оТжиг кирпича

оТжиг кирпича

Доля ЮФО в производстве кирпича в России составляет 15%

По данным агентства ABARUS Market Research, ЮФО занимает третье место по производству кирпича в России, после Приволжского и Центрального округов. В регионе лидерами производства являются Краснодарский край — более 600 млн. штук условного кирпича и Ростовская область — около 400 млн. Немного отстает Ставрополье — 325 млн. В аутсайдерах оказалась Волгоградская область — менее 100 млн.

Кирпичик к кирпичику

Кирпичное производство Краснодарского края является одним из крупных в России и занимает первое место в ЮФО. В крае в 2007 году произведено 601,4 млн. шт. кирпича или 107,8% к 2006 году. Лидеры кирпичного производства Кубани — ООО «Фабрика керамических изделий» (г. Краснодар), ЗАО «Губский кирпичный завод» (Мостовский район), ОАО «Новокубанский завод керамических стеновых материалов», ООО «Строительные материалы и конструкции» (Северский район), ОАО «Славянский кирпич» (Славянский район). Учитывая тенденции роста объемов строительства в районах Черноморского побережья, где строительная активность значительно выше, чем в среднем по краю, при поддержке департамента строительства введен в эксплуатацию Адербиевский кирпичный завод производительностью 15 млн. шт. кирпича в год. В дальнейшем планируется доведение мощностей на данном предприятии до 30 млн. шт. кирпича в год.

В целом спрос на керамический кирпич на Кубани удовлетворен, кроме того, часть продукции, производимой в крае (до 50 млн. шт. кирпича), поставляется в Адыгею, Ставрополье, Дагестан, Калмыкию, Ростовскую область и Москву.

Эксперты указывают на двойственную ситуацию: с одной стороны, Краснодарский край занимает ведущие позиции в стране по производству кирпича, с другой — мощности предприятий-производителей загружены менее чем на 50%. Объясняется это тем, что финансовых средств на модернизацию и перевооружение у многих заводов нет, следовательно, продукция этих предприятий не является конкурентоспособной на рынке.

Среди проблем кирпичной отрасли края эксперты выделяют не только нехватку денег на приобретение новых технологий вследствие высоких процентных ставок банковских кредитов, но и нехватку молодых специалистов, которые смогли бы грамотно организовать производство. Обучение их предприятиями за свой счет зачастую невозможно, а курсы повышения квалификации отсутствуют.

Часть проблем, а именно вопросы единой технологической и ценовой политики, честной конкуренции, по мнению экспертов, может решить «Ассоциация кирпичных заводов Кубани». Создание подобных ассоциаций, трестов, холдингов в крае путем объединения производственных мощностей, транспортных ресурсов, служб заказчиков, проектных и иных организаций, финансовых структур позволит более динамично проводить техническое переоснащение отрасли, быстрее и дешевле вводить в строй новые производственные объекты, а также сохранить керамическое производство на Кубани.

Хорошего кирпича много не бывает

Ростовская область представлена на рынке производителей кирпича в ЮФО несколькими крупными игроками:

  • ООО «Шахтинский кирпичный завод» (г. Шахты),
  • ЗАО «Сальский кирпичный завод» (г. Сальск),
  • ООО «Новочеркасский кирпичный завод» (г. Новочеркасск),
  • ООО «ЛЕМАКС-Керамика» (г. Таганрог),
  • ОАО «МИТОС Строй» (г. Новочеркасск),
  • ОАО «Глубокинский кирпичный завод».

Андрей Ляшов, председатель совета директоров ОАО «Глубокинский кирпичный завод»:

— 30% от общего объема выпуска продается в Ростовскую область. Если говорить в целом о ЮФО, то это порядка 70%. Более того, мы наладили плотное сотрудничество с Казахстаном. Порядка 7% продукции поставляется именно в это государство. Кроме того, в 2008 году наша продукция стала активно выходить на рынки Москвы, Воронежа, Липецка, Самары, Дагестана… В 2009 году планируется продвижение Глубокинского кирпича еще в 10 регионах.

Еще одним значительным игроком рынка является ОАО «МИТОС Строй».

Завод по производству силикатного кирпича компании «МИТОС» является ведущим в городе и области производителем утолщенного и одинарного силикатного кирпича. За годы работы заводом выпущено 1 миллиард 608 миллионов 209 тысяч кирпича.

Андрей Кучумов, директор завода по производству силикатного кирпича компании «МИТОС»:

— Реализация нового инвестиционного проекта компании уже началась: в совместном российско-германском предприятии немецкую сторону представляет фирма HARMS GmBH, а российскую — компания «МИТОС» с контрольным пакетом акций. Ввод в эксплуатацию завода с проектной мощностью 58 миллионов штук облицовочного кирпича в год предполагается к концу 2008 года.

Объем рынка силикатного кирпича Ростовской области оценивается приблизительно в 100 млн. штук условного кирпича в год. Один из основных производитель на сегодня — Глубокинский завод силикатного кирпича. Однако, по мнению г-на Кучумова, пуск завода «Штайнверк» с объемом производства 50–60 млн. штук условного кирпича в год позволит компании «МИТОС» занять около 50% рынка.

На рынок производителей кирпича планирует активную экспансию ГК «Ореско», который построит в Пролетарском районе Ростовской области завод по производству облицовочного кирпича, мощностью 60 млн. шт. кирпича в год. Инвестиции в этот проект составляют более 1 млрд. руб. Рынком сбыта, по словам Юрия Балакина, директора по связям с регионами и развитию производства строительных материалов ГК, станут все четыре региона ЮФО, причем в Ростовской области холдинг планирует занять 20–25% рынка.

