Сергей Алпатов: «Логика и мировой опыт диктуют необходимость развития подземного пространства»
По мнению специалистов, роль подземного строительства при создании инфраструктуры в России в ближайшие годы должна значительно возрасти
По мнению специалистов, роль подземного строительства при создании инфраструктуры в России в ближайшие годы должна значительно возрасти. Уже сегодня в Москве активно развивают метро, а город Сочи, благодаря темпам и масштабам тоннельного строительства, стал примером транспортного развития не только в России, но и в мире. И если раньше утверждали, что строить под землей долго и дорого, то теперь многие считают, что возможности подземного строительства используются недостаточно.
С появлением новых технологий тоннельное строительство в городах практически сравнялось по стоимости со строительством эстакад, а строительство подземных объектов не дороже наземных, зато эксплуатационные расходы подземных сооружений ниже. Сегодня развитие подземной инфраструктуры — это общепризнанная мировая тенденция, способствующая эффективному решению наиболее острых проблем современных крупных городов: территориальных, транспортных и экологических. В то же время во всех регионах, где есть финансовые, политические, технические возможности для проектирования и строительства подземных сооружений, сталкиваются с одними и теми же трудностями: отсутствием законодательства и равнодушием власти. Именно эти вопросы поднимались 21 марта 2013 года в Северной столице во время проведения круглого стола «Развитие подземного пространства как одно из решений освоения территории Санкт-Петербурга». Инициатором проведения мероприятия стала Гильдия управляющих и девелоперов, партнером выступило НП «Объединение подземных строителей» — организация, отстаивающая интересы строителей и проектировщиков подземных сооружений из разных регионов страны. «Сегодня мы чувствуем поддержку не только профессионалов подземного строительства, но и девелоперов», — отметил директор НП «Объединение подземных строителей» Сергей Алпатов. По его мнению, необходимо «единым фронтом доказывать государству и городскому правительству, что без освоения подземного пространства развивать город невозможно».
Существует мнение, что строительство подземных сооружений слишком затратно. Однако, как правило, в конечном итоге подземные сооружения оказываются не дороже надземных; если же в применяемых методиках расчета учитывать такие показатели, как стоимость земли, эксплуатационные расходы, повышение энергоэффективности, то во многих случаях подземное строительство оказывается более экономичным, чем наземное, и ему отдается предпочтение. Так, строительство производственных зданий в Швеции, Норвегии, Франции подтверждает возможность их экономичного размещения под землей в суровых климатических условиях (при повышенном энергопотреблении на отопление) или при необходимости кондиционирования воздуха. В Норвегии при проектировании крупного телефонного узла сравнивали варианты его подземного и наземного расположения. Так как стоимость 1 кв. метра подземного здания 3100 крон, а наземного — 2400 крон, то определяющими оказались экономия электроэнергии, составляющая 55%, и отсутствие свободной площади для наземного здания в центре. Кроме того, к данному подземному объекту были пристроены плавательный бассейн и сооружение гражданской обороны общей площадью 40 тыс. кв. метров. Исходя из российского опыта, следует отметить, что строительство станции метрополитена приводит к существенному повышению стоимости земли и цен на жилье поблизости. Руководитель ПИ «Геореконструкция», доктор технических наук, профессор ПГУПС Владимир Улицкий в качестве примера приводит подземный паркинг под Комендантской площадью диаметром 80 м и глубиной 21 м. Сооружение состоит из семи подземных этажей и рассчитано на 2 тыс. машино-мест. При этом затраты на строительство были сопоставимы со стоимостью возведения объекта на земле. Так, 1 кв. метр стройки стоил 2 тыс. долларов, благодаря тому, что были выполнены расчеты по безопасности, а сами защитные стены подземного сооружения стали фундаментами для группы зданий на поверхности. «В Финляндии есть многолетний план по освоению подземного пространства Хельсинки, который привязан к развитию транспортной инфраструктуры, — указывает Владимир Улицкий. — Петербургу необходимо разработать соответствующий документ, увязанный с генеральным планом города, так как случайно намеченные подземные объемы могут в дальнейшем стать препятствием для развития транспортной инфраструктуры мегаполиса». К сожалению, малая информированность городских властей и отсутствие единого градостроительного плана, учитывающего в том числе преимущества подземного строительства, не позволяют приступить к интенсивному развитию современной подземной инфраструктуры.
