Александр Ткачев: «Запрещаю строить жилье, не обеспечив его дорогами, парковками, школами, детскими садами и поликлиниками»

Александр Ткачев: «Запрещаю строить жилье, не обеспечив его дорогами, парковками, школами, детскими садами и поликлиниками»

Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев выступил с посланием к депутатам Законодательного собрания Краснодарского края

Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев выступил с посланием к депутатам Законодательного собрания Краснодарского края. Основная часть выступления главы региона была посвящена общей экономической ситуации в крае и ключевым отраслям — строительству, промышленности и транспорту. Глава края отметил, что планируемый размер бюджета этого года составит 190 млрд рублей, что «дает нам возможность не только выполнять текущие обязательства, но и смотреть на перспективу». Вместе с тем Александр Ткачев подверг критике решение проблем в области экологии, мусоропереработки, самовольного строительства, которое он назвал преступным бизнесом. «Вестник» публикует выдержки из послания к депутатам ЗСК по основным направлениям развития экономики Кубани.

Жилищное строительство
Темпы ввода жилья на Кубани — одни из самых высоких в стране. Уверен: всячески поощряя эту отрасль, мы действуем правильно. Именно это не дает ценам на жилье совсем улететь в космос, как это произошло в других территориях. В то же время не секрет, что чем дальше от Краснодара, тем нового строительства меньше. И это серьезная проблема. Ведь дефицит свободного жилья приводит к тому, что в некоторых районных центрах стоимость квадратного метра уже сравнима с Краснодаром. Что, конечно, непозволительно. Возведение нового жилья должно стать одним из главных критериев работы местных властей. Главам необходимо активнее работать с застройщиками и банками, создавать им условия, строить необходимую инфраструктуру. Для этого сегодня есть все возможности. Хорошее подспорье для жилищного строительства — ипотека. Сегодня в рамках краевой программы «Народная ипотека» первоначальный взнос накапливают уже более 5 тыс. кубанцев.
В прошлом году началось строительство для них первого дома в новом микрорайоне Народный. По оценкам экспертов, количество участников программы скоро может достигнуть 50 тыс. человек. <...> Еще одним стимулом для развития жилищного строительства станет расселение ветхого и аварийного жилья. В крае осталось 170 аварийных многоквартирных домов, где проживает более 5 тыс. человек. Остальные мы уже расселили. И полностью закроем эту проблему в ближайшие годы. Отдельное внимание мы должны уделить расселению ветхого жилья в центре Краснодара. <... > В городе уже действует программа переселения жителей из ветхого жилья. Однако по ряду причин, в том числе из-за кризиса 2008 года, подкосившего многих застройщиков, она реализуется крайне медленно. Поэтому темпы расселения в ближайшее время необходимо утроить. В то же время важно, чтобы в результате активной застройки центр Краснодара не превратился в каменные джунгли. На месте сносимых трущоб должны появляться не только многоэтажки и торговые комплексы, но и парковки, скверы и зоны отдыха.