В Ростовской области спрос на кирпич значительно опережает предложение. Ситуация усугубляется постоянным увеличением темпов и объемов строительства жилья и ростом цен на энергоносители. Как считает Андрей Кучумов, дефицит кирпича при отсутствии здоровой конкуренции приводит к росту цен. Казалось бы, выход прост — нужно строить новые заводы по производству кирпича. Однако за несколько лет в Ростовской области закрылись десять заводов, а новых не построили. Далеко не каждая компания обладает финансовой мощью, достаточной для пуска такого предприятия с нуля. Спрос на строительные материалы в Ростовской области и в Южном федеральном округе в целом остается неудовлетворенным.

Похожее мнение у г-на Ляшова:

— В целом местные производители вполне могут удовлетворить спрос, предоставляемый строительным рынком. Но рынок не насыщен качественной керамической облицовкой, поскольку производители не закупают надлежащего оборудования. Еще одна проблема — нехватка несущего продукта: как керамики, так и камня. Но здесь уже другие причины: рынок требует значительно больше, чем может дать производитель, и предприятия не всегда успевают за растущим спросом.

По мнению аналитиков, спрос на облицовочный кирпич в Ростовской области, как и в целом по ЮФО, растет быстрее, чем на керамический, тем более рынок этого вида кирпича характеризуется дефицитом качественного продукта. Они отмечают, что внедрение новых производственных мощностей в этой сфере весьма актуально и окупятся они за 4–5 лет, учитывая активно развивающееся в регионе строительство.

Неудовлетворенный спрос

Мощности по производству кирпича в Ставропольском крае на 01.01.2008 г. составили 324,3 млн. штук в год. В том числе:

  • мощности по производству силикатного кирпича — 220,0 млн. штук;
  • мощности по производству кирпича керамического — 104,3 млн. штук.

В 2007 году предприятиями промышленности строительных материалов и стройиндустрии Ставропольского края было произведено 269,8 млн. штук кирпича, а темп роста составил 116,2%. В первом полугодии 2008 года произведено 132,9 млн. штук кирпича, и темп роста к соответствующему периоду 2007 составляет 112,2%.

По оценкам экспертов, к 2015 году дефицит в крае составит 86 млн шт. условного кирпича. Для его покрытия планируется осуществить строительство кирпичного завода по выпуску лицевого кирпича в Кочубеевском районе на Ивановском месторождении производительностью до 100 млн. штук кирпича в год. В настоящее время ведутся подготовительные работы и поиск инвестиций.

Еще одним путем для снижения уровня нехватки кирпича на рынке Ставрополья, по мнению аналитиков ИК «ФИНАМ», является устранение недозагруженности и реконструкция морально устаревших существующих производственных мощностей.

Из далека долго…

В Волгоградской области ситуация на рынке кирпича характеризуется острым дефицитом. По оценкам аналитиков, к 2015 году в области дефицит составит 95 млн. шт. условного кирпича. Ситуация усугубляется еще и тем, что за последнее время прекратили свое существование восемь (!) компаний-производителей кирпича керамического, имевших суммарную мощность 100,9 млн. шт. усл. кирпича в год. (По данным пресс-службы и информации аппарата администрации Волгоградской области.) А объемов производства действующих предприятий для устранения нехватки кирпича явно недостаточно.

Как сообщили в администрации Волгоградской области, недавно поступило коммерческое предложение от ООО «Модерн Компьютер» по созданию в Волгоградской области производства обжигового облицовочного кирпича, дорожного бордюра, тротуарной плитки и других изделий из кремнеземистой керамики. Авторы разработки, одним из которых является к.т.н., заслуженный изобретатель РФ Анатолий Храпов, утверждают, что долговечность таких изделий будет в 5–8 раз превышать срок жизни строительных изделий, выпускаемых в настоящее время. Но предложение не было реализовано, хотя создание предприятия, производящего недорогую и качественную продукцию, могло бы частично уменьшить дефицит кирпича на рынке Волгоградской области.

Толчок к развитию

По мнению экспертов, новые технологии облицовки зданий составят серьезную конкуренцию классическому кирпичу в многоэтажном и промышленном строительстве, но значительный и растущий год от года рынок малоэтажного строительства будет являться основным рынком для данного вида продукции.

Игорь Слупский, заместитель генерального директора ОАО «Славянский кирпич»:

— Данные тенденции в структуре спроса на лицевой керамический кирпич неизбежно обострят конкуренцию среди производителей, что окажет положительное влияние на производство и рынок в целом. Производители будут вынуждены расширять ассортимент как по геометрии изделий, так и по цвету и фактуре, а также расширять спектр дополнительных услуг.

Аналитики указывают на неизбежное вытеснение с индустриального рынка стеновых материалов мелкоштучных полнотелых изделий и замена их на современный керамический крупно-форматный поризованный, силикатный либо газосиликатный камень и пенобетон при сохранении стабильного рынка строительного кирпича в малоэтажном (индивидуальном) строительстве.

По мнению г-на Слупского, налаженные объемы производства крупноформатных изделий в ЮФО не могут покрыть темпы роста строительства жилых и общественных зданий, в этой связи снижение спроса на продукцию керамической отрасли маловероятно.

Принятие правильных стратегических решений собственниками действующих заводов будет способствовать сохранению и переходу отрасли на новый уровень, в противном случае на рынок придут другие игроки, а обжиг кирпича станет настоящим «отжигом».

Логотип Вестник Строительство