Удвоенный спрос на энергосбережение

Удвоенный спрос на энергосбережение

За три года за счет целевых кредитов, предоставленных IFC и другими международными финансовыми институтами, банки профинансировали более 25 проектов в сфере энергосбережения на Юге России

Если год назад всего 12 южнороссийских компаний получили целевое финансирование по программе IFC (Международная финансовая корпорация) по стимулированию инвестиций в энергосбережение, то сегодня спрос малого и среднего бизнеса на внедрение энергоэффективного оборудования вырос более чем в два раза. По мнению руководителя программы IFC в ЮФО Григория Казаряна, к 2010 году число предприятий, обращающихся за таким финансированием, а также число финансовых институтов, предоставляющих целевые кредиты на энергоэффективные проекты, значительно увеличится.

Одна из целей программы IFC — создать рынок финансирования энергоэффективных продуктов, которые реализуются через банки и лизинговые компании. Чем их больше, тем шире выбор для клиентов, больше возможностей получить финансирование. В программе IFC по россии сейчас участвуют Independent Leasing, МДМ Банк, «Центр-Инвест», НБД Банк, татфондбанк, Урса Банк.

«И это не предел, — отмечает Григорий Казарян. — всего в России с нами работает шесть финансовых структур. Если через полгода-год цифра достигнет 8–10, это будет хорошим результатом. Наша цель — включить в работу к 2010 году 10–12 финансовых институтов по всей России».

На Юге России финансирование можно получить через Independent Leasing, МДМ Банк, «Центр-Инвест». «С учетом того, что малый и средний бизнес активно развивается в небольших городах (например, Новочеркасске, Таганроге, Батайске, Тимашевске, Волгодонске, Кропоткине и других), то банки, с которыми мы сотрудничаем, финансируют компании не только в областных центрах — Ростове-на-Дону или Краснодаре, но и в небольших городах Юга России», — добавляет Григорий Казарян.

Конечно, в вопросе кредитования предприятий для внедрения энергосберегающего оборудования многое зависит от возможностей каждой компании, от отрасли, в которой она работает, конкурентной среды и прочих факторов. Например, для предприятий, работающих на быстрорастущих рынках, главное — не сокращать издержки путем замены энергоемкого оборудования, а увеличить объем выпускаемой продукции. Поэтому они много вкладывают в продвижение, маркетинг.

Заинтересованность в инвестициях в энергосбережение складывается из различных позиций. «Я знаю компании, у которых большую долю затрат составляет сырье (до 70% от себестоимости конечной продукции), — приводит пример Григорий Казарян. — Допустим, если сырье нужно в январе, а сегодня его можно купить по наиболее выгодной цене, то предприятие купит его и оно будет лежать. Здесь уже не до модернизации: энергозатраты в себестоимости данной продукции будут составлять порядка 5% в объеме общих затрат компании — эти издержки по большому счету второстепенны».

Вкладываться в модернизацию предприятие будет только тогда, когда поймет: чем меньше издержки, тем больше гибкости действий на рынке. Еще один стимул для компаний — рост тарифов: старое оборудование все больше усложняет работу, качество продукции снижается, а при этом растущие тарифы на энергоресурсы делают ее все дороже. По словам руководителя программы IFC в ЮФО, на рынках с очень жесткой конкуренцией единственный способ увеличить прибыль для компании — заменить старое энергоемкое оборудование на энергоэффективное. Ведь возможность увеличения цены своей продукции имеет границы. Для россии экономия энергоресурсов на единицу продукции может составить более 30–40%, в зависимости от типа оборудования.

«Одно дело, когда тариф 1,4–1,5 руб. за кВт энергии, а другое — удорожание его в ближайшей перспективе до 2,5–3 руб. соответственно, если раньше доля энергозатрат в себестоимости составляла 5–7%, то теперь она вырастет до 15%. А это прямой стимул для внедрения энергосберегающего оборудования, — поясняет Григорий Казарян. — Сложно назвать конкретную цифру, но то, что об энергоэффективности задумывается все больше и больше компаний, очевидно». Наибольший эффект экономии дает реализация комплексного подхода к энергосбережению. Пока такие примеры на Юге, к сожалению, единичны. Это объясняется значительной финансовой нагрузкой на предприятие, а к этому пока не все готовы. Увеличить активность компаний могли бы «меры по стимулированию»: они помогут создать условия, при которых как можно больше предприятий были бы заинтересованы в оптимизации использования ресурсов.

По словам Григория Казаряна, наиболее часто применяемые в мире формы такого стимулирования включают программы, направленные на повышение информированности (энергоаудиты, расходы на проведение которых обычно субсидируются, подготовка демонстрационных материалов, описание конкретных примеров, демонстрация технологий, отчеты и справочники), стандарты энергопотребления для промышленного оборудования и маркировку энергопотребления выпускаемых продуктов, программы, улучшающие доступ к финансированию проектов энергоэффективности, налоговые льготы и фискальные инструменты, которые зачастую привязаны к целевым соглашениям между государственными органами и промпредприятиями, а также введение налогов на выбросы СО2 или других загрязняющих соединений.

Финансирование энергоэффективных проектов охватывает разные отрасли и компании — пекарни, предприятия, выпускающие металлопродукцию, стройматериалы, одежду, типографии, упаковочные и кондитерские предприятия. Единственная из энергоемких сфер, с которой возникают сложности, — это ЖКХ. Пока инвестиции только пробивают себе дорогу в коммунальное хозяйство.

Причин несколько. Во-первых, в программе IFC могут принять участие предприятия, где доля частной собственности достигает 51% и более, а большинство компаний в секторе — в муниципальной собственности. Во-вторых, у МУПов и ГУПов зачастую отсутствует достаточное обеспечение по кредиту. Выход из ситуации — в акционировании, повышении капитализации предприятий ЖКХ и возможности концессии.

По мнению Григория Казаряна, эта сфера станет привлекательной тогда, когда будет понятен механизм (источник) возврата заемных средств и будут разработаны конкретные проекты с более эффективным использованием энергоресурсов.

На успех реализации программы влияют разные факторы. Конечно, проблема с «длинными деньгами», рост процентных ставок, а также нестабильность на финансовом рынке негативно отражаются на ситуации в целом: многие российские банки не заинтересованы финансировать такие проекты. С другой стороны, рост числа кредитных предложений подразумевает большую конкуренцию финансовых институтов.

В борьбе за клиентов они предоставляют льготные условия. Это может быть не только процентная ставка, но и меньшее залоговое обеспечение, более гибкий график финансирования, дополнительные услуги. судя по количеству финансируемых проектов и тенденции к их росту по всей стране, это говорит о доступности кредитов.

Логотип Вестник Строительство