Все на Сочи-2014

Все на Сочи-2014

После своего успеха в Гватемале олимпийский Сочи превратился в большую стройплощадку

После своего успеха в Гватемале олимпийский Сочи превратился в большую стройплощадку. Приобретение недвижимости, открытие филиалов или новых офисов в будущей столице Олимпийских игр вызвало непомерный интерес. Спрос, как известно, рождает предложение: увеличилось количество вводимых квадратных метров как жилой элитной недвижимости, так и объектов коммерческого назначения. А 26 февраля 2008 года была утверждена краевая целевая программа «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития Сочи как горно-климатического и бальнеологического курорта», на реализацию которой будет выделено более 10 млрд. рублей.

Объем финансирования краевой целевой программы развития Сочи состоит из трех частей: краевой бюджет вносит 11,4 млрд. руб., 885 млн. — сочинская казна и 701,5 млн. других привлеченных средств. Все поступления должны быть потрачены на возведение 40 различных объектов в городе-курорте. В частности, 1,86 млрд. руб. выделено на новую инфекционную больницу в Сочи, 1,24 млрд. — на строительство 200 км новых внутригородских автотрасс и реконструкцию дорог, по 1 млрд. руб. выделили на новую клинику в Красной Поляне и на реконструкцию полигона бытовых отходов.

Также в планах проведение природоохранных и противооползневых мероприятий, создание единой автоматизированной системы управления пассажирским транспортом, реконструкция котельных на Красной Поляне, перенос очистных сооружений из района будущих объектов зимних Игр, строительство комплекса по переработке твердых бытовых отходов биологического происхождения. К примеру, в 16 млн. руб. обойдется строительство общественных туалетов в Сочи, а комплекс утилизации биологических отходов оценен в 42,5 млн. руб.

Капитальный ремонт жилых домов также не остался без внимания. Только из городского бюджета на его реализацию рассчитывают потратить не менее 134 млн. руб. Но если у города появится дополнительная материальная база, окончательная сумма финансирования может быть увеличена, причем определять первоочередность работ будут сами члены товариществ собственников жилья.

Стабилизация энергоснабжения

Из-за отсутствия резервов энергомощностей г. Сочи в течение нескольких десятков лет был «слабым местом» в энергетике Краснодарского края, однако сейчас ситуация сдвинулась с мертвой точки. Построена новая Сочинская ТЭС, проектной мощностью 78 мегаватт, генподрядчиком строительства которой выступил «Мосэнергострой». Основная цель проекта — бесперебойное энергообеспечение города Сочи, а также покрытие возрастающего энергопотребления в регионе в связи с созданием рекреационной зоны на курорте Красная Поляна.

Ведется строительство высоковольтных воздушных линий электропередачи напряжением 220–500 киловольт, трансформаторных подстанций, идет реконструкция сочинских электрических сетей, а в районе Красной Поляны введена в строй малая гидроэлектростанция мощностью 1,5 мегаватта.

По официальным данным, в 2008 году из городского бюджета Сочи трем районам города было выделено по 150 млн. руб. именно на развитие сельской инфраструктуры.

Транспортные истории

Одним из приоритетных направлений деятельности Минтранса России является развитие транспортной инфраструктуры юга России. Из наиболее значимых объектов дорожной отрасли Сочи можно выделить строительство дублера Курортного проспекта — центральной автомагистрали, четырех транспортных развязок на пересечении федеральной автомобильной дороги М-27 Джубга – Сочи с городской дорожной сетью, пяти транспортных развязок на муниципальных дорогах. На данный момент завершено строительство современной трассы Адлер – Красная Поляна, ведется строительство объездной дороги в обход города, сдача которой намечена на 2010 год, второго моста через р. Сочи и развязки на Краснодарском кольце. Кстати, по проекту, объездная будет состоять из двух очередей, и уже введен в эксплуатацию самый трудный участок — Мацестинский тоннель.

Кроме этого, в целях обеспечения бесперебойности и безопасности перевозок, будет усилена инфраструктура железнодорожной линии Туапсе – Адлер. В проекте заложено строительство вторых путей, берегоукрепительных сооружений, а также создание новой трехкилометровой ж/д линии, сообщением Адлер – аэропорт Сочи.

