Андрей Ляшов, председатель совета директоров ОАО «Глубокинский кирпичный завод»:
— Развитие производства — основная тенденция для кирпичного рынка. Появляются новые заводы, увеличиваются производительные мощности. Глубокинский кирпичный завод отразил общую тенденцию: в 2007 году мощность предприятия достигла 200 млн. шт. условного кирпича. Динамика роста производства — 30%. Новые производители появляться, безусловно, будут.
Только немецкие промышленники намерены построить 30 заводов в России. Я ожидаю появления дополнительных игроков с новыми технологиями производства качественной продукции. Расстановка сил на рынке изменится не сильно. Слабые уйдут, повысится уровень конкуренции, качество продукции. При этом если не случится неожиданного экономического кризиса, то к 2010 году российские стройматериалы подорожают на 40% и достигнут европейского ценового уровня.
Валерий Аллавердян, директор
— Объемы производства и потребления щебня и других добываемых строительных материалов (песок, бутовый камень) неуклонно растет. В 2006 г. рост производства щебня составил почти 16%, а в 2007 году вырос до 70,4%. Около половины ростовских участников рынка отмечают его дефицит. Большая часть операторов констатируют тот факт, что щебень растет в цене примерно на 5% в месяц.
Причина в дисбалансе между спросом и предложением. Не секрет, что достаточно большие объемы добываемого щебня вывозятся из Ростовской области,
Владислав Исаев, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»:
— Строительство новых производств — одна из ярких тенденций применительно к рынку стройматериалов в ЮФО. На рынке цемента ЮФО скоро появятся заводы компаний «Базовый элемент», Lafarge, «Евроцемент груп», «Амираль Б. В.». О наращивании мощностей своих заводов в регионе заявила компания «Интеко». Но потребление цемента растет, и ввод новых мощностей не успевает за реальным потреблением. Так, в 2007 г. производство цемента на Юге России составило порядка 9 млн. тонн, и потребление выросло до такой же цифры. Потребление будет расти темпами не менее 10–12% в год, и через
Михаил Бурмистров, руководитель отдела аналитики
— В 2007 году динамика производства изделий из бетона в целом положительна.
Денис Антипенко, региональный
— В 2007 году объем рынка стекла ЮФО увеличился примерно на 15%. Особенностью прошлого года было то, что на Юг ввезли большое количество импортного стекла, что спровоцировало снижение цены на рынке во второй половине года. В этом году сюрпризов пока не было, разве что повысились цены
Среди основных тенденций отмечу еще увеличение доли высококачественного стекла в общем объеме потребления, а также активное развитие специализированных компаний по переработке стекла (изготовление стеклопакетов). Все это является продолжением процесса структуризации рынка, начавшегося в 2004 году. По темпам развития и структуризации рынка ЮФО — в лидерах отрасли. Среди положительных факторов, повлиявших на динамику рынка, — рост объемов строительства в ЮФО. Учитывая его, можно утверждать, что до конца года темпы роста рынка сохранятся на прежнем уровне, а сектор высококачественного стекла вырастет минимум на 30% в год.
Василий Черныш, директор по маркетингу ОАО «ИНПРОМ»:
— В первой половине 2008 года можно отметить стремительный рост цен практически на все виды металлопроката. За полгода цены на различную номенклатуру выросли от 50 до 115%. Конечно же, подобный взлет шокировал многих потребителей, вызвав некоторый спад спроса. Ведь в строительстве и машиностроении доля металлопроката в составе конечного продукта очень высока, и такие перемены на рынке значительно увеличивают себестоимость продукции и делают ее менее конкурентоспособной. Но, несмотря на этот негативный фактор, и в строительной отрасли, и в машиностроении наблюдается стабильный рост. Поэтому вряд ли стоит говорить об уменьшении потребления металлопродукции как в целом по России, так и по ЮФО в частности. По нашей оценке, потребление металлопроката в этом году сохранится на уровне показателей прошлого года.
Сергей Соколов, начальник отдела продаж в ЮФО ООО «ИВСИЛ Евро Трейд»:
— Рост рынка сухих строительных смесей в 2007 году составил 30–35%. В 2008 году выросли затраты на различные составляющие себестоимости: транспортировку, «химию», упаковку. Местные производители вытесняют московских
Загрузка мощностей производства составила 2,5%. Строительство заводов в ЮФО ограничено слабой сырьевой базой, транспортными проблемами, ростом цен на земельные участки и административными барьерами, которые компании среднего уровня не смогут самостоятельно преодолеть. А попытки строительства аналогичных заводов своими силами со стороны местного бизнеса будут утопией, так как они жестко ограничиваются сегментом