К тому же развитие подземного строительства сдерживает несовершенство законодательства и отсутствие современной нормативно-технической базы. Как указывают эксперты, ни федеральное, ни региональное законодательство в достаточной степени не регулируют имущественные и правовые отношения в области подземного строительства, в частности права на собственность наземного здания и расположенного на некоторой глубине под ним подземного сооружения, а также вопросы регистрации собственности, использования подземного пространства как ресурса недр и многие другие. Поэтому необходимо внести ряд изменений и дополнений в такие нормативно-правовые акты РФ, как Градостроительный кодекс, Земельный кодекс, законы «О недрах», «О государственном кадастре недвижимости» и «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Помимо корректировки законодательства, необходима разработка целого ряда нормативно-технических документов в области проектирования, строительства и эксплуатации подземных сооружений. В 2011-2012 гг. при участии специалистов «Объединения подземных строителей» разработано пять стандартов НОСТРОЙ, регламентирующих работы по освоению подземного пространства. НП «Объединение подземных строителей» инициировало и проводит разработку межгосударственного свода правил «Подземные инженерные коммуникации. Прокладка горизонтально направленным бурением». Этот документ войдет в доказательную базу технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», и ожидается, что его примут уже в текущем году. Проектировщики, строители и девелоперы единодушно признают, что логика и мировой опыт развития мегаполисов диктуют необходимость освоения подземного пространства. Однако наша страна в этом отношении значительно отстает от развитых стран Европы, Америки и Азии. Заслушав доклады и сообщения, участники круглого стола пришли к однозначному выводу: для улучшения качества городской среды требуются комплексный подход к созданию подземной инфраструктуры и четкое взаимодействие между всеми его участниками. Но в первую очередь необходимо, чтобы городская власть выступила главным инициатором освоения подземного пространства российских мегаполисов.
Участники круглого стола утверждают, что соответствующая государственная политика в области освоения подземного пространства и грамотный комплексный подход к долгосрочному планированию позволят реально улучшить транспортную и экологическую ситуацию, сохранить исторический облик, сделать российские города удобными и комфортными для жителей и туристов.
С появлением новых технологий тоннельное строительство в городах практически сравнялось по стоимости со строительством эстакад, а строительство подземных объектов не дороже наземных, зато эксплуатационные расходы подземных сооружений ниже. Сегодня развитие подземной инфраструктуры — это общепризнанная мировая тенденция, способствующая эффективному решению наиболее острых проблем современных крупных городов: территориальных, транспортных и экологических. В то же время во всех регионах, где есть финансовые, политические, технические возможности для проектирования и строительства подземных сооружений, сталкиваются с одними и теми же трудностями: отсутствием законодательства и равнодушием власти. Именно эти вопросы поднимались 21 марта 2013 года в Северной столице во время проведения круглого стола «Развитие подземного пространства как одно из решений освоения территории Санкт-Петербурга». Инициатором проведения мероприятия стала Гильдия управляющих и девелоперов, партнером выступило НП «Объединение подземных строителей» — организация, отстаивающая интересы строителей и проектировщиков подземных сооружений из разных регионов страны. «Сегодня мы чувствуем поддержку не только профессионалов подземного строительства, но и девелоперов», — отметил директор НП «Объединение подземных строителей» Сергей Алпатов. По его мнению, необходимо «единым фронтом доказывать государству и городскому правительству, что без освоения подземного пространства развивать город невозможно».