Планируется перенос железнодорожного полотна Туапсе – Адлер вглубь побережья, после чего, по экспертным оценкам администрации Краснодарского края, свободную территорию можно будет застроить 70 крупными санаторно-курортных комплексами, примерно на 35 000 мест. Объем привлекаемых инвестиций этого проекта может составить около $2 млрд.

В рамках реализации программы транспортного развития курорта будет построено свыше 5 тыс. погонных метров причальных, 3,5 тыс. м оградительных сооружений, более 100 км новых железнодорожных линий, 56 км вторых путей, 75 км новых федеральных автомобильных дорог, порядка 20 автодорожных развязок и 20 автотоннелей.

Портовые перспективы

Не останется в стороне и морская инфраструктура города, на развитие которой направлены значительные инвестиции. В планах стоит реконструкция Сочинского морского торгового порта и создание на его базе Российской морской компании для организации круизного туризма.

Первый этап — это приведение порта в соответствующее действующим международным нормам техническое состояние: реконструкция и ремонт существующих зданий, гидротехнических сооружений, инженерных сетей общей стоимостью 900 млн. руб.

Реализация проекта развития Сочинского морского порта позволит одновременно принимать три круизных лайнера, вместимость каждого из которых доходит до двух тысяч пассажиров и примерно 150–200 круизных судов в год. По предварительным подсчетам, после реконструкции порта потребуется около 10 млрд. руб. Стоит отметить, что одна из задач в рамках первого этапа уже выполнена — морской вокзал отремонтирован и введен в эксплуатацию.

Также планируется строительство двух грузовых районов порта для завоза инертных материалов и 15-ти портопунктов вдоль побережья Большого Сочи. Кстати, на днях завершится отбор генподрядчика для разработки рабочей документации и строительства грузового морского порта, который проводило ООО «Порт Сочи Имеретинский», входящее в управляющую дирекцию «Портовый Бизнес» компании «Базовый элемент».

В числе планируемых объектов — причалы для навалочных грузов длиной 480 м и генеральных протяженностью 800 метров. Берегоукрепление в виде эстакады с подпричальным откосом составит 150 м, которое дополнительно на входе в акваторию порта растянется на 240 м. Также будут созданы искусственная намывная территория, внутренние сети водопровода, канализации, энергоснабжения и перекладка инженерных сетей на площадке строительства. Новый порт будет включать в себя восемь специализированных причалов максимальной глубиной в 9,2 м: по три для приемки генеральных и навалочных грузов, а два для отгрузки цемента.

Перегрузочный комплекс будет расположен в междуречье рек Мзымта и Псоу Адлерского района Сочи на открытом побережье Черного моря. Пуск первой очереди запланирован на II квартал 2009 года: порт начнет принимать цемент, песок и щебень. Проектную мощность по приему строительных материалов порт должен вырабатывать уже со II квартала 2010 года. Дальнейшая работа по созданию и восстановлению береговой инфраструктуры предусмотрена федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)».

Аэропорт международного стандарта

Значимым событием для столицы Олимпиады–2014 стала, бесспорно, и реконструкция международного аэропорта, стартовавшая в октябре 2006 года в соответствии с федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)». Открытие взлетно-посадочной полосы длиной 2500 м состоялось 1 июня 2007 года в рамках Международного транспортного форума в г. Сочи.

К 2012 году завершится полная реконструкция взлетно-посадочных полос, зала прилета и обустройство прилегающей территории. Именно тогда аэропорт Сочи будет соответствовать всем международным требованиям и во время зимней Олимпиады–2014 сможет обеспечивать 24 посадки в час. Реконструкцию аэропорта в Адлере и строительство олимпийского стадиона взяла на себя австрийская компания Strabag Group. В общей сложности в рамках олимпийской стройки организация заключила контрактов на сумму более 150 млн евро и планирует участие во многих новых сочинских тендерах.

