Цифры и мнения

Цифры и мнения

Активно растущая стройиндустрия Юга России — одна из самых привлекательных для инвестиций отраслей экономики

Активно растущая стройиндустрия Юга России — одна из самых привлекательных для инвестиций отраслей экономики. «Вестник» выбрал приоритетные сегменты промышленности стройматериалов и попросил экспертов и участников рынка прокомментировать, какие тенденции определяют ситуацию и как она будет развиваться в ближайшей перспективе.

Андрей Ляшов, председатель совета директоров ОАО «Глубокинский кирпичный завод»:

— Развитие производства — основная тенденция для кирпичного рынка. Появляются новые заводы, увеличиваются производительные мощности. Глубокинский кирпичный завод отразил общую тенденцию: в 2007 году мощность предприятия достигла 200 млн. шт. условного кирпича. Динамика роста производства — 30%. Новые производители появляться, безусловно, будут.

Только немецкие промышленники намерены построить 30 заводов в России. Я ожидаю появления дополнительных игроков с новыми технологиями производства качественной продукции. Расстановка сил на рынке изменится не сильно. Слабые уйдут, повысится уровень конкуренции, качество продукции. При этом если не случится неожиданного экономического кризиса, то к 2010 году российские стройматериалы подорожают на 40% и достигнут европейского ценового уровня.

Валерий Аллавердян, директор оценочно-консалтинговой компании «ИКР-Консультант»:

— Объемы производства и потребления щебня и других добываемых строительных материалов (песок, бутовый камень) неуклонно растет. В 2006 г. рост производства щебня составил почти 16%, а в 2007 году вырос до 70,4%. Около половины ростовских участников рынка отмечают его дефицит. Большая часть операторов констатируют тот факт, что щебень растет в цене примерно на 5% в месяц.

Причина в дисбалансе между спросом и предложением. Не секрет, что достаточно большие объемы добываемого щебня вывозятся из Ростовской области, но какая-то часть поставляется из Краснодарского и Ставропольского краев. Дефицит щебня стимулирует выгодные ценовые предложения, что приводит к росту цен в нашей области. Не исключен приход на Дон и инвесторов из областей, испытывающих дефицит щебня: Волгоградской, Астраханской и Самарской.

Владислав Исаев, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»:

— Строительство новых производств — одна из ярких тенденций применительно к рынку стройматериалов в ЮФО. На рынке цемента ЮФО скоро появятся заводы компаний «Базовый элемент», Lafarge, «Евроцемент груп», «Амираль Б. В.». О наращивании мощностей своих заводов в регионе заявила компания «Интеко». Но потребление цемента растет, и ввод новых мощностей не успевает за реальным потреблением. Так, в 2007 г. производство цемента на Юге России составило порядка 9 млн. тонн, и потребление выросло до такой же цифры. Потребление будет расти темпами не менее 10–12% в год, и через два-три года должно составить порядка 15 млн. тонн. Смягчить дефицит помогает импорт цемента. Летом 2008 года цемент активно завозился из Турции, что привело к частичному снижению цен.

Михаил Бурмистров, руководитель отдела аналитики информационно-консалтингового агентства INFOLine:

— В 2007 году динамика производства изделий из бетона в целом положительна. В январе-феврале 2008 года производство блоков и камней стеновых увеличилось на 4,5% по сравнению с показателями за тот же период в 2007 году. Отмечается рост в направлении производства стеновых блоков и мелких стеновых блоков, 10,3% и 35,1% соответственно. Совокупный общероссийский объем производства ЖБИ в I квартале 2008 года составил 6,5 млн. куб. метров. Лидирующие позиции по производству блоков и камней мелких стеновых занимал Центральный федеральный округ, его доля в общероссийском объеме выпуска составляет 37,6%. В качестве крупных производителей можно отметить и ЮФО, его доля в общем объеме производства — 27,5%.

Денис Антипенко, региональный менеджер-директор филиала в ЮФО ООО «Эй Джи Си Флэт Гласс Восток»:

— В 2007 году объем рынка стекла ЮФО увеличился примерно на 15%. Особенностью прошлого года было то, что на Юг ввезли большое количество импортного стекла, что спровоцировало снижение цены на рынке во второй половине года. В этом году сюрпризов пока не было, разве что повысились цены из-за роста себестоимости производства и транспортировки стекла.

Среди основных тенденций отмечу еще увеличение доли высококачественного стекла в общем объеме потребления, а также активное развитие специализированных компаний по переработке стекла (изготовление стеклопакетов). Все это является продолжением процесса структуризации рынка, начавшегося в 2004 году. По темпам развития и структуризации рынка ЮФО — в лидерах отрасли. Среди положительных факторов, повлиявших на динамику рынка, — рост объемов строительства в ЮФО. Учитывая его, можно утверждать, что до конца года темпы роста рынка сохранятся на прежнем уровне, а сектор высококачественного стекла вырастет минимум на 30% в год.

Василий Черныш, директор по маркетингу ОАО «ИНПРОМ»:

— В первой половине 2008 года можно отметить стремительный рост цен практически на все виды металлопроката. За полгода цены на различную номенклатуру выросли от 50 до 115%. Конечно же, подобный взлет шокировал многих потребителей, вызвав некоторый спад спроса. Ведь в строительстве и машиностроении доля металлопроката в составе конечного продукта очень высока, и такие перемены на рынке значительно увеличивают себестоимость продукции и делают ее менее конкурентоспособной. Но, несмотря на этот негативный фактор, и в строительной отрасли, и в машиностроении наблюдается стабильный рост. Поэтому вряд ли стоит говорить об уменьшении потребления металлопродукции как в целом по России, так и по ЮФО в частности. По нашей оценке, потребление металлопроката в этом году сохранится на уровне показателей прошлого года.

Сергей Соколов, начальник отдела продаж в ЮФО ООО «ИВСИЛ Евро Трейд»:

— Рост рынка сухих строительных смесей в 2007 году составил 30–35%. В 2008 году выросли затраты на различные составляющие себестоимости: транспортировку, «химию», упаковку. Местные производители вытесняют московских в эконом-сегменте. Но в 2007 году в Ставрополе запустили завод «Цемент+», он за год не смог выйти на объем продаж 3 тыс. тонн в год.

Загрузка мощностей производства составила 2,5%. Строительство заводов в ЮФО ограничено слабой сырьевой базой, транспортными проблемами, ростом цен на земельные участки и административными барьерами, которые компании среднего уровня не смогут самостоятельно преодолеть. А попытки строительства аналогичных заводов своими силами со стороны местного бизнеса будут утопией, так как они жестко ограничиваются сегментом эконом-класса.

Логотип Вестник Строительство