплощенные в нормы закона, они просто не будут работать на практике. В каждой конкретной ситуации нужно рассматривать различные варианты использования земельного участка, выслушав мнения регионов, фонда, федеральных органов исполнительной власти, федеральных организаций-правообладателей земельных участков.

— А по каким критериям следует оценивать эффективность и неэффективность использования земли госучреждениями?

— Один из критериев — необходимость обеспечения уставной деятельности федеральной организации. Как правило, ранее земельные участки предоставлялись ФГУПам или другим учреждениям без ограничений по площади, какие-либо нормативы такого предоставления отсутствовали. В результате значительная часть земель не используется для ведения уставной деятельности и становится предметом скрытой купли-продажи. Другой немаловажный критерий — может ли вообще этот участок использоваться для жилищного или иного строительства.

— Принятие закона «о содействии развитию жилищного строительства» требует изменений или дополнений в другие законодательные акты?

— Параллельно комитет Госдумы по строительству и земельным отношениям подготовил законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования земельных отношений», который принят Госдумой в третьем чтении 5 июля и одобрен Советом Федерации 11 июля. Закон предполагает дополнение Земельного кодекса новой главой, которая регулирует вопросы образования земельных участков путем их раздела, объединения, выдела или перераспределения. Это позволит значительно сократить административные барьеры в сфере кадастрового учета и регистрации прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также упростит формирование земельных участков для передачи их фонду.

— Преференции при выделении участков для строительства социального жилья или индивидуальной застройки планируются?

— Еще в конце 2006 года были приняты изменения в Земельный кодекс в части введения бесконкурсной процедуры предоставления земельных участков для строительства социального жилья. Ряд преференций установлен для получения земельных участков для индивидуальной застройки: если заявки на предоставление земельных участков отсутствуют, гражданин вправе получить землю без аукциона. Кроме того, комитетом ко второму чтению готовится законопроект о совершенствовании порядка предоставления земельных участков для строительства. Одно из важнейших положений в нем — определение перечня случаев, в которых земельные участки будут предоставляться без проведения аукционов.

— На ваш взгляд, необходимо ли четкое разграничение земель по категориям назначения?

— В идеале, когда будут приняты документы территориального планирования, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ, утверждены правила землепользования и застройки, для каждого земельного участка будет запланировано свое четкое использование. Но на практике необходимость и целесообразность изменения вида разрешенного использования и категории земельного участка все же возникает.

Сегодня законодательство устанавливает гибкие механизмы изменения целевого назначения и вида разрешенного использования земельных участков. Какие-либо жесткие правила в этом вопросе считаю избыточными.

Логотип Вестник Строительство