Парад проектов

Зимние месяцы, без сомнения, стали показательными. Красная Поляна, активно раскрученная Олимпиадой–2014, начала приносить доход городу и в межсезонье, а популярность в горнолыжный сезон возросла по сравнению с прошлым годом на 32%. Ее можно по праву назвать эпицентром Белой олимпиады, поэтому инвесторы так полюбили это место. Например, «Нацбизнесбанк» профинансирует строительство спортивно-туристического комплекса на Красной Поляне «Горная карусель», основной целью которого является создание нового российского горнолыжного и туристического центра мирового уровня.

Разветвленная инфраструктура, включающая лыжные трассы, сеть современных подъемников, зона шале и гостиниц, в которой на время проведения игр предлагается разместить журналистов, ведущих олимпийскую хронику. Общая территория комплекса составляет 1920 га, протяженность трасс — 70 км, а полная вместимость комплекса — 12 тыс. человек. В проекте комплекса, предварительная стоимость которого 20 млрд. руб., участвуют известные международные компании, такие как Diener Guirrard Architectes (градостроительное и архитектурное бюро, известное разработками туристических и развлекательных комплексов, проектов яхт-клубов, гольф-курортов), Poma Group (мировой лидер в производстве горнолыжных подъемников и других канатно-транспортных систем), французская архитектурная группа Dianeige (одна из ведущих европейских компаний по разработке концепций, архитектурных и проектных решений для круглогодичной эксплуатации горных комплексов). Контроль над проектированием осуществляет Луи Гили — председатель совета директоров компании Dianeige, который, кстати, разрабатывал концепцию курорта Куршевель и в течение 10 лет был его неизменным руководителем.

А вот разработчиком проекта горнолыжного курорта «Роза Хутор», общий бюджет которого превышает $240 млн., стала канадская компания «Экосайн Маунтен Ресорт Плэннерс Лтд». Генеральным проектировщиком было выбрано российское представительство крупнейшего австрийского проектного бюро ILF Beratende Ingenieure ZT GmbH «ИЛФ Русланд, Инжиниринг и Проектное управление». Летом 2007 года уже было построено шесть подъемников, а полная сдача горнолыжных трасс «Роза Хутор» общей протяженностью около 60 км планируется на начало 2009 года, после чего на трассах курорта ежедневно смогут кататься до 9500 человек. Реализация проекта пройдет с использованием современных природоохранных технологий, позволяющих сохранить уникальную экологическую систему в районе плато Роза Хутор.

Еще три больших объекта: лыжный, биатлонный и гостиничный комплексы на 600 мест для участников соревнований, в соответствии с Заявочной книгой «Сочи–2014», будут построены в горно-туристском центре компанией «Газпром» на хребте Псехако. В первую очередь сооружены 18 горнолыжных спусков разной степени сложности общей протяженностью 14 335 м и шесть канатных дорог. Кроме этого, уже полностью готова нижняя станция комплекса с инфраструктурой: отели, многоуровневая стоянка, магазины, рестораны и многое другое. В рамках второй очереди планируется завершение строительства общественно-культурного центра, пяти канатных дорог, девяти горнолыжных спусков общей протяженностью 10 700 м с перепадом высот 960 м и лыжного стадиона, также будут построены комплексы бытовой и инженерной инфраструктуры. В целом лыжный комплекс по расчетам должен быть введен в эксплуатацию в 2010 году. Что касается биатлонного и гостиничного комплекса, они сейчас находятся на стадии проектирования: их возведение заявлено на 2009–2010 гг. Помимо этих объектов, компанией «Газпром» запланировано строительство автомобильной кольцевой дороги на Псехако, а также прокладка магистрального газопровода по маршруту Джубга – Лазаревское – Сочи, который обойдется компании в $300 млн.

Удостоились внимания инвесторов приморские территории Имеретинской долины и предгорные зоны. Например, инвестиционная стоимость проекта в районе поселка Галицыно «Сочи Гольф и СПА курорт» оценивается в 150 млн. евро, площадь курорта составит 166 га. Выбрано уже и его местоположение: центр треугольника г. Сочи — «Красная Поляна» — международный аэропорт. На высоте от 200 до 375 м над уровнем моря на склонах гор, в месте слияния рек Кудепста и Псахо.