Социальная инфраструктура и благоустройство
Очень важный момент — строительство не должно стать погоней за квадратными метрами. Для нормальной жизни не менее важна социальная инфраструктура. Сегодня ее развитие отстает от темпов ввода жилья. В результате мы получаем целые спальные микрорайоны в худшем понимании этого слова. Ведь в них, кроме как спать, и делать больше нечего. Я категорически запрещаю строить жилье, не обеспечив его дорогами, парковками, школами, детскими садами и поликлиниками. Хочу предупредить всех глав городов и районов, руководителей контролирующих служб — для меня это принципиальный вопрос. В случае нарушений именно вы будете нести персональную ответственность. Особое внимание следует уделить безбарьерной среде. Потребности людей с ограниченными возможностями должны в первостепенном порядке учитываться при строительстве жилья, в работе общественного транспорта, всех государственных и муниципальных учреждений края. Отдельный вопрос — незаконное строительство. Эта проблема уже приобрела характер стихийного бедствия. И не только на побережье, где вообще стала дурной традицией. Но и в Краснодаре, где уже есть случаи самовольного захвата целых кварталов. А ведь там не то что социальной инфраструктуры нет, в этих местах электрические сети, система газоснабжения, водопровод и дороги — все рассчитано только на индивидуальные жилые дома. И если там появятся многоэтажки, нас ждет коммунальная катастрофа. У меня здесь много вопросов. Ко многим службам и инстанциям. Где приговоры суда незаконным застройщикам? Почему главы порой несвоевременно реагируют на подобного рода строительство? Это не просто самодеятельность. Это криминальный бизнес, который в открытую ведут преступные группировки. И я считаю, что незаконное строительство должно квалифицироваться как уголовное преступление. Как во всем цивилизованном мире. Пора ставить точку в этом беспределе. Я требую от правоохранительных органов и от глав администраций не просто жестких, а жестоких мер в отношении незаконных застройщиков. Если этого не случится, то единственное объяснение такой безнаказанности — это коррупция. А это уже, извините, другой разговор. И поверьте, приятным он ни для кого не будет. Особо хочу отметить, что развитие социальной инфраструктуры и благоустройство должны коснуться не только краевой столицы, курортов и районных центров. Такой же подход необходим во всех населенных пунктах края. В этом — наша принципиальная политика.

Жилищно-коммунальное хозяйство
Одним из главных атрибутов комфортного жилья стало наличие в нем газа. Ведь голубое топливо — это признак цивилизации. Газовые плиты, колонки, обогреватели в жилых домах и на дачах — все это уже настолько привычно, что нам сложно даже представить другие условия жизни. Но только для тех, у кого это есть. На сегодня газифицировано более 80% территории Кубани. Но у нас есть территории, где люди о газе пока только мечтают. Например, в Туапсинском районе газификация составляет всего 7%. Раньше мы эту проблему решить не могли — там просто не было газа. Сегодня с помощью уникального проекта «Джубга — Лазаревское — Сочи», который образовался благодаря Олимпиаде, у нас такая возможность наконец-то появилась. И мы ее будем активно использовать.
Мы рассчитываем в течение пяти лет полностью закрыть последние «белые пятна» на карте газоснабжения. Гораздо хуже ситуация с водоснабжением. Для нас это — кричащая проблема. Особенно это касается Новороссийска, Темрюкского района и северных территорий края. Люди устали слушать, что власти всех уровней просто «занимаются этим вопросом». Им еще Брежнев в свое время обещал воду. Они совершенно справедливо требуют окончательного решения. Нужно срочно строить новые водозаборы, ремонтировать существующие сети. Уже принято решение о реконструкции Таманского и Ейского групповых водоводов. Это фактически новое строительство, которое позволит бесперебойно снабжать питьевой водой Темрюкский район и северные территории края, включая Ейск. Таким образом, проблема будет решена в течение трех лет.
Что касается Новороссийска. Я помню, когда две трети города сидело без воды. И мы очень много сил потратили, чтобы в конце концов переломить эту ситуацию, — сегодня город на 90% обеспечен водой! Но проблема в очень значительных, 70-процентных потерях воды в самом Новороссийске. Поэтому нужно не только строить и ремонтировать сети, но и просто наводить порядок! В том числе и в головах руководителей эксплуатирующей компании. Прошу контролирующие органы подключиться в полной мере к этому вопросу.
Следующая проблема — работа управляющих компаний. На них жалуются по всему краю. И людей можно понять: они платят много и зачастую непонятно кому и, главное, за что. Считаю, что главам муниципальных образований в ближайшее время необходимо провести опрос об удовлетворенности населения работой управляющих компаний. Надо дойти до каждого дома. И если выяснится, что жалобы носят массовый характер, — помогать людям расторгать с такими компаниями контракт на обслуживание, искать новых инвесторов.