Существует мнение, что строительство подземных сооружений слишком затратно. Однако, как правило, в конечном итоге подземные сооружения оказываются не дороже надземных; если же в применяемых методиках расчета учитывать такие показатели, как стоимость земли, эксплуатационные расходы, повышение энергоэффективности, то во многих случаях подземное строительство оказывается более экономичным, чем наземное, и ему отдается предпочтение. Так, строительство производственных зданий в Швеции, Норвегии, Франции подтверждает возможность их экономичного размещения под землей в суровых климатических условиях (при повышенном энергопотреблении на отопление) или при необходимости кондиционирования воздуха. В Норвегии при проектировании крупного телефонного узла сравнивали варианты его подземного и наземного расположения. Так как стоимость 1 кв. метра подземного здания 3100 крон, а наземного — 2400 крон, то определяющими оказались экономия электроэнергии, составляющая 55%, и отсутствие свободной площади для наземного здания в центре. Кроме того, к данному подземному объекту были пристроены плавательный бассейн и сооружение гражданской обороны общей площадью 40 тыс. кв. метров. Исходя из российского опыта, следует отметить, что строительство станции метрополитена приводит к существенному повышению стоимости земли и цен на жилье поблизости. Руководитель ПИ «Геореконструкция», доктор технических наук, профессор ПГУПС Владимир Улицкий в качестве примера приводит подземный паркинг под Комендантской площадью диаметром 80 м и глубиной 21 м. Сооружение состоит из семи подземных этажей и рассчитано на 2 тыс. машино-мест. При этом затраты на строительство были сопоставимы со стоимостью возведения объекта на земле. Так, 1 кв. метр стройки стоил 2 тыс. долларов, благодаря тому, что были выполнены расчеты по безопасности, а сами защитные стены подземного сооружения стали фундаментами для группы зданий на поверхности. «В Финляндии есть многолетний план по освоению подземного пространства Хельсинки, который привязан к развитию транспортной инфраструктуры, — указывает Владимир Улицкий. — Петербургу необходимо разработать соответствующий документ, увязанный с генеральным планом города, так как случайно намеченные подземные объемы могут в дальнейшем стать препятствием для развития транспортной инфраструктуры мегаполиса». К сожалению, малая информированность городских властей и отсутствие единого градостроительного плана, учитывающего в том числе преимущества подземного строительства, не позволяют приступить к интенсивному развитию современной подземной инфраструктуры.
К тому же развитие подземного строительства сдерживает несовершенство законодательства и отсутствие современной нормативно-технической базы. Как указывают эксперты, ни федеральное, ни региональное законодательство в достаточной степени не регулируют имущественные и правовые отношения в области подземного строительства, в частности права на собственность наземного здания и расположенного на некоторой глубине под ним подземного сооружения, а также вопросы регистрации собственности, использования подземного пространства как ресурса недр и многие другие. Поэтому необходимо внести ряд изменений и дополнений в такие нормативно-правовые акты РФ, как Градостроительный кодекс, Земельный кодекс, законы «О недрах», «О государственном кадастре недвижимости» и «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Помимо корректировки законодательства, необходима разработка целого ряда нормативно-технических документов в области проектирования, строительства и эксплуатации подземных сооружений. В 2011-2012 гг. при участии специалистов «Объединения подземных строителей» разработано пять стандартов НОСТРОЙ, регламентирующих работы по освоению подземного пространства. НП «Объединение подземных строителей» инициировало и проводит разработку межгосударственного свода правил «Подземные инженерные коммуникации. Прокладка горизонтально направленным бурением». Этот документ войдет в доказательную базу технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», и ожидается, что его примут уже в текущем году. Проектировщики, строители и девелоперы единодушно признают, что логика и мировой опыт развития мегаполисов диктуют необходимость освоения подземного пространства. Однако наша страна в этом отношении значительно отстает от развитых стран Европы, Америки и Азии. Заслушав доклады и сообщения, участники круглого стола пришли к однозначному выводу: для улучшения качества городской среды требуются комплексный подход к созданию подземной инфраструктуры и четкое взаимодействие между всеми его участниками. Но в первую очередь необходимо, чтобы городская власть выступила главным инициатором освоения подземного пространства российских мегаполисов.
Участники круглого стола утверждают, что соответствующая государственная политика в области освоения подземного пространства и грамотный комплексный подход к долгосрочному планированию позволят реально улучшить транспортную и экологическую ситуацию, сохранить исторический облик, сделать российские города удобными и комфортными для жителей и туристов.
Похожие
Новое в строительстве
Популярное