На месте расположенной в центре города Сочи гостиницы «Москва» «Нацбизнесбанк» планирует строительство торгово-офисного комплекса «Сочи Плаза», в который намерен вложить 3,8 млрд руб. Новый комплекс площадью до 100 тыс. кв. м, включающий в себя пятизвездочный отель, торговый центр, апартаменты, офисные помещения класса «А», планируется завершить в 2011 году.

Следующий крупный объект — конгресс-холл стоимостью 500 млн. евро, который в перспективе будет использоваться для проведения сочинского инвестиционного форума, а также для других презентационных мероприятий, будет возведен ОАО «Инвестиционная компания «ТПС» на месте киноконцертного зала «Фестивальный» в течение 2–3 лет. В него войдут 20 тыс. кв. м выставочных, 30 тыс. кв. м торговых площадей, зал для конференций на 3200 участников.

В качестве девелопера многофункционального проекта «Имеретинская Ривьера» в Сочи выступает Altius Development (подразделение компании «Базовый Элемент»), планируется инвестировать в проект $3 млрд. Как известно, в этом месте на время проведения «белых» Игр–2014 расположится Олимпийская деревня, где будут возведены несколько гостиниц, элитная жилая недвижимость, спортивно-развлекательный и торговые комплексы, тематический парк развлечений с аквапарком, а также крупный причал для яхт. По предварительным расчетам, общая площадь возводимых зданий будет в переделах 1 млн. кв. м, объем инвестиций составит около $3 млрд.

А на противоположном от Имеретинской низменности берегу, в устье реки Мзымта, компания «Экспо» наметила на 2010 год завершить строительство парка развлечений — единственного в Европе, где будут представлены аттракционы, бассейн с искусственной волной для занятия серфингом и скалодром. Немаловажным фактором является и его непосредственная близость к будущей Олимпийской деревне. Не стоит забывать, что Сочи отличается уникальным климатом, поэтому все проекты должны разрабатываться с учетом экологических исследований. Именно это стало предпосылкой того, что санно-бобслейная трасса, Олимпийская деревня и водозабор по просьбе экологов с Грушевого хребта будут перенесены в район первого горнолыжного курорта на Красной Поляне «Альпика-сервис», расположенного на хребте Аибга, хотя на начальное строительство дороги к хребту уже было потрачено 70 млн. руб.

Грандиозные планы связаны с преобразованием сочинского побережья. В этом ключе планируется создание искусственных территорий (островов). К примеру, сооружение «Острова Федерация» по проекту знаменитого голландского архитектора Эрика ван Эгераата, работы по созданию которого намечены на 2008–2009 гг.,— одна из наиболее масштабных инвестиционных площадок в Сочи. Как отметил Алексей Буцайло, директор по массовым коммуникациям Группы компаний «М-ИНДУСТРИЯ», соглашение о сотрудничестве по реализации проекта «Остров Федерация» между администрацией Краснодарского края, ЗАО «М-ИНДУСТРИЯ» (инициатором и организатором проекта) и инвестором проекта — крупной финансовой компанией Allied Business Consultants (Объединенные Арабские Эмираты) подписано на сумму$6 млрд. По расчетам, проект может быть целиком завершен к 2017 году, причем сам остров планируется завершить к 2011 году, а к 2014 году закончится и строительство спортивных и гостиничных комплексов. Постоянными жителями острова станут примерно 20 тысяч человек, а приезжие рабочие кадры и туристы составят еще около 70 тысяч.

Алексей Буцайло:

— На данный момент генеральный план застройки «Острова Федерация» находится в разработке. Но уже сегодня можно говорить о том, что основная концепция застройки — здания высотой от 3-х до 6-ти этажей. Подобный тип застройки распространен на приморских курортах в Европе и считается наиболее подходящим для создания «курортного настроения». На «Острове» будет несколько типов зданий — жилые дома, виллы, общественно-деловые центры, гостиницы. Все вместе будет образовывать уникальный комплекс для комфортного размещения туристов вне зависимости от материального положения. По предварительным расчетам специалистов, общая площадь всех зданий на «Острове» составит чуть более 3 миллионов квадратных метров, из них жилых помещений — более 2 миллионов квадратных метров.