Экология
Увеличение количества транспортных средств, несоблюдение предприятиями и населением санитарных правил, отсутствие нормальных условий для переработки отходов — все это приводит к тому, что экологическое состояние только ухудшается. Посмотрите на некоторые наши стройки — это горы мусора и море грязи. Все в конце концов сказывается и на качестве питьевой воды, и на воздухе, которым мы дышим. Приводит к росту хронических заболеваний. Вот что мы будем делать в этом направлении. Во-первых, в крае будут построены семь мусоросжигающих и три перерабатывающих завода. Все контейнерные площадки будут приведены к современному стандарту, включающему и наличие локальных очистных сооружений, и единый архитектурный облик.
Во-вторых, мы разработаем собственный экологический закон. Он установит четкие требования к предприятиям и населению по охране окружающей среды, в том числе к транспортировке, хранению и переработке мусора.

Дороги
Уже в этом году мы удвоим объемы их строительства. Речь идет не только о реконструкции трасс федерального и краевого значения, но и о дорогах к сельским населенным пунктам, и внутригородских.
Наша главная краевая артерия — трасса «Дон». В этом году завершается ее полная реконструкция. Это наш новый, по европейским стандартам автобан. Конечно, это облегчит ситуацию с летними пробками в сторону моря и обратно. Но окончательно решить проблему заторов мы сможем только после полной реконструкции трассы Анапа — Сочи. Практически это будет новая дорога, большое и технически очень сложное строительство, включающее спрямление горных участков, строительство новых тоннелей, мостов, развязок и виадуков. Дорога вдоль побережья всего Черного моря! Мы уже получили гарантии федерального правительства о начале работ в этом направлении по завершении олимпийского строительства. То есть все строительные мощности переходят на этот проект. Критическая ситуация у нас сегодня в портовых городах. Увеличившийся поток грузов парализовал не только подъезды к городам, но и движение транспорта в жилой зоне. Печально знаменитая на всю страну новороссийская «зерновая» пробка — не единственное, а всего лишь самое яркое этому подтверждение.
Точно такие сложности испытывают жители Туапсе, Геленджика и Ейска. Люди совершенно справедливо возмущаются, ведь, по сути, они становятся заложниками чьих-то коммерческих интересов.
Это безобразие надо заканчивать. Необходимо построить новую обходную дорогу в Туапсинском районе. В Ейском районе также необходимо строительство новых подъездных дорог, обходящих заселенные территории. Кроме того, нужно проработать возможность переселения жителей данных кварталов в другие места города. Строительство новой автодороги Абинск — Кабардинка обеспечит направление потоков транспорта, минуя Новороссийск. В Геленджике нужно реконструировать объездную дорогу и оборудовать современную стоянку грузового автотранспорта на подъезде к городу.

Проблемы Краснодара
В последние годы краевой центр серьезно преобразился. Это правда. Это нельзя не отметить. Новое строительство, благоустройство — все это, конечно, радует глаз. В прошлом году Краснодар по итогам конкурса признан самым комфортным городом России. Но я думаю, что с этим не в полной мере согласны сами горожане, вынужденные проводить в пробках по два, а то и три часа в день. Предстоит реконструировать все основные городские магистрали. Необходимо построить развязки на пересечении улиц Ставропольской и Старокубанской, Красных Партизан и Тургенева, расширить улицу Дзержинского и начать строительство ее дублера. В этом году стартуют работы по возведению нового Яблоновского моста. Также будут реконструированы въезды в город со стороны Темрюка, Кропоткина, Ейска и Ростова. Начато проектирование новой южной объездной автодороги, которая наконец соединит федеральные трассы и избавит от необходимости транзита через центр города и улицу Ставропольскую.
Городу давно необходимо ликвидировать дефицит парковочных мест. Новые многоуровневые и подземные парковки должны появиться как в центре, так и в спальных микрорайонах. Все, что я сейчас перечислил, не просто декларация о намерениях. Это конкретные проекты и решения, финансирование которых край берет на себя.

Мнение эксперта
Павел Марченко, директор МУП МО «Туапсинский район» «Райводоканал»:
— Вопрос водоснабжения в крае достаточно острый. Снизить напряженность возможно, реализуя как инвестиционные, так и собственные программы. Проблемы с подачей воды в летние месяцы существуют на всем Черноморском побережье края, в том числе и в пос. Джубга Туапсинского района. Мы настояли на разработке крупного месторождения, расположенного по течению р. Шапсуго, выше с. Тенгинка Туапсинского района. Большие запасы месторождения позволят обеспечить недостающей водой не только пос. Джубгу, но и Дефановку, Инал. В перспективе мы планируем выполнить закольцовку данного водовода с пос. Новомихайловским. Таким образом, будет обеспечено гарантированное водоснабжение этого участка побережья.
Сейчас мы разрабатываем техзадание на проект переброса сточных вод из Джубги на ОСК Лермонтово. Это позволит не только избежать дорогостоящего строительства новых очистных сооружений в Джубге, но и значительно улучшить качество очистки стоков на ОСК Лермонтово. Назрела необходимость объединения водоканалов в единую структуру, которая бы вплотную занялась реконструкцией канализационных и водопроводных сетей, проектированием и строительством новых очистных сооружений канализации в районе. К примеру, не в полную нагрузку работают очистные сооружения в пос. Ольгинка: после проектирования и строительства канализационного коллектора они могут принять стоки из пос. Тюменского и Небуга. Инвесторы для выполнения этих работ есть. Это застройщики туристических кластеров и учредители санаторно-курортных предприятий, они готовы вложить деньги и в разработку месторождения воды. Заключенный контракт на сумму 106 млн рублей позволил нам уже провести часть реконструкции очистных сооружений канализации в Лермонтово и начать работу над проектом замены участка водопровода и напорных коллекторов, реконструкцию водопро-водно-канализационной станции в этом поселке.

Олег Городжанов, начальник управления муниципального контроля администрации МО «Город Краснодар»:
Администрацией МО «Город Краснодар» ведется работа по сносу самовольно возведенных объектов капитального строительства, в том числе многоквартирных домов. Уже предъявлено 334 иска (120 из них — по МКД). Удовлетворено 39 исков, по которым направлены исполнительные листы о сносе в 2012 и 2013 годах, отказов — 180, количество текущих дел, находящихся в работе управления, — 660 (по всем категориям дел, отнесенных к компетенции управления). В 2012 и 2013 гг. снесено девять объектов капитального строительства, три из них — многоквартирные жилые дома.

Виктор Хрестин, мэр Геленджика:
Обязательным условием утверждения проектов планировок новых территорий, разрабатываемых частными инвесторами, является наличие в проектной документации элементов социальной инфраструктуры (детских садов, парковок, спортивных площадок). Утвержденные ранее проекты планировок Толстого мыса, 5а микрорайона предусматривают строительство указанных объектов. В настоящее время по инициативе ЗАО «Кубанская марка» завершается разработка проекта планировки территории площадью 20 га в районе ул. Туристической, который также будет предусматривать размещение детского сада на 290 мест, открытых и закрытых парковок, достаточного числа спортивных площадок.

Владимир Евланов, мэр Краснодара:
— Проблема парковок настолько серьезная, что решать ее надо комплексно и немедленно. В связи с этим нами готовится и в ближайшее время будет принят муниципальный стандарт по обеспечению новостроек парковочными местами. Он предполагает, что жилые дома, возводящиеся в центре Краснодара, должны уже на стадии проекта учитывать создание парковочных мест из расчета два автомобиля на каждую квартиру. Для домов, расположенных в других районах, — не менее одного парковочного места на одну квартиру. Это в разы превосходит требования отставших от реалий, но все еще действующих в РФ СниПов.
Логотип Вестник Строительство