С замиранием сердца

Глобальная модернизация Сочи и его подготовка к Белой Олимпиаде, конечно, не могли не отразиться на риелторском интересе. Рынок недвижимости курорта за последний год изменился до неузнаваемости. Те инвесторы, кто два-три года вложили в новое строительство от 1000 до 1500 долларов за квадратный метр, сегодня получили хорошую прибыль: стоимость «квадрометра» выросла в 4-5 раз. Еще больший доход получили те, кто успел прикупить земельные участки, стоимость которых подскочила за это время в 8-10 раз. Но это лишь единицы. Большая часть населения с замиранием сердца смотрит на постоянный рост стоимости жизни, понимая, что Сочи сегодня самый дорогой город в Краснодарском крае. Цены на рынках шокируют отдыхающих. Владельцы некоторых магазинов в надежде привлечь покупателей вывешивают таблички следующего содержания: «у нас краснодарские цены».

Как отмечают местные жители, «Олимпийский задор» захватил и таксистов, цены на проезд постоянно идут вверх. Не отстает от общих тенденций и жилищный вопрос. Длительная аренда жилья также стремится к бесконечности. Если два года назад снять однокомнатную квартиру в центре на длительный срок можно было за 10–11 тысяч рублей в месяц, теперь стоимость выросла в два раза, что не может не радовать риелторов. Что касается проживания отдыхающих, то в нынешнем летнем сезоне суточная плата за однокомнатную квартиру составляет от 1200–1500 рублей.

Не для кого не будет открытием, что рынок недвижимости Сочи является одной из самых динамично развивающихся областей экономики Краснодарского края. Как отмечают эксперты, он находится на начальном этапе формирования и является очень привлекательным для инвесторов. Активное развитие курортной инфраструктуры и разработка масштабных проектов становится предпосылкой увеличения спроса на квадратные метры. Сегодня по стоимости жилья Сочи не только догнала, а в отдельных случаях и перегнала уровень цен столичных квадратных метров, и тем более аналогичных нестоличных городов Европы. Однако и уровень жизни, и качество курортной недвижимости по многим параметрам уступает европейским. Как отмечают аналитики агентства недвижимости «НЕГоциант», сегодня сочинский «квадрат» даже в старых морально и физически устаревших домах советской эпохи можно приобрести по средней стоимости от 3,5 до 5 тысяч долларов, причем, цена квадратуры в хороших районах или на жилье бизнес-класса остановилась на отметке 4,5–6 тысяч долларов, а в элитном доме — от 7 до 15 тысяч.

Высокие цены на «олимпийскую» недвижимость, первым делом, держатся за счет ограниченного предложения и объемов строительства, причем это диктует сама структура застройки города. По большей части отдается предпочтение элитному домостроению, а доля эконом-класса стремится к нулю. На продажу выставлены монолитные и монолитно-каркасные «квадраты», как минимум мидл-класса. Неоспоримым плюсом такой политики является улучшение качества жилья, однако, площадь таких квартир примерно в полтора раза больше, чем в панельных домах, что не может не отразиться на конечной стоимости. Исходя из это, отмеченный риэлторами спад продаж сочинской недвижимости говорит не о том, что отсутствует интерес к «квадратам» на олимпийском курорте, просто большей части населения при нынешних ценах такая покупка не по карману.

Однако сегодня увеличить объемы строительства в пределах Центрального района Сочи уже физически невозможно, да и застраивать центр «панелью» вряд ли целесообразно. Как отмечают специалисты «НЕГоцианта», эта картина вряд ли изменится в пользу покупателей, ведь город стремится стать «дорогим курортом». Олимпийский ветер перемен с каждым днем дует с новой силой. Вопрос о преображении Сочи не теряет популярности, потому что от такого количества интересных задумок может закружиться голова. Но для того, чтобы все это реализовать в столь короткие сроки, потребуется много сил. Впрочем, по мнению специалистов, что это все выполнимо при наличии квалифицированной и слаженной команды. Как отмечают эксперты, сегодня у столицы Белых игр–2014 есть все основания и возможности стать значимым курортным центром с современной инфраструктурой и качественным обслуживанием, ведь, обладая огромным потенциалом, Сочи не имеет альтернатив в масштабе нашей страны.

Логотип Вестник